Может ли конь плакать

Опубликовано: 15.05.2022

О чём плачут лошади

Микропересказ : Лошадь спросила у человека: правда ли, что когда-то их племени жилось легко и привольно, люди их любили и ценили. Человек не смог признаться лошади, что это правда, и потерял её дружбу и доверие.

Колхозным лошадям жилось очень нелегко. Вечно пьяный конюх за ними почти не ухаживал, забывал кормить и поить. Целый день лошади паслись на лугу вокруг столба, к которому были привязаны, дочиста выщипывая всю траву в пределах досягаемости. Их мучила жажда и донимал гнус. Каждый деревенский житель, проходя мимо несчастных животных, обязательно бросал им пучок травы.

Рассказчик тоже старался скрасить лошадям их нелёгкую долю и часто угощал бедняг хлебом.

Рассказчик — главный герой рассказа, прошёл войну, любит лошадей

Однажды он заметил среди лошадей свою любимицу Рыжуху.

Рыжуха — немолодая лошадь, любимица рассказчика

Она отличалась от своих доходяг-сородичей тем, что сумела сохранить весёлый нрав, была чистой, гладкой и бодрой. Но в этот раз Рыжуха не взяла у рассказчика хлеб. Он увидел в её глазах слёзы. Из рассказа своей любимицы он узнал, что у лошадей был спор о лошадиной жизни.

На дальнем сенокосе Рыжуха познакомилась со старой кобылой, которая помнила песни о тех временах, когда лошадям жилось хорошо. Песни эти старая кобыла услышала от своей матери, а та от своей. Когда Рыжуха слушала эти песни, ей было легче работать, она забывала про жару, голод и злого мужика, который сёк лошадей кнутом. Вернувшись на луг, Рыжуха рассказала о песнях старой кобылы своим товарищам, но те подняли её на смех, сказали, что это враньё, и попросили не травить душу.

Рыжуха спросила у рассказчика, правда ли то, о чём говорится в песне. Рассказчик не мог выдержать взгляда Рыжухи. Он знал, что это правда, но не мог сказать об этом своей четвероногой подруге. Некогда «вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти», зависела от коня — единственного кормильца. Порой крестьяне сами недоедали, но лошадь, главную опору хозяйства, кормили досыта.

Во времена первых колхозов все ссоры были из-за лошадей. Мужики, сдавшие своих коней в общую конюшню, считали, что за ней плохо ухаживают.

Сам рассказчик, вернувшись в 1947 с войны, сразу вспомнил о своём старом коне. Узнав, что он погиб в День Победы, рассказчик долго и безрезультатно искал его останки.

Рыжуха с мольбой смотрела на рассказчика, но тот, отводя взгляд, торопливо бросил лошадям хлеб, с преувеличенной бодростью похлопал их по спинам и ушёл. За его спиной воцарилась тишина — лошади не ели хлеб, не хрустели травой, а молча смотрели ему вслед.

Рассказчик понял, что совершил непоправимую ошибку, и у него больше никогда не будет такой искренности и доверия в отношении с Рыжухой. На него навалилась «тяжёлая лошадиная тоска», он почувствовал себя «каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы…».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Урок литературы в 7-м классе. Ф.А. Абрамов. "О чем плачут лошади"

2. На стендах оформленные ребятами рисунки и отзывы о прочитанных произведениях о лошадях.

Ход урока

Ребята, обратите внимание на загадку. О ком она? Сегодня мы с вами поговорим о лошади.

Просто "лошадь" - что это? Эти животные были одомашнены 5000 лет назад. Предками современных лошадей являются тарпаны, появившиеся в 3 веке до н.э. Это было второе по счету одомашненное животное после собаки. Издавна лошади выполняли разнообразную работу: перевозку почты и пассажиров, военные походы и рыцарские турниры, конноспортивные состязания и пахоту. Во все времена были лошади- аристократы и лошади- плебеи. Особая роль отводилась лошади на Руси - крестьянской стране. В.И. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка" приводит около 200 пословиц и поговорок, связанных с лошадью. Для русского народа лошадь была кормилицей (потеря кормильца часто была равносильна смерти). Не гордые и пылкие, а тихие и работящие, часто не досыта накормленные, но всегда безропотно работающие, даже до полного изнеможения, лошади стали символом крестьянской Руси.

В седьмом классе мы уже читали произведение о лошади. Какое?

(В.В. Маяковский "Хорошее отношение к лошадям"). Подготовленный заранее ученик читает наизусть стихотворение.

Били копыта.
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. -
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким
клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала! -
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой
ему.
Подошёл
и вижу
глаза лошадиные:
Улица опрокинулась,
течёт по-своему:
Подошёл и вижу -
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти:
И какая-то общая
звериная тоска, плеща,
вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
Чего вы думаете, что вы их
плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему
лошадь".
Может быть -
старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя
казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала,
рыжий ребёнок.
Пришла весёлая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребёнок,
и стоило жить,
и работать стоило.

Почему упавшая, плачущая лошадь в конце стихотворения "хвостом помахивала", была "довольная". (Ей посочувствовали, поддержали морально).

Еще одно замечательное стихотворение Б. Слуцкого "Лошади в океане". (Читает наизусть подготовленный ученик).

Лошади умеют плавать,
Но - не хорошо. Недалеко.

"Глория" по-русски значит "Слава", -
Это вам запомнится легко.

Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей топтались день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья всё ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.

Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.

Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.

И сперва казалось - плавать просто,
Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.

Вот и всё. А всё-таки мне жаль их -
Рыжих, не увидевших земли.

Жаль лошадей, тонущих в океане, но жаль и тех, кто плачет. О чем плачут лошади? Как вы думаете? (Ответы учеников: "Лошади могут плакать оттого, что люди думают прежде всего о себе, невнимательны к животным, а иногда вообще плохо обращаются с ними").

П. Ф. А. Абрамов - русский писатель (1920-1983 гг.). Главное его произведение - тетралогия "Пряслины", но было им написано еще много рассказов и повестей. В основном, он писал о проблемах деревни, о человеке - труженике. Сегодня мы читаем его рассказ "О чем плачут лошади". (Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях 7 класс, часть П. Автор-составитель В.Я.Коровина. Москва: "Просвещение", 2005 год).

Чтение рассказа заранее подготовленными учащимися.

Словарная работа: Лексическое значение слов мезенки, каурый, гнедой, вороной, чалый.

(Мезенки - некрупные, но выносливые и неприхотливые, хорошо приспособленные к условиям севера лошади; каурый - темно-коричневая масть лошади, отсюда их клички - Карьки, Карюхи; гнедой - красно- коричневый окрас с чёрной гривой и хвостом, клички - Гнедки, Гнедухи; вороной - чёрный окрас лошади, клички - Воронки, Воронухи; чалый - светло-коричневый, даже палевый окрас шерсти лошади.)

  • О чем и о ком этот рассказ? <об отношении людей к лошадям, о самих лошадях и о людях, именно человек приручил лошадь - он за нее в ответе.)
  • Как относятся люди к лошадям в рассказе Абрамова? <Конюх Миколка спустя рукава; старушонки, бабы сопереживают лошадям; главный герой с особым вниманием).
  • Кто из лошадей особенно выделяется в рассказе? Почему? <Рыжуха; зачитывается описание ее: "А Рыжуха - нет. Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же ещё сохранила свой весёлый, неунывающий характер, нервность молодости. Обычно, завидев меня, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла верёвка, обегала вокруг кола, то есть совершала, как я называл это, свой приветственный круг радости.")
  • Как герой рассказа относился к лошадям и Рыжухе?
  • Докажите, что он понимал и любил этих животных. <Он их кормит, ласкает Рыжуху. "Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство - в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола.
Я частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, я все равно останавливался возле них, дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по теплым бархатным губам и потом долго, чуть не весь день, ощущал на своей ладони ни с чем не сравнимый конский душок.

Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую - лошадиную - красоту, и я мог не минутами, а часами смотреть на этих добрых и умных животных, вслушиваться в их однообразное похрустывание, изредка прерываемое то недовольным пофыркиванием, то коротким всхрапом - пыльная или несъедобная травка попалась". Рассказ автора о Карьке: "Я, отрезанный ломоть, студент университета, еще накануне войны не мог спокойно пройти мимо своего Карька, который когда-то как солнце освещал всю жизнь нашей многодетной, рано осиротевшей семьи. И даже война не вытравила во мне память о родном коне.

Помню, в сорок седьмом вернулся в деревню. Голод, разор, запустение, каждый дом рыдает по невернувшимся с войны. А стоило мне увидеть первую лошадь, и на мысли пришел Карько.

- Нету вашего Карька,- ответил мне конюх-старик.- На лесном фронте богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали? Нет, лошади тоже победу ковали, да еще как.

В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег, и года три назад, когда мне довелось быть в Россохах, где когда-то в войну шла заготовка леса, я попытался разыскать останки своего коня.

Лесопункта давно уже не было. Старые бараки, кое-как слепленные когда-то стариками да мальчишками, развалились, заросли крапивой, а на месте катища, там где земля была щедро удобрена перегнившей щепой и корой, вымахали густые заросли розового иван-чая.

Я побродил возле этих зарослей, в двух-трех местах даже проложил через них тропу, но останков никаких не нашел. ")

Хотя конюх Миколка безответственно относился к животным, но от голода и гнуса они не плакали. Почему же заплакала Рыжуха? О чем ей пела Забава? (Не только песни вызвали слезы Рыжухи, но и злость ее товарок и товарищей).

Права ли была Забава? Докажите. (Да, права: лошадь раньше переживала более счастливые времена, ее холили, жалели, "скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба": "Все, все правильно говорила старая кобыла, ничего не соврала. Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба - мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра. Нам не привыкать. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать свое сокровище!

Да, да, сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес. Да и не погулять как следует.

Полвека прожил я на белом свете и чудес, как говорится, повидал немало - и своих и заморских, ан нет, русские гулянья на лошадях о масленице сравнить не с чем.

Все преображалось как в сказке. Преображались мужики и парни - чертом выгибались на легких расписных санках с железными подрезами,- преображались лошади. Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Потешьте сердце молодецкое. Раздуйте метель-огонь на всю улицу!

И лошади раздували. Радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы - услада русской души.

Первая игрушка крестьянского сына - деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного, отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой 2 , коню молился. И конской подковой - знаком долгожданного мужицкого счастья - встречало тебя почти каждое крыльцо. Все - конь, все - от коня: вся жизнь крестьянская с рождения до смерти.

Ну и что же удивительного, что из-за коня, из-за кобылы вскипали все главные страсти в первые колхозные годы!

У конюшни толкались, митинговали с утра до ночи - так выясняли свои отношения. Сбил у воронка холку, не напоил Гнедуху вовремя, навалил слишком большой воз, слишком быстро гнал Чалого, и вот уж крик, вот уж кулаком в рыло заехали.")

  • Как вы думаете, главный герой рассказа был другом Рыжухи? А каким должен быть друг? (Честным, откровенным, способным разделить горе товарища).
  • Почему же тогда друг Рыжухи соврал ей? Не захотел честно обо всем рассказать? (Анализ эпизода. " А я вдруг напустил на себя бесшабашную удаль и воскликнул:
- Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой! Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.

И вслед за тем, избегая глядеть в глаза Рыжухе, я торопливо бросил на луг, напротив ее вытянутой морды, давно приготовленный кусок хлеба, потом быстро оделил хлебом других лошадей и с той же разудалой бесшабашностью театрально вскинул руку:

- Покель! В энтом деле без банки нам все равно не разобраться. - И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке. "Модные джинсы", "разудалая бесшабашность", "развязнаяпоходка", пошлые словечки. ). Цивилизация?! Не за ней ли кроется предательство? Главный герой "обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг. ".

  • В чем именно? (Не разделил их заботы; посочувствовать - значит помочь, но легче прикинуться равнодушным "стилягой").
  • Почему же герой почувствовал себя нелепым, отжившим существом? (Нарушена связь человека и природы).
  • Какие раздумья вызвал у вас рассказ? В какой мере он обращен ко всем нам?

IV. Заключительное слово учителя.

1. Село. Лошадь. 60-е годы - гужевой транспорт. 80-е гг. - конеферма, плуг обрабатывал землю. Есть ли лошадь сейчас? Огромные деньги тратятся на "декоративных" собак и кошек - выставки, прически, массаж, еда. Но нет денег, чтобы сохранить того, кто нам преданно служил тысячи лет. Исчезла лошадь, уменьшается поголовье рогатого скота. Что нас ожидает дальше?

2. Надпись на обратной стороне доски:

Жизнь человека на Земле
прочно и навсегда
связана с животными -
с птицами,
насекомыми и зверями.
Человек
очень силен
и очень мудр.
Поэтому он должен быть
очень добр, благороден
и разумен
в своих отношениях
с животными.

- О чём это? Как по-другому об этом сказал А.-С.Экзюпери? ("Мы в ответе за тех, кого приручили".)

V. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: "Какие раздумья вызвал у вас рассказ Ф.А.Абрамова "О чём плачут лошади"?"

О чем плачут лошади

Я частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, я все равно останавливался возле них, дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по теплым бархатным губам и потом долго, чуть не весь день, ощущал на своей ладони ни с чем не сравнимый конский душок.

Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними.

Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособленных к тяжелым условиям Севера. И доставалось Рыжухе не меньше, чем ее подругам и товарищам. В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и даже вены в пахах начинали пухнуть.

И все-таки Рыжуха выгодно выделялась среди своих сородичей.

На некоторых из них просто мочи не было смотреть. Какие-то неряшливые, опустившиеся, с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре.

Обычно, завидев меня, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла веревка, обегала вокруг кола, то есть совершала, как я называл это, свой приветственный круг радости.

Сегодня Рыжуха при моем приближении не выказала ни малейшего воодушевления. Стояла возле кола неподвижно, окаменело, истово, как умеют стоять только лошади, и ничем, решительно ничем не отличалась от остальных кобыл и коней.

Рыжуха молча продолжала плакать.

Я насилу успокоил ее. И вот что в конце концов рассказала она мне.

На дальнем покосе, с которого только что вернулась Рыжуха, она познакомилась с одной старой кобылой, с которой на пару ходила в конной косилке. И вот эта старая кобыла, когда им становилось совсем невмоготу (а работа там была каторжная, на износ), начинала подбадривать ее своими песнями.

Я не выдержал прямого, вопрошающего взгляда Рыжухи. Я отвел глаза в сторону и тут мне показалось, что отовсюду, со всех сторон, на меня смотрят большие и пытливые лошадиные глаза. Неужели то, о чем спрашивала меня Рыжуха, занимало и других лошадей? Во всяком случае, обычного хруста, который всегда слышится на лугу, не было.

Ну и что же удивительного, что из-за коня, из-за кобылы вскипали все главные страсти в первые колхозные годы!

У конюшни толклись, митинговали с утра до ночи, там выясняли свои отношения. Сбил у Воронка холку, не напоил Гнедуху вовремя, навалил слишком большой воз, слишком быстро гнал Чалого, и вот уж крик, вот уж кулаком в рыло заехали.

Э-э, да что толковать о хозяевах, о мужиках, которые всю жизнь кормились от лошади!

Я, отрезанный ломоть, студент университета, еще накануне войны не мог спокойно пройти мимо своего Карька, который когда-то, как солнце, освещал всю жизнь нашей многодетной, рано осиротевшей семьи. И даже война, даже война не вытравила во мне память о родном коне.

Помню, в сорок седьмом вернулся в деревню. Голод, разор, запустение, каждый дом рыдает по не вернувшимся с войны. А стоило мне увидеть первую лошадь, и на мысли пришел Карько.

В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег, и года три назад, когда мне довелось быть в Росохах, где когда-то в войну шла заготовка леса, я попытался разыскать останки своего коня.

Лесопункта давно уже не было. Старые бараки, кое-как слепленные когда-то стариками да мальчишками, развалились, заросли крапивой, а на месте катища, там, где земля была щедро удобрена щепой и корой, вымахали густые заросли розового иван-чая.

И вслед за тем, избегая глядеть в глаза Рыжухе, я торопливо бросил на луг, напротив ее вытянутой морды, давно приготовленный кусок хлеба, потом быстро оделил хлебом других лошадей и с той же разудалой бесшабашностью театрально вскинул руку:

А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена?

Я пересек пересохшее озеро, вышел на старую, сохранившуюся еще от доколхозных времен межу, которая всегда радовала меня своим буйным разнотравьем.

Но я ничего не видел сейчас.

Все мое существо, весь мой слух были обращены назад, к лошадям. Я ждал, каждым своим нервом ждал, когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом и хрумканьем стричь траву на лугу.

Ни малейшего звука не доносилось оттуда.

И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

Краткое содержание «О чем плачут лошади»

Рассказ «О чем плачут лошади» Абрамова был написан в 1973 году. Форма этого произведения – «рассказ в рассказе», в котором автор утешает любимую кобылу Рыжуху и вспоминает своего коня Карько, загубленного во время войны.

Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «О чем плачут лошади». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Рассказчик – деревенский житель, добрый человек с чутким, любящим сердцем.

Другие персонажи

Миколка – вечно пьяный конюх, безответственный и ленивый работник.

Краткое содержание

Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он будто вновь попадает «в свое далекое детство – в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек» . Нередко он берет с собой хлеб, чтобы покормить лошадей, которых очень любит.

Лошади вызывают у героя противоречивые чувства: они волнуют, радуют его, но вместе с тем вызывают «чувство жалости и даже какой–то непонятной вины перед ними» . Он знает, что этим прекрасным умным животным живется совсем несладко. «Конюх Миколка, вечно пьяный» , может по целым дням не появляться на лугу, и тогда лошади сильно страдают от голода и жажды.

Среди лошадей особой любовью у героя пользуется Рыжуха – небольшая неказистая кобылка. Она выгодно отличается тем, что смогла сохранить «свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости» .

Рыжуха всегда радовалась при появлении героя, но в этот раз она встретила его равнодушно. Желая задобрить кобылу, он протягивает ей краюху хлеба и неожиданно замечает в ее больших умных глазах… слезы.

Герой пытается узнать у Рыжухи причину ее слез и в ответ слышит печальную историю о том, каково раньше жилось лошадям. Кобыла рассказывает, что остальные лошади подняли ее на смех, когда она спела им песню о былой привольной и сытной лошадиной жизни.

Ведь были же времена, когда лошадей «называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами» . Об этом она узнала от старой кобылы, с которой работала на дальнем покосе. Рыжуха хотела подбодрить своих товарищей песней, в ответ они попросили ее замолчать и не травить им душу.

Рыжуха пристально смотрит своими заплаканными выразительными глазами в лицо рассказчика и спрашивает о том, правда ли была такая жизнь у лошадей раньше?

Герой вынужден признаться, что в былые дни крестьяне почитали лошадь настоящим сокровищем, берегли и заботились, «потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес» .

В памяти всплывает его верный конь Карько, который всю войну верой и правдой служил людям, а «свой жизненный путь закончил в самый День Победы» . Колхозники сверху на него «обрушили тяжеленные бревна» , чтобы отметить праздник.

Рассказчик ничем не может успокоить лошадей. Герой покидает луг, но чувствует, что у Рыжухи уже не будет к нему былого доверия, и «тоска, тяжелая лошадиная тоска» наваливается на него…

Заключение

Рассказ Федора Абрамова учит не только бережному отношению к животным, но и проявлению милосердия, душевной чуткости к окружающим людям.

После ознакомления с кратким содержанием рассказа «О чем плачут лошади» рекомендуем прочитать его полностью.

Лошадь месяца. Гамбит – рысак без знаний о гравитации

Кого называют лошадьми из телеги? Чаще всего таким статусом обзаводятся четвероногие спортсмены, не обладающие выдающейся родословной, интересной техникой движений и экстерьером. Лошади, от которых не ждут не только выдающихся спортивных достижений, но даже появления на боевом поле.


Проще всего назвать лошадью из телеги представителя упряжной породы, это логично – еще в 19 веке селекционеры создавали коней, которые будут идеальной тягловой силой для работы в экипаже. Однако представители легкоупряжных пород проявляют себя и в других дисциплинах. Некоторое время назад мы рассказывали о чемпионе России по выездке Илюмжинов Файмос Кроссе – представителе верхового направления голландских упряжных лошадей. В этот раз героем нашей статьи станет рысак Гамбит – орловец, блестяще показывающие себя в соревнованиях по конкуру.


Ход конем

В финале командного турнира MAXIMA MASTERS TEAM в начале 2021 года представительница Ярославской области Анастасия Маслова получила специальный приз от организаторов турнира – её признали самым результативным спортсменом в Туре Будущего. В паре с серым рысаком по кличке Гамбит всадница заработала максимум баллов в Финале, а также заняла призовые места на всех этапах серии.


plate.jpg

Несмотря на то, что рысаки регулярно доказывают, что они конкурентоспособны на боевом поле, приобретение «нестандартной» лошади все еще считается весьма рискованным проектом. Как владельцы решаются на подобные покупки? Рассказала хозяйка Гамбита, мама и тренер Анастасии Масловой Елена.

MAXIMA PARK: Где Вы купили Гамбита и почему выбрали именно эту лошадь?

Елена Маслова: Мы приглядели коня в Череповце, где на нем скакала спортсменка-любительница, он нам очень понравился, и мы сразу захотели его купить. Конечно, нас отговаривали все, повторяя, что уровень рысака в конкуре – 100 см, но конь запал мне в душу. В детстве я грезила о серой лошади в яблоках, мечта не осуществилась, когда я была маленькой, но зато стала явью, когда начал выступать мой ребенок.
В мае исполнилось два года, как мы купили коня. Мы бегали за ним три месяца, владелица не хотела сбрасывать цену. Но, в конце концов, нам уступили. Мы сделали вет-чек и забрали Гамбита, даже не пробуя его под седлом. Я даже не рассказывала Насте, что еду его покупать, пока не привезла его в конюшню.

М.Р. Почему? Это был сюрприз на День рождения?

Е.М. Нет, просто перед этим мы тоже смотрели лошадь, очень классную, но не прошла ветеринарный осмотр. Настя очень расстроилась, и мне не хотелось, чтобы она снова переживала и плакала.

М.Р. На каких лошадях ездила Настя до того, как сесть на Гамбита?

Е.М. Я работаю в прокате, где ездят на так называемых «колхозничках» - самых обычных лошадках. Настя начинала выступать на одной из них – тракененке Палубе, прыгала до метра, потом упала и сломала пять позвонков. Мы год пробыл на больничном, я надеялась, что ей больше не захочется подходить к лошадям. Но, увы, Настя снова собралась прыгать, и вопрос о спортивной лошади встал ребром.
Через неделю после покупки Гамбита мы поехали на старт в Ярославле, выиграли маршруты 90 см и 100 см. Потом поехали в Битцу, все дни были в призах по высотам 90-100 см. Конечно, Настя носилась как сумасшедшая – конь предлагает очень активную езду, это позволяло занимать первые места.

vict.jpg


М.Р. С кем тренируются Настя и Гамбит?

Е.М. Сначала их тренировала я, потом нас пригласили в команду NON STOP на турнир MAXIMA MASTERS TEAM, мы были счастливы! Нам было неважно, сколько это стоит, мы были готовы занять, лишь бы участвовать!
Нас взял под крыло Игорь Викторович Самодуровский - достаточно жесткий, такой, который Насте и нужен. Был бы мягким – не сработались бы. Мы услышали многое – что неправильно ездим, что ничего не умеем. Ночами плакали обе, но Настя перенесла критику стойко - взяла себя в руки и научилась ездить заново.
garik.jpg

М.Р. Как тренер отнесся к тому, что Гамбит- рысак. И каково отношение людей к такому конкуристу?

Е.М. До того, как мы отпрыгали Первенство России, нам все говорили, что на такой лошади нельзя проехать и 120 см. «Зачем людей смешить», «Вы убьётесь» - фразы, которые мы слышали едва ли не каждый день. В нас никто не верил. Благо, Настя никого не слушала, она очень упертая!

А мне было тяжело. Люди же добрые, всегда поддерживают и уточняют, не сошла ли я с ума, отправляя ребенка прыгать 130 см на рысаке. А вот Игорь Викторович был уверен в коне, а я тренеру верю. Когда Настя и Гамбит ехали по маршруту на Первенстве, мне было очень страшно. Но они отлично справились, и сейчас никто из «добрых советчиков» даже рот открыть не смеет.
Еще в апреле я сомневалась, что он не отпрыгает 120, а недавно задумалась: «Не заявиться ли нам на «Юношей» в следующем году.

canava.jpg

Историческая справка: Тренер Анастасии Масловой Игорь Самодуровский не понаслышке знает, на что способны рысаки. В 21 год назад мастер выиграл Чемпионат России в паре с орловцем по кличке Сатурн. Девятилетний рысак выиграл маршруты 140 см и 150 см и выиграл серебро в конкуре 145 см.

М.Р. Какой конь по характеру?

Е.М. Он – душа! Гамбит на сто процентов доверяет всаднику и едет туда, куда попросят. На Первенстве России на маршруте поставили открытую канаву, и он даже на нее не посмотрел.
Тренер называет рысака «сыном», и принимает это отцовство, узнает Игоря Викторовича по голосу. Конечно, уже подумываю о том, что нужна новая лошадь, ищу. Но это очень трудно. Люди с деньгами и связями не могут найти коня, а у нас нет обширных ресурсов. Но я знаю, что когда придет время, тренер нам поможет!
sbory.jpg

Для Анастасии Масловой 2021 год – последний, когда она может выступать в категории «Дети», Продолжит ли всадница выступать на сером орловце? Покажет время. Ну а мы хотим пожелать этой спортивной паре успехов в текущем спортивном сезоне!

Бей копытом: жители села под Иркутском взбунтовались против кок-бору

Жители села Хомутово Иркутской области обратились в прокуратуру и полицию — они пожаловались на национальную конную игру кок-бору. Ее еженедельно проводят неподалеку члены местной киргизской общины. По словам сельчан, во время соревнований лошади получают серьезные увечья и умирают, при подготовке их мучают, заставляя по два часа стоять с поднятой головой, а погибших коней предлагают в приют на корм собакам. «Известия» обратились за подробностями к жителям Хомутово, представителю диаспоры, юристам и ветеринарам.

Жесткий мужской спорт


Кок-бору — древняя игра кочевников, распространенная среди жителей Средней Азии. Она похожа на поло, только вместо мяча — туша козла или молодого бычка. В русском языке состязания называют козлодранием.

Козла забивают прямо перед игрой и используют как снаряд. Он весит 30–35 кг. Игроки делятся на две команды. Их задача — завладеть тушей и забросить в «ворота» соперника — тай-казан. Как и в поло, здесь есть четкие правила, хотя в современном виде они появились только в 1996 году. Регламент определяет количество участников, игровое время, ход игры и штрафные санкции.

Любители кок-бору признают, что это довольно жесткий вид спорта. В борьбе за козла наездники на лошадях сбиваются в кучу, преследуют и атакуют друг друга, падают и ушибаются. Международные правила игры разработаны так, чтобы уменьшить травмы и несчастные случаи, в том числе у животных. Необходима специальная амуниция, нижние суставы лошадей защищают накладками из кожи или брезента. К тому же участникам категорически запрещается таранить соперников на скорости и ставить коней на дыбы.

Игроки во время матча по кок-бору

Игроки во время матча по кок-бору

Возле села Хомутово в Иркутской области игры кок-бору проходят примерно раз в неделю. Участники — в основном из местной киргизской диаспоры — съезжаются не только из ближайших деревень, но даже из Иркутска. Иногда к ним присоединяется местная молодежь. Это полностью мужской спорт — играют только мужчины и только на жеребцах. Смотреть может кто угодно, в том числе дети.

Жители Хомутово, наблюдавшие за кок-бору, сомневаются, что игры проходят по правилам. Тренер по конному спорту на местном ипподроме Марина Мельникова видела всего одно состязание и зареклась приходить снова.


«Был большой праздник, я шла с предвкушением зрелища. Больше ноги моей там не будет. Во-первых, они абсолютно не подготовили площадку. Всё происходило в открытом поле, там валялся мусор, скомканная колючая проволока. В процессе игры лошади на нее налетали, рвали себе ноги — это было ужасно. Во-вторых, наездники вообще не жалеют коней в этой игре, им важно добиться результата. Животные бегают с задранной головой, рвутся рты, жесткие повороты, лошади друг на друга наскакивают. Кошмар», — рассказала она «Известиям».

По ее словам, жеребцы были плохо экипированы и не готовы к игре: не все подкованы или подкованы плохо, с самодельными уздечками и трензелями (металлические удила во рту). «Трензель сделан из каких-то железяк. У наших спортивных лошадей удила гладкие, дутые, чтобы не причиняли боль. У них там как будто большие гвозди, ржавые и загнутые. Это совершенно ненормально», — отметила Мельникова.

Сельчанка Ксения Романенко часто проезжает со своим конем близ поля, где играют в кок-бору, но старается держаться подальше. Происходящее пугает и ее, и животное. «Лошадей очень сильно калечат. Страдают ноги, спины, а плетками их бьют так, что следы остаются. Делают бичи из каких-то шлангов и чем-то перематывают — они сильно бьют. Когда загоняют коней в речку, они падают и захлебываются. Игроки прямо толпой друг на друга животных натравляют, чтобы отбить этого козла. У лошадей постоянно порваны или стерты рты из-за того, что их сильно дергают на себя. Да и всадники нелегкие, некоторые за 100–120 кг (вес наездника не должен превышать 70–80 кг. — Прим. ред.)», — поделилась девушка.

Лошади во время соревнований по кок-бору

Лошади во время соревнований по кок-бору

Председатель киргизской диаспоры — иркутской областной общественной национально-культурной организации «Единение» — Эрмамат Турганов сравнил игру с боксом, боями без правил и футболом, где спортсмены тоже нередко травмируются. Он подчеркнул, что во время состязаний лошади серьезных увечий не получают. «Кони хорошо подготовлены. Если только случайно падают — зимой или под дождем, когда скользко. В обычные дни вообще травм нет, это просто рассказы. Думаете, если бы всё было так жестоко, кок-бору проходил бы в рамках Всемирных игр кочевников? Приезжайте и сами посмотрите», — сказал он изданию.

По словам Турганова, у киргизов особое отношение к лошадям как у бывшего кочевого народа. «Конь для киргиза — как второе дыхание, второе крыло. Ни один киргиз не может жить без коня. Мы очень любим этих животных и относимся к ним с большим уважением. Даже те, кто живет в городах и благоустроенных квартирах, всё равно часто держат лошадей в деревнях. Для киргизов это даже лучше, чем автомобиль», — пояснил председатель диаспоры.

Подготовка или пытка

Тревогу у местных любителей лошадей вызывает не только сама игра, но и подготовка животных. По национальной традиции их привязывают так, чтобы голова была запрокинута наверх, а копыта едва касались земли. Это объясняют тренировкой мышц: мол, таким образом у лошадей «качается» пресс и спина. Они должны стоять в этом положении полтора-два часа в день. Всего, отметил Турганов, подготовка жеребца к кок-бору занимает от нескольких месяцев до полугода. «Игры идут два-три часа, лошади всё это время на ногах, они должны быть к этому готовы», — объяснил он.

123

Жительница Хомутово и держательница лошади Оксана Литвинова рассказала, что и спортивных животных иногда готовят сурово. «Мы тоже довольно-таки длинные дистанции скачем. Некоторые культуры так же жеребят растят: шею вытягивают, яму в земле роют, им приходится стоять враскоряку, чтобы шея длиннее была. Я против этого, но черт возьми, это национальность. Для меня это шок был дикий, я даже чуть не плакала, когда увидела. Но, с другой стороны, я тоже заставляю свою лошадь по 8 км скакать — можно сказать, жестоко. Но у нее хоть выбор есть — бежать или не бежать, а вот если тебя к столбу привязали, то уже никуда не свинтить», — рассказала Литвинова.


Другие хозяева лошадей из Хомутово пояснили изданию, что стоять в таком положении для коня — огромное напряжение. «Это как если бы человек два часа на носочках стоял. Животное бедное аж трясет, там конвульсии начались уже. Мы пытались однажды поговорить с хозяином: мол, зачем вы это делаете, разве не видите, что у лошади уже мышечные спазмы? Нет, говорит, у нас такая подготовка. Это не подготовка, а издевательство», — возмущается Марина Мельникова.

«Известия» обратились за консультацией к ветеринару. По словам ветврача Алины Слабуновой, позиция с приподнятой головой в конце концов приведет к проблемам со спиной у жеребцов. «Позвонки перетираются, и их остистые отростки могут срастаться друг с другом, когда животное постоянно стоит или бегает вверх головой. Это вызывает боли в спине, а при защемлении нерва может быть и хромота. «Качать» спину лошади нужно иначе: чтобы она опускала голову и вытягивалась вперед. В этом случае мышцы спины хорошо разогреваются и правильно работают», — пояснила она.

Игроки во время матча по кок-бору

Древняя игра кочевников кок-бору


Жители Хомутово и ближайших сел уверены, что кони у игроков кок-бору долго не живут и время от времени погибают после состязаний. Волонтер приюта для животных «Дорога к дому» в деревне Талька Дарья Чудновская сообщила «Известиям», что организации несколько раз предлагали мертвых лошадей на корм собакам. «Конкретно, конечно, мне не говорили, что эти кони с данной игры. Но так как мы все тут рядом живем, то знаем, кто чем занимается. Ни разу мы не брали этих лошадей у них. Хоть и с едой проблемы. Чтоб хоть задумывались, куда потом девать трупы», — рассказала она. Представители киргизской диаспоры не подтвердили эту информацию.

Играть по правилам

Игры кок-бору проводятся возле Хомутово около трех лет, но в администрации муниципального образования ничего об этом не знают, выяснили «Известия». «Первый раз слышу», — сказал представитель местных властей в ответ на вопрос издания.

Между тем жители села уже обратились в полицию и прокуратуру. Юрист Наталья Филимонова отметила, что хозяевам лошадей грозят как минимум административные штрафы за жестокое обращение с животными. Коней, добавила она, привозят фурами в деревню Поздняково (входит в Хомутовское муниципальное образование). «Они стоят в отдельной заброшенной конюшне, привязанные головой вверх. Жеребцов скупают за небольшие деньги, мы уверены, что они не привиты и не прошли санитарную обработку. Запросили проверку ветслужбой, дальше будет действовать исходя из заключения ветеринаров», — отметила она.

Фермер Фарида Яруллина — женщинам: «Если ваши мужчины не справляются, берите и делайте сами»


Мы общались в одной из комнат фермы — там тепло, уютно, стоит кровать и есть телевизор. Свернувшись черным маленьким клубочком, на коленях улегся ласковый котеночек. В уютной обстановке и разговор получился теплым, задушевным. Хозяйка фермы начала свой рассказ с того, что в ее роду никто не занимался разведением лошадей, а любовь к лошадям случилась еще в детском возрасте.

«Любовь к лошадям — это болезнь»

«Любовь к лошадям — это болезнь. Мы, коневоды, в разговорах между собой часто об этом говорим, ведь мы не можем жить без наших питомцев. Я села на лошадь в 5 лет и с тех пор не слезала. У нашего соседа были лошади. Мне кажется, любовь к лошадям сидит в крови у татарского народа.

Мечта создать свою конеферму появилась давно. Десять лет назад сын попросил купить жеребенка, и я, не задумываясь, исполнила его желание. Молодой крови было скучно одному — и я на следующий же день прикупила к нему еще одного жеребенка. Через некоторое время приобрела третьего, четвертого, пятого… В конце концов, коней стало штук десять. Для них нужно было построить просторный сарай, и я решилась на строительство фермы. Площадь фермы составила тысячу квадратных метров — это чересчур много для десяти голов, поэтому захотелось увеличить поголовье.

Содержать конеферму не очень тяжело. Конечно, требуется наличие техники, земельной площади для выращивания корма. Что касается вопроса земли, то здесь наш мэр города Дмитрий Алексеевич Иванов всегда рад помочь. Достраивая ферму, я обратилась к нему с просьбой помочь в приобретении земли. Он встретил меня тепло. Из резервного фонда мне выделили землю. Сегодня у меня есть земля, своя техника, сами сеем, выращиваем, собираем — особых трудностей я не вижу. На ферме трудятся двое рабочих, а моя главная опора — это 15-летний сын, он здорово помогает», — рассказала Фарида ханум.

По ее мнению, коней содержать легче, чем коров. Качественный корм — единственное, чего требуют лошади. Осенью раз в год проводится очистка, а в остальное время лошадь сама за собой ухаживает. Самую большую часть работы выполняет жеребец, на ферме их двое. Жеребец уводит лошадей, а вечером обратно приводит на ферму. С ноября по май лошади живут на ферме, лишь бы сена и овса хватало. Неприхотливые животные, одним словом.

«Первый купленный мой жеребец был скаковой лошадкой. Ухаживать за ними тяжелее, они более требовательны и капризны. В первые годы мои лошади часто участвовали в скачках, сейчас я развожу лошадей мясных пород.

Для ухода за скаковыми лошадьми нужны наездники, дорогие тренажеры, специальная одежда. Все это требует дополнительных затрат, а спрос на скаковых лошадей нынче небольшой. Все больше интересуются лошадьми для получения мяса», — говорит хозяйка фермы.

Скакунов Фарида ханум держит на ферме в Азнакаеве. По ее словам, там спортивными лошадьми интересуются больше. Для человека, искренне любящего лошадей, самое тяжелое — это отправлять питомца на забой или продажа в чужие руки. Фарида ханум рассказала, что ей так же бывает тяжело расставаться с любимыми животными.

«Перед продажей лошадь обижается и плачет»

«К сожалению, случается такое, что коней приходится отправлять на забой. Для меня это самое тяжелое в моей работе, мне их жалко. Для работников фермы с первого дня было поставлено главное условие: на животных не кричать, руку не поднимать, ухаживать только с любовью и заботой. Некоторые люди боятся, что лошади могут укусить или лягнуть, вот у меня таких особей никогда не было, потому что они априори не ожидают от человека ничего плохого, они привыкли лишь к хорошему отношению. Поэтому мои питомцы относятся к людям с доверием.

Эти животные чувствуют всё. Есть еще один тяжелый момент — это когда приходится продавать лошадей. В такие дни я стараюсь не приходить на ферму. Но лошади чувствуют это заранее и уже накануне с вечера обижаются, плачут.

Грузовые лошади, так называемые тяжеловозы, стоят дорого: 5-6-месячные жеребцы как минимум 70-80 тысяч. Когда этих молодцев у меня забирают, умом я понимаю: от них и 200 кг мяса не получить, покупатели явно приобретают животное не на мясо, а для разведения. Но и на мясо иногда тоже спрашивают. «Лучше соврите, но не говорите мне, что покупаете для забоя», — предупреждаю я своих клиентов.

Считаю лошадей самыми умными животными. Они не могут сказать словами, но говорят. Каждая лошадь понимает своего хозяина. На ферме я бываю каждый день, поэтому они принимают меня хозяйкой. Именно по этой причине мои лошади больше любят женщин. Они все понимают.

Как-то раз я закупила спортивного жеребца и, как только мы его привезли, поскакала на нем верхом. Табун лошадей остался позади нас в километре. Вдруг строптивый скакун скинул меня, и я прилично повредила ногу. Тут же из табуна прискакала другая лошадь и встала около меня, будто приглашая садиться на нее. Животное увидело издалека случившееся и пришло на выручку», — рассказала собеседница.

«В крови каждого татарина живет любовь к лошади, но вернуть их как прежде нам не суждено»

В разговоре Фарида Яруллина несколько раз упоминала о любви татарского народа к лошадям. Да, в былые времена коней держали в каждом хозяйстве, а сейчас на все село раз-два и обчелся. Фарида ханум связывает данное явление с ценами на лошадей и развитием техники.

«В крови каждого татарина живет любовь к лошади, но вернуть их как прежде нам не суждено. Не за горами тот день, когда лошади в частных хозяйствах станут крайне редким явлением. Раньше лошадей использовали в работе, а в век техники и технологий на этих животных смотрят только как на источник мяса. В селах лошадей все меньше. Остаемся только мы — любители лошадей.

В настоящее время за животных дают субсидии, есть меры грантовой поддержки. Я и сама получала грант. Безусловно, такие меры поддержки от государства очень важны. Если не боишься ответственности — получить грант не проблема. А ты попробуй предложи обычным сельским фермерам участвовать в программе для получения гранта. «У-у-у, там бумажной волокиты на несколько лет, отчеты — нет, это не для меня», — скажут они. По правде говоря, отчеты запрашивают ежемесячно. Волокитно. Систему стоило бы упростить — люди не идут на грант, боясь документации. Фермеры пошустрее присоединяются к программе, а простые сельские трудяги боятся. Из-за этого у нас села исчезают, потому что животноводство умирает», — считает Фарида Яруллина.

«Для некоторых детей выносить навоз из-под лошадей — большое счастье»

На конеферму постоянно приходят учащиеся школ и воспитанники детских садов. Фарида ханум идет навстречу, когда в выходные люди приезжают на ферму целыми семьями.

«Родители с трудом уводят от нас детей. Детям нравится ездить верхом, гладить, смотреть лошадей, кормить их. Для некоторых детей выносить навоз из-под лошадей — большое счастье. Смотрю на это и понимаю, насколько им надоели технические новшества, им не хватает общения. И прежде всего — общения с природой. Здесь они чувствуют себя свободно, чувствуют природу, ходят хозяевами», — поделилась фермер.

Неоднократно поднимался вопрос о создании спортивной школы в стенах конефермы. По словам хозяйки, руководство района также заинтересовано в данном проекте, но для этого требуются крупные инвестиции.

«В ветреные дни, например, дети не могут заниматься на улице — нужен закрытый манеж. Это очень дорого — десятки миллионов рублей. Даже если я поставлю такой манеж, он у меня никогда не окупится.

Есть президентский грант, но там даются небольшие суммы, и этих средств не хватит на решение такого рода глобальных вопросов. И за счет гранта нельзя строить объекты. Спортивная школа позволила бы стольких детей спасти от компьютерной зависимости! Это была бы не просто школа, рядом можно было бы поставить различные аттракционы.

Государственные социальные программы не продуманы до конца. К сожалению, у нас не стремятся популяризировать сельское хозяйство. В Интернете есть ролик с вопросом «Кто такой колхозник?» Не знаю, в каком городе снимался этот видеоролик, на вопрос отвечали учащиеся 5-6 классов. В головах детей это слово ассоциируется с понятиями «невоспитанность», «грязь», «прошлый век». Звучат нехорошие слова.

В то же время и я работаю в сельском хозяйстве, а дети не хотят уходить из моей фермы. Нужно поменять отношение общества к сельскому хозяйству. Почему-то у нас не развит сельскохозяйственный туризм. В Белоруссии, например, в каждом селе по несколько туристических хозяйств, люди приезжают туда отдыхать. Для них интересно просто достать яйцо из-под кур, зажарить и съесть его. У нас нет такого туризма. В Лениногорске есть конеферма, а ведь эту тему можно очень интересно обыграть», — считает фермер.

«Два дня без моих лошадей кажутся мне бессмысленно потраченным временем»

Мы с хозяйкой вышли к лошадям. Фарида ханум специально не выпустила на улицу двух любимчиков — Ньюмона и Жасмин. 7-летний американский рысак Ньюмон будущей весной собирается стать мамой, раньше она участвовала на соревнованиях. Семь лет для лошади — как 30 для человека. Как только мы вышли в загон, лошади тут же подошли к хозяйке. Фарида апа предложила мне пройтись верхом, и я не смогла отказать себе в удовольствии. Прошлись по ферме. Затем лошадь решила встать в свой загон, а над дверью проходила железная труба — и я чудом успела пригнуть голову. Давненько я не каталась, с самого детства, и это дало о себе знать — на следующий день я с трудом встала с кровати.

В ясную погоду хозяйка фермы каждое утро устраивает конную прогулку на 10-15 км. Для здоровья очень полезно. А вот в соревнованиях Фарида ханум ни разу не участвовала, считает, что это неженское занятие.

Клички своим воспитанникам она тоже придумывает сама: Лайма, Пасека, Купава, Синди, Мадонна, Анабель.

«Когда лошади меня долго не видят, то начинают скучать. Как только я объявляюсь в поле зрения, они тут же выстраиваются около забора, встречают. Два дня без моих лошадей кажутся мне бессмысленно потраченным временем», — говорит собеседница.

День был солнечный, но ветреный. Все остальные лошади гуляли на улице. Лошади выдерживают холода, но плохо переносят жару, поэтом летом их купают. Раньше люди даже собирали конный навоз, а сейчас перестали это делать за ненадобностью.

К каждой лошадке хозяйка обращается по имени. Спрашивает, не голоден ли, не замерз ли. В табуне есть и маленькие жеребята, рожденные в этом году. Как говорит Фарида ханум, у лошадей близнецы рождаются очень редко, они либо сразу погибают, либо с трудом выживает только одна особь.

«Если бы опоздала на 5-10 минут, мы бы потеряли жеребенка»

«Агроном, ветеринар, тракторист, механизатор, экономист, бухгалтер, начальник — все в одном лице. У меня нет ветеринарного образования, но порой приходится оказывать помощь. В этом году Жасмин не смогла родить. Жеребенок лежал неправильно, я сама переворачивала малыша в утробе. Бедняжка Жасмин промучилась четыре часа, родила мертвого жеребенка. Я спасла лошадь, иначе пришлось бы пустить на забой. Жасмин от боли не смогла встать, ведрами капали систему.

За два-три часа до начала родов лошадь дает знать. Кобыла перестает есть, опорожняется. Происходит это очень быстро, иногда приходится вытаскивать жеребенка руками», — рассказала фермер.

На ферме тут и там установлены камеры, кроме этого, охраняют четыре собаки. Оказывается, конекрадство существует и в наши дни. К счастью, на этой ферме хозяйке еще не приходилось встречаться с конекрадами воочию.

В комнате, где кобылы рожают, камера помогла спасти жизнь жеребенка. Камеры на ферме передают информацию на телефон Фариды ханум.

«Кобыла рожает детеныша ночью. Вечером в половине одиннадцатого легла спать. Одна из кобыл вот-вот должна была родить, решила посмотреть по камерам, что да как. Вижу, как голова жеребенка вышла, а грудь застряла. Смотрела минут пять-шесть, за это время лошадь должна была вытолкнуть. Пулей прилетела на машине, от нехватки кислорода губы жеребенка уже начали синеть. Вытащила детеныша живого и невредимого. Если бы опоздала на 5-10 минут, мы бы потеряли жеребенка», — рассказала историю Фарида ханум.

«Если ваши мужчины не справляются, берите и делайте сами»

По мнению Фариды Яруллиной, многие хотели бы работать, но боятся начинать.

«Нельзя быть хозяином жизни, сидя дома. С неба ничего не падает. В современном мире мы, женщины, работаем наравне с мужчинами. Если ваши мужчины не справляются, берите в свои руки и делайте сами. Мы, женщины, все равно сильный народ.

На собраниях у главы района или в министерстве нам говорят: «Какие у вас есть вопросы?» Все молчат, никто ничего не говорит, а ведь вопросов и проблем много. Я не боюсь задавать вопросы. Ведь за вопрос никто ничего не отбирает.

Открывая свое дело, женщины приходят к руководителям и говорят: «Хотелось бы, ы-ы-ы, взять коров, нельзя ли нам землю…» Конечно, нельзя. Ты скажи уверенно: «Я хочу взять коров!» — открыто выражай свою позицию. Они одобрят. Руководители любят уверенных, смелых людей.

Как бы там ни было, сегодня я не ругаю властей. Мне никто не мешает работать, наоборот, оказывают помощь. Да, есть налоги, безусловно, но если есть голова на плечах, всему можно научиться. Главное, не сидеть на месте и не ждать, пока яблоко само упадет в рот.

Летом за лошадьми особого ухода не требуется, и вот тогда я могу устроить себе отдых. Меня, например, не привлекает шумная Казань: там суета, люди как роботы. А тут у нас лес, раздолье, зелень, птички поют, жеребец приводит за собой табун, за ними пыль поднимается…

Человек в своей жизни доходит до такой точки, когда понимает, что материальное благо, оно не главное, важнее душевное спокойствие. Мне бы довести поголовье лошадей до 250, о большем я и не думаю», — говорит Фарида Яруллина.

Читайте также: