Кто автор играющие собаки

Опубликовано: 19.05.2022

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

    Перейти на новый сайт

Предмет
: Литературное чтение
Класс
:1
Тема урока
:К.Ушинский «Играющие собаки» Начальная школа 21 века
Тип урока:
знакомство с новым произведением. Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения.
Задачи:
1.Совершенствовать предметные умения:
АУДИРОВАНИЕ(слушание)
- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя; - отвечать на вопросы по содержанию; - определять жанр произведения
ЧТЕНИЕ
-предполагать содержание по заглавию, иллюстрации - находить в тексте материал для характеристики героя (с помощью учителя -вести диалог с автором по ходу чтения текста - объяснять выбор заглавия
КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному 1.Формировать УУД: прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);
- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД); - задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД); - оценивать поступки героев (Личностные УУД). Оборудование: - учебник, стр. 14 ХОД урока
Этапы

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Планируемые

Планируемые результаты

(личностные и метапредметные)

1.Антиципация (прогнозирование

содержания)
-Сегодня мы будем знакомиться с произведением К.Ушинского «Играющие собаки» _Откройте учебники на стр.14 -По заглавию вы можете определить , что будем читать рассказ или сказку. -По заглавию и иллюстрации можем сказать, о чем будет рассказ?
2.Постановка цели
-Знаете ли вы что такое секрет? Для чего нужны секреты? Как вы думаете , о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Мы будем читать рассказ -Обычно сказки так не называются. - Будем читать о собаках., которые играли -Тайна. Что-то скрытое. Тайное. Дети высказывают свои мнения - Определять жанр произведения. Предполагать содержание по заглавию. Высказывают своё мнение. Приводить доказательство(ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД) С полнотой и точностью выражать свои мысли (КОММУН.УУД) Прогнозировать (РЕГУЛ.УУД)

чтения
1
.- Чтение текста с

использованием приемов :»диалог

с автором» и комментированное

2. Обобщающая беседа
- Какая была собачка мопс? - Какая она могла быть по характеру? _ Прочитайте , как автор пишет об этом. - А Полкан? _ Прочитайте в тексте что сказал Володя , наблюдая за собаками? _ Почему Володя решил, что Полкан проучит мопса. -Кого мог обижать Володя? Прочитай 3.
Выразительное чтение рассказа

учащимися
Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором» -Маленькая. - Игривая , шаловливая. -Большая . Погоди-ка, вот она тебе задаст Проучит она тебя. Наверное, он сам обижал маленьких большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Находить в тексте материал для характеристики героя. Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). Оценивать поступки героев (Личностные УУД). С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).
Работа с

текстом
1.- Почему Володю осуждал отец? Он не умел играть, Формулируют главную Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).

чтения
-Какой секрет знал Полкан? Какие бывают секреты? 2. Творческое задание. Устно составить рассказ «Как правильно играть» обижал маленьких. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых -Секрет дружбы , поведения, хорошей учебы. мысль Устно составляют прелоджения. Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).
Рефлексия
Какое новое произведение сегодня читали? - Кто автор этого произведения? Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения: Я понял, что … Меня удивило …. Мне захотелось …. К.Ушинский Играющие собаки. Дополняют предложения устно. Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).
К.Ушинский
. Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая дворовая собака Полкан. (Какой вопрос хотите задать автору. Каким словом можно заменить слово «большая»?. Каким вы представили Полкана?)
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке. Как понимаете «угрюмая»? Что может произойти дальше? Почему? Погоди-ка, вот она тебе задаст! - сказал Володя. - Проучит она тебя.(Что значит проучит?) Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.(благожелательно, по -доброму) Видишь ли, - сказал Володе отец, - Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Константин Ушинский - Рассказы

В интересных рассказах К. Д. Ушинский раскрывал перед детьми многообразие окружающего их мира, с малых лет прививал детям правильные понятия о жизни, о взаимоотношениях людей. Человек счастлив только тогда, когда он честно трудится. Ушинский писал о труде простых людей: крестьянина, кузнеца, пекаря, портного… Заставляя своих героев путешествовать, Ушинский мог в коротком рассказе показать жизнь всей России. Таков рассказ «Путешествне по Волге» (вы сможете его прочесть, когда будете старше) или рассказ «Поездка из столицы в деревню», заключающий нашу книгу.

Рассказы - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Жил-был мальчик Ваня. Остался он однажды один в избе. Лежит на печке и от страха трясется — даже шороха боится. Вдруг слышит он — дышит кто-то у печки, а кто — не поймет.

Испугался Ваня, думает, домовой его пугает. Спрыгнул парнишка с печки. Спрыгнул с печки да на кочергу наступил. Кочерга его по лбу и стукнула! Еще пуще Ваня испугался. Думал, домовой его ударил. Испугался он и к дверям кинулся. Выбежал Ваня из избы, дверью хлопнул. Отдышался, хотел дальше бежать, а дверь его не пускает. Закричал тут Ваня:

— Ой, ой, ой! Домовой меня держит, из избы не выпускает!

Услыхали Ваню люди, прибежали.

Прибежали, посмотрели — кто же это Ваню держит, из избы не выпускает? Посмотрели и увидели — развязался у Вани лапоть да за порог и зацепился.

Вот кто Ваню-то держал, из избы не выпускал!

Открыли люди дверь, вошли в избу. Вошли в избу, подошли к печке. У печки кочерга валяется, да на лавке кадка с тестом стоит. Тесто подходит, пузыри пускает и пыхтит — пых да пых!

Вот кто у печки-то дышал, вот какой «домовой» Ваню-то испугал!

Посмеялись люди над мальчиком да и прозвали его с тех пор «трусливый Ваня».

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

— Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

— Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» — полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Павлуша. (с любопытством). Что это там у тебя в переднике, Лиза?

Лиза. А тебе это очень нужно знать?

Павлуша (шутя). Покажи же, а не то я насильно посмотрю.

Лиза. Ничего там нет.

Павлуша. Неправда: ты что-то прячешь от меня. Покажи, пожалуйста, покажи.

Лиза. Не тронь: может быть, это подарок тебе к Новому году.

Павлуша. Как? Что? Подарок к Новому году? Покажи же, душечка-сестрица, покажи, что там такое (хочет вырвать передник из рук сестры, но Лиза не даёт). Скажи, по крайней мере, что это такое? Верно, кошелёк? Не правда ли, кошелёк?

Лиза. Зачем тебе кошелёк; разве я тебе не вывязала кошелька?

Павлуша. Что ж бы это было такое? Ах, знаю: ты связала мне шарфик.

Лиза. У тебя два шарфика. На что же тебе третий?

Павлуша. Как ты меня мучишь, сестрица! Какая ты скрытная!

Лиза. Какой ты любопытный!

Павлуша. Знаю, знаю. Это, верно, батюшка купил мне что-нибудь к Новому году, какая-нибудь игрушка?

Лиза. Может быть, батюшка и купил тебе что-нибудь, но ты знаешь, как он не любит, чтобы угадывали заранее его подарки.

Павлуша. Да я ему не скажу и в Новый год притворюсь, как будто ничего не знаю.

Лиза. Я и не знала, что ты умеешь так притворяться. Покажи же, как ты это сделаешь.

Павлуша. Уж сделаю как-нибудь, но помоги мне, пожалуйста, отгадать, что там у тебя такое. Что-нибудь из царства растительного?

Лиза. Нет.

Павлуша. Из царства животного?

Лиза. Нет.

Павлуша. Из царства минерального?

Лиза. Нет.

Павлуша. Теперь тебя поймал: конечно, нет в твоём переднике чего-нибудь из царства духов.

Лиза. Конечно, нет! (Опускает со смехом передник и показывает, что в руках у неё ничего нет.) К какому царству принадлежит ничто!

Павлуша. Ах ты плутовка! Зачем же ты так таинственно закрывала руки передником, как будто бы у тебя и Бог знает что такое?

Лиза. Мне просто было холодно без перчаток; а ты сам себя наказал своим любопытством.

Презентация по литературному чтению К Ушинский "Играющие собаки" (1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по чтению. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века". Урок № 4.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературному чтению К Ушинский "Играющие собаки" (1 класс)»

Урок литературного чтения 1 класс «Начальная школа 21 века» Урок 4. К Ушинский «Играющие собаки». В. Осеева «Кто наказал его?» И. Северянин «Её питомцы». Л. Толстой «Косточка». Чеботарёва Людмила Николаевна. Учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 Г. Белая Калитва п. Коксовый Ростовской области

Урок литературного чтения 1 класс «Начальная школа 21 века»

Урок 4. К Ушинский «Играющие собаки». В. Осеева «Кто наказал его?» И. Северянин «Её питомцы». Л. Толстой «Косточка».

Чеботарёва Людмила Николаевна.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №12

Г. Белая Калитва п. Коксовый

Ростовской области

«Играющие собаки». К.Д.Ушинский по образованию был юристом. Но всю свою жизнь он посвятил воспитанию детей. Он считал, что дети хорошо должны освоить родной язык, чувствовать и понимать народную мудрость, переданную через сказки, пословицы, загадки.

«Играющие

собаки».

К.Д.Ушинский по образованию был юристом. Но

всю свою жизнь он посвятил воспитанию детей.

Он считал, что дети хорошо должны освоить родной

язык, чувствовать и понимать народную мудрость,

переданную через сказки, пословицы, загадки.

Работа с рассказом К. Ушинского «Играющие собаки». 1. Прочитайте название рассказа. 2. О ком этот рассказ? 3. Как Полкан отнёсся к маленькому Мопсу? Прочитай. 4. Чего ожидал Володя? Прочитай. 5. Какой секрет знал Полкан? Прочитай. 6. За что отец осуждал сына Володю?

Работа с рассказом К. Ушинского

«Играющие собаки».

1. Прочитайте название рассказа.

2. О ком этот рассказ?

3. Как Полкан отнёсся к маленькому Мопсу?

4. Чего ожидал Володя? Прочитай.

5. Какой секрет знал Полкан? Прочитай.

6. За что отец осуждал сына Володю?

  • Прочитай слова, которые

подходят к иллюстрации.

К Полкану подбежал маленький

Мопс и стал на него кидаться и

Работа по тетради.

Работа по тетради.


Подробный пересказ по словесному плану.

Подробный пересказ по

словесному плану.

 Лев Николаевич Толстой «Косточка». Л.Н.Толстой жил очень давно, больше 100 лет назад. Всю жизнь Толстой, который про- жил 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самос-тоятельно изучал историю и медицину, зани - мался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей и сам учил их.

Лев Николаевич

Толстой «Косточка».

Л.Н.Толстой жил

очень давно, больше 100

лет назад. Всю жизнь

Толстой, который про-

жил 82 года, посвятил литературе.

Он любил учиться и самос-тоятельно изучал историю и медицину, зани - мался музыкой и рисованием. Толстой открыл

школу для крестьянских детей и сам учил их.

 Произведения Л.Н. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.

Произведения Л.Н. Толстого любят

взрослые и дети. Книги великого русского

писателя переведены на различные языки,

их читают люди всего мира.

Работа с рассказом Л.Н. Толстого

1. Объясни, почему Ваня покраснел.

2. Почему мальчик съел сливу? Как об этом

говорится в рассказе? Прочитай.

3. Что сказал отец детям? Прочитай.

4. Прочитай последнее предложение.

Объясни поведение старших и Вани.

5. Прочитай значение устаревшего слова.

Горница – большая светлая комната.

6. Рассмотри иллюстрацию. Какой была семья Вани? Расскажи.

6. Рассмотри иллюстрацию. Какой была

семья Вани? Расскажи.


Работа по тетради.

Работа по тетради.

3. Прочитай по стрелке и запиши. Есть совесть, есть и стыд.

3. Прочитай по стрелке и запиши.

Есть совесть, есть и стыд.

к о с л й Т о т с л и т в о а ч к а В н я


 - В. А. Осеева родилась в Киеве, её раннее детство прошло в Самаре, где работали родите – ли: отец – инженер-строитель на железной дороге, мать – корректор местной газеты. Осеева мечтала стать артисткой. В 1920 году она поступила на ак-тёрский факультет. Но закончить его ей не удалось. В 1923 году семья переезжает в Москву. Осеева ра – ботает в трудовой коммуне для беспризорных детей. Долгими зимними вечерами она рассказывала своим маленьким питомцам истории с продолжением. Её рассказы были короткими, но очень выразительными. Дети настояли, чтобы Осеева записала и отправила свои рассказы в редакцию. Так начался творческий путь писательницы.

- В. А. Осеева родилась в Киеве, её раннее

детство прошло в Самаре, где работали родите –

ли: отец – инженер-строитель на железной дороге, мать – корректор местной газеты. Осеева мечтала стать артисткой. В 1920 году она поступила на ак-тёрский факультет. Но закончить его ей не удалось. В 1923 году семья переезжает в Москву. Осеева ра – ботает в трудовой коммуне для беспризорных детей.

Долгими зимними вечерами она рассказывала своим маленьким питомцам истории с продолжением. Её рассказы были короткими, но очень выразительными.

Дети настояли, чтобы Осеева записала и отправила свои рассказы в редакцию. Так начался творческий путь писательницы.

Работа с рассказом. Прочитайте заголовок. Ответь на вопрос соседки. 2. Какие поступки совершал герой рассказа? Найди ответ в тексте и прочитай. 3. Какого качества не хватает герою расска- за? Доброта… Какое старое слово. Многие тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.

Работа с рассказом.

  • Прочитайте заголовок. Ответь на вопрос

2. Какие поступки совершал герой рассказа?

Найди ответ в тексте и прочитай.

3. Какого качества не хватает герою расска-

Доброта… Какое старое слово. Многие

тысячелетия люди спорят о том, нужна

она или нет, полезна она или вредна. Споры

идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.

Прочитай пословицу и объясни, как ты её понимаешь. Жизнь дана на добрые дела. Пересказ по иллюстративному плану. Стр.18

Прочитай пословицу и объясни, как ты

её понимаешь.

Жизнь дана на добрые дела.

Пересказ по иллюстративному плану.

Стр.18

Выразительное чтение рассказа «Кто наказал его?» Удалось вам передать настроение мальчика? Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время? Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.

Выразительное чтение

рассказа «Кто наказал его?»

  • Удалось вам передать настроение
  • Как вы думаете, можно ли заставить

человека быть добрым? Можно ли

стать добрым на время?

Никому не нравятся люди, совершающие

плохие поступки. Хорошие поступки говорят

о том, что человек хороший. Надо стремиться

всегда и во всём быть полезным людям.

Работа в тетради. «Кто наказал его?» толкнул, ударил, нагрубил, остался один, заплакал.

Работа в тетради.

«Кто наказал его?»

толкнул, ударил,

нагрубил, остался один, заплакал.

И. Северянин «Её питомцы».

И. Северянин «Её питомцы».

1. Какой ты представляешь девочку? 2. Каких птичек она кормила? Найди ответ в тексте. 3. Какое настроение вызывает это стихотво - рение? Почему? Работа по тетради. Стр. 11

1. Какой ты представляешь девочку?

2. Каких птичек она кормила? Найди

ответ в тексте.

3. Какое настроение вызывает это стихотво -

рение? Почему?

Работа по тетради.

Зимних птичек .

Зимних птичек .

- шумная толпа. Наш урок подошёл к концу. Мы познакомились со многими героями произведений. С кем из ребят вам хотелось бы познакомиться и подружиться? Почему?

- шумная толпа.

Наш урок подошёл к концу. Мы познакомились со многими героями произведений.

Чтение

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая дворовая собака Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
– Погоди-ка, вот он тебе задаст, – сказал Володя, – проучит он тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
– Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начинают играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Прочитай текст «Играющие собаки» К. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время суток могли происходить события, описанные в тексте?

2. Выпиши из текста слово, определившее твой выбор времени суток. ___________________

3. Найди в тексте слово благосклонно. Отметь слово, близкое ему по смыслу:

4. Восстанови с помощью цифр последовательность действий маленького Мопса:

а) хватал зубами за лапы, за морду;
б) подбежал;
в) надоедал;
г) стал кидаться и лаять.

5. Найди в тексте и запиши слово, характеризующее действия Мопса по отношению к Полкану.

6. Отметь предложение, выражающее главную мысль текста:

а) Кого уважают, того и слушают.
б) Добрый пример лучше ста слов.
в) Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

7. Подумай, к какому жанру мы отнесём этот текст:

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

3-й класс

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой пошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел
на неё добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чём дело, и решила над ним подшутить.
– Несчастный прогульщик! – строго сказала она. – И это с таких юных лет уже обманываешь родителей и школу?
– Нет! – удивлённо ответил малыш. – Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Прочитай текст А.П. Гайдара «Совесть». Выполни задания. Найди утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

2. Как ты думаешь, в каком классе учится малыш?

а) В первом;
б) во втором;
в) в третьем;
г) в четвёртом;
д) _______________ (запиши свой вариант).

3. Найди в тексте слово болтается и объясни его значение с помощью других слов:

а) ходит;
б) бродит;
в) слоняется;
г) путешествует;
д) _________________ (запиши свой вариант).

4. Восстанови с помощью цифр последовательность действий Нины после встречи с малышом.

а) Пришлось взять и повести за руку;
б) строго сказала;
в) решила подшутить.

5. Почему Нина, провожая малыша через рощу, не подняла книги и завтрак из-под куста?

Выпиши из текста нужный ответ.

6. Запиши близкое по значению слово (слова):

стыдно – __________________________________________.

7. Подумай, какое из предложенных выражений употребляется чаще:

а) Нет у тебя ни стыда, ни совести;
б) Нет у тебя ни совести, ни стыда.

8. Почему сердце девочки грызла беспощадная совесть?

а) Стыдно перед ребёнком; б) стыдно перед собой; в) слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы.

9. Как ты понимаешь выражение жить по совести?

10. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

а) Непрошеные слёзы.
б) Шуточный розыгрыш.
в) Встреча с малышом.
г) Желание помочь ребёнку.
д) Решение Нины укрыться в роще.

11. Подумай, к какому жанру мы отнесём данный текст:

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

4-й класс

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собой своё детище. но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(И.С. Тургенев)

Прочитай текст И.С. Тургенева «Воробей». Выполни задания. Найди утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста, и подчеркни их.

1. Где происходят события, описанные в тексте?

2. Почему молодой воробей выпал из гнезда?

а) Ветер сильно качал дерево;
б) воробышек пробовал летать;
в) другие птенцы вытолкнули его из гнезда.

3. На каком дереве было воробьиное гнездо?

4. Почему старый черногрудый воробей камнем упал перед мордой собаки?

а) Ринулся спасать своё детище;
б) сорвался с ветки дерева;
в) хотел испугать собаку.

5. Восстанови с помощью цифр последовательность действий воробья, сорвавшегося с близкого дерева.

6. Как ты понимаешь выражение он жертвовал собою?

а) Был готов отдать свою жизнь ради спасения птенца;
б) хотел умереть;
в) хотел отогнать собаку.

7. Запиши, о какой силе, сильнее воли воробья, говорит автор.

8. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста.

а) На смелого собаки лают, а трусливого кусают.
б) Счастье на стороне смелых.
в) Любовь сильнее смерти и страха смерти.

9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

а) Отчаянный поступок старого воробья.
б) Возвращение с охоты.
в) Отступление Трезора.
г) Встреча с беспомощным воробышком.
д) Любовь сильнее смерти.

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Спор животных (сборник). С вопросами и ответами для почемучек


— Я всем деревьям царь: корень мой глубоко в землю ушёл, ствол у меня в три обхвата. Вершина в небо смотрится. Листья у меня вырезные, а сучья, как железные.

Услыхала яблоня и сказала:

— Не хвастай много, дуб, что ты высок и толст, зато растут на тебе одни жёлуди! А вот моё-то румяное яблочко и на праздничном столе бывает.

Слушает их сосна и говорит:

— Вот придёт зима и будете вы голые стоять, а на мне круглый год зелёные иглы. Я людям печки топлю и избы строю.

Почему у дуба такие листья?

Оказывается, каким быть листу, в большей степени решает климат и почва. Размер зависит от места обитания. Листья растений из засушливых районов обычно мелкие, а из влажных мест — крупные. Дуб растёт в умеренных широтах, и можно быть уверенным в том, что форма его листьев максимально обеспечивает процессы его жизнедеятельности.

Пробегая по влажной лесной темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и ясное небо, и далёкую окрестность, не пропускает к нему ни ясных лучей солнца, ни шаловливого ветерка.

— Дитя моё! — кротко отвечал ему лес. — Ты ещё мал и не понимаешь, что моя тень хранит тебя от иссушающего действия солнца и ветра, что без моей защиты высохли бы быстро твои ещё слабые струи. Погоди, наберись прежде силы под моей тенью, и тогда ты выбежишь на открытую равнину, но уже не слабым ручейком, а могучей рекой. Тогда, без вреда для себя, будешь отражать ты в своих струях блестящее солнце и ясное небо, будешь безопасно играть с могучим ветром.

Трое детей выпросили у матери каждый по небольшой грядке гвоздики и дожидались с нетерпением, когда цветы распустятся, потому что на гвоздике уже показались почки.

У младшего из братьев, однако же, недостало терпения дожидаться, пока почки развернутся сами, и он, прибежав рано утром к своей грядке, расковырял сначала одну почку: хорошенькие пёстрые лепестки показались из-за зелёной оболочки. Мальчику это понравилось, и он проворно раскрывал одну почку за другою; наконец вся его грядка зацвела.

— Посмотрите, посмотрите! — кричал он братьям, прыгая от радости вокруг своей грядки и хлопая в ладоши. — Посмотрите, моя гвоздика уже цветёт, а на ваших грядках только листья да зелёные почки.

Но радость мальчика была непродолжительна. Солнце поднялось повыше, и пёстрые цветочки, раскрытые насильственно и прежде времени, печально наклонились к земле, а к полудню потемнели и совершенно завяли.

Преждевременная радость мальчика превратилась в печаль, и он горько плакал, стоя у своих увядших цветов.

Цветок — заметная, часто красивая, важная часть цветковых растений. Цветки могут быть крупные и мелкие, ярко окрашенные и зелёные, благоухающие и без запаха, одиночные или собранные вместе из многих мелких цветков в одно общее соцветие. Органы, составляющие зрелый цветок, располагаются кругами: снаружи круг из чашелистиков, затем из лепестков, тычинок и в центре — пестики. Когда цветок в бутоне, чашелистики примыкают очень плотно и защищают более нежную внутреннюю часть цветка — пестики и тычинки. Обычно чашелистики имеют зелёный цвет.

Почему цветы завяли?

Цветы гвоздики завяли, потому что были не защищены чашелистиками, предохраняющими нераспустившийся бутон, внутри которого находятся главные части цветка — тычинки и пестик, от перегрева днём, а также от переохлаждения и повреждения холодной росой ночью. Чашелистики имеют зелёную окраску и похожи на листочки.

История одной яблоньки

Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки.

Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось.

Зиму пролежало зёрнышко под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из промеж листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки, наверху, вышли зелёные листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой — и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко.

Пришёл в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится».

Задрожала яблонька, когда садовник стал её выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.

Загордилась яблонька в саду: «Должно быть, я редкое дерево, — думает она, — когда меня из лесу в сад перенесли», — и свысока посматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками; не знала она, что попала в школу.

На другой год пришёл садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать.

Задрожала яблонька и думает: «Ну, теперь-то я совсем пропала».

Срезал садовник всю зелёную верхушку деревца, оставил один пенёк, да и тот ещё расщепил сверху; в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони; закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепку колышками и ушёл.

Прихворнула яблонька; но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой.

Пьёт веточка соки сильной яблоньки и растёт быстро: выкидывает почку за почкой, лист за листком, выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми душистыми цветами.

Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зелёная завязь, а к осени из завязи сделались яблоки; да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые!

И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от неё побеги для прищеп.

Неужели яблони растут в лесу?

Да, яблони можно встретить в лесу. Это может быть дикая яблоня, её иначе называют лесной. Она растёт на всей территории России: в лесах, на берегах рек и озёр. Не только плоды, но и её листья используются в лечебных целях. Большинство фруктов и ягод, произрастающих в природных условиях, в том числе и яблоки, обладают кислым вкусом. А вот сладкие плоды люди получили путём длительного отбора.

Что сделал садовник? Зачем? Это делают только с яблонями? Почему только через три года яблоня зацвела?

Тест (навык чтения) Играющие собаки

Володя смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан.

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять : хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

- Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

- Видишь ли, - сказал Володе отец. – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело закончится тем, что ты приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.(83 слова)

Вставь нужную цифру.

1. В этом произведении ٱ персонажа.

2. Кто какой? Соедини стрелками

ПОЛКАН глупый МОПС

3. Объясни значение слова угрюмый.

Отметь правильный ответ знаком «+».

4. Подчеркни в тексте его главную мысль.

Тест 2

По ягоды.

Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес – и давай собирать. Только бабушка в кружечку, а Надя – в рот.

Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади – пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.

На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела – все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:

- Вчера не считается, - сказал дедушка.

И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя ягоду, дед ягоду, Надя ягоду, дед ягоду. Так все и съели. (74 слова)

1. Вставь нужную цифру.

В этом рассказе ٱ персонажа.

2. Какие персонажи действуют в рассказе?

Надины подружки ٱ

3. Какой ягодой угощала Надя деда? Отметь знаком «+».

4. Что можно сказать о Наде? Продолжи предложение.

Работа с текстом и книгой

Жил на свете Ванечка,

И должно ж случиться

Начал этот Ванечка

- Я букварь, товарищи,

Прочитал до корочки!

У меня, товарищи,

В дневнике пятерочки!

Перестал бы чваниться!

Все должны учиться!

1. Подчеркни в этом стихотворении слова, значение которых тебе не совсем понятно.

2. По смыслу стихотворения догадайся о значении этих слов. Запиши свое предположение.

Верность, статус и жизненная философия. Собака как символ в искусстве

Верность, статус и жизненная философия. Собака как символ в искусстве

Собака — священное животное греческой богини Гекаты , повелительницы теней , богини мрака , волшебства и ночных кошмаров. Однако Геката и ее верные псы еще и служат охранниками и защитниками тех , кто не может постоять за себя сам: детей и младенцев , слабых и кротких , безумных и оклеветанных.

У кельтов собаки служили символом героизма , воплощая в себе такие важные для воинов качества , как отвага , выносливость и мужество. Кельты не только использовали собак для охоты , но и обучали их для помощи в битвах. При этом здесь собака была еще и символом врачевания: этих животных часто ассоциировали с Ноденсом — богом питательных вод , охоты и исцеления.

В Китае , как и у большинства народов , собаки издавна считаются символом верности и послушания , но кроме этого — удачи и процветания. Считается , что виляющая хвостом собака предвещает приход богатства. А мощный защитный талисман по фен-шуй — пара собак Фу — охраняет дом от злых людей и негативной энергии , помогает достичь успеха в делах и материального благополучия. Собак Фу еще называют небесными львами Будды , поэтому пекинесов изначально разводили и скрещивали таким образом , чтобы они были как можно сильнее похожи на миниатюрных львов.

Собаки Фу, XIX век

Японская енотовидная собака — Тануки — один из любимых и часто встречающихся героев в японском искусстве ( как традиционном , так и современном). В японском фольклоре и легендах этих животных часто наделяли сверхъестественными способностями. Как и лиса-оборотень Кицунэ , Тануки умеет превращаться в других существ и в неодушевленные предметы. В самых ранних легендах эти животные предвещали беду , они могли принимать человеческий облик , преследовали и вселялись в людей. Сейчас , много веков спустя , Тануки превратился в безобидного , в общем-то , трикстера — озорника и обманщика. Керамические статуи Тануки можно часто встретить по всей Японии , особенно в барах и ресторанах.

В традиционном японском искусстве Тануки часто изображают под луной , поскольку считалось , что именно в ночь полнолуния он превращается в других существ. Интересно , что это роднит легенды о енотовидной собаке с другими легендами об оборотнях , распространенных в разных странах по всему миру. В древнем китайском и японском фольклоре услышать вой Тануки под луной по большей части считалось дурным предзнаменованием , но в некоторых случаях оно могло , наоборот , предвещать удачу.

Верность, статус и жизненная философия. Собака как символ в искусстве

Верность, статус и жизненная философия. Собака как символ в искусстве

Верность, статус и жизненная философия. Собака как символ в искусстве

Верность, статус и жизненная философия. Собака как символ в искусстве

Верность, статус и жизненная философия. Собака как символ в искусстве

Охрана и охота

Датируемые бронзовым веком пещеры и гробницы часто украшены рисунками и статуями собак ( по большей части — охотничьих). Даже среди древних детских игрушек и в узорах на керамических изделиях можно обнаружить этих животных.

Древние греки и римляне ценили собак за преданность и отвагу и в качестве домашних животных предпочитали их кошкам. На греческих и римских рельефах и керамике собаки изображались как символ верности. Собаки были домашними любимцами , символом статуса , охранниками и охотниками. Греки ценили этих животных за доверие и любовь. В рисунках на древнегреческих вазах частым сюжетом было возвращение Одиссея домой после странствий и встреча со своим старым псом Аргусом — единственным , кто узнал Одиссея и умер , дождавшись хозяина.

Теодор ван Тюльден. Одиссей признан своей собакой

Верность, статус и жизненная философия. Собака как символ в искусстве

Преданность и аристократизм

В Средневековье собаки по-прежнему считались символом верности и преданности. По этой причине их стали изображать не только в аллегорических сюжетах , но и на парных супружеских портретах ( чаще всего — у ног или на коленях женщины). Собака , присутствующая на портрете вдовы , символизировала ее верность умершему супругу. Кроме того , в Средневековье изображения этих животных высекали на надгробных камнях , чтобы подчеркнуть феодальную или супружескую верность усопшего.

Ярким примером символического изображения собаки может служить « Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка, хотя в этом случае исследователи не пришли к единому мнению. С одной стороны , собака на этом семейном портрете может символизировать супружескую верность , а с другой — страсть и вожделение , стремление пары иметь ребенка. В конце концов , это вполне мог быть реально существующий домашний питомец , и тогда художник запечатлел его на холсте , чтобы подчеркнуть благосостояние семейства Арнольфини.

Саша Черный: Детская библиотека. Том 37

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Детская библиотека. Том 37: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Детская библиотека. Том 37»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Саша Черный: другие книги автора

Кто написал Детская библиотека. Том 37? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Детская библиотека. Том 37 — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Детская библиотека. Том 37», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

О ВЕСЁЛЫХ СОБАЧКАХ

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

— Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

— Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

ДНЕВНИК ФОКСА МИККИ

О Зине, о еде, о корове и т. п

Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч (ртом она не умеет) и грызёт сахар, совсем как собачонка. Всё думаю — нет ли у неё хвостика? Ходит она всегда в своих девочкиных попонках; а в ванную комнату меня не пускает — уж я бы подсмотрел.

Вчера она расхвасталась: «Видишь, Микки, сколько у меня тетрадок. Арифметика — диктовка — сочинения… А вот ты, цуцик несчастный, ни говорить, ни читать, ни писать не умеешь».

Гав! Я умею думать — и это самое главное. Что лучше: думающий фокс или говорящий попугай? Ага!

Читать я немножко умею — детские книжки с самыми крупными буквами.

Писать… Смейтесь, смейтесь (терпеть не могу, когда люди смеются)! — писать я тоже научился. Правда, пальцы на лапах у меня не загибаются, я ведь не человек и не обезьяна. Но я беру карандаш в рот, наступаю лапой на тетрадку, чтобы она не ёрзала, — и пишу.

Сначала буквы были похожи на раздавленных дождевых червяков. Но фоксы гораздо прилежнее девочек. Теперь я пишу не хуже Зины. Вот только не умею точить карандашей. Когда мой иступится, я бегу тихонько в кабинет и тащу со стола отточенные людьми огрызочки.


* * *

Ставлю три звёздочки. Я видал в детских книжках: когда человек делает прыжок к новой мысли, он ставит три звёздочки…

Что важнее всего в жизни? Еда. Нечего притворяться! У нас полон дом людей. Они разговаривают, читают, плачут, смеются — а потом садятся есть. Едят утром, едят в полдень, едят вечером. А Зина ест даже ночью — прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает.

Как много они едят! Как долго они едят! Как часто они едят. И говорят ещё, что я обжора…

Сунут косточку от телячьей котлетки (котлетку сами съедят!), нальют полблюдца молока — и всё.

Разве я пристаю, разве я прошу ещё, как Зина и другие дети? Разве я ем сладкое: клейстер, который называется киселём, или жидкую гадость из чернослива и изюма, или холодный ужас, который они называют мороженым? Я деликатнее всех собак, потому что я породистый фокс. Погрызу косточку, съем, осторожно взяв из рук Зины, бисквит, и всё.

Но они… Зачем эти супы? Разве не вкуснее чистая вода?

Зачем эти горошки, морковки, сельдерейки и прочие гадости, которыми они портят жаркое?

Зачем вообще варить и жарить?

Я недавно попробовал кусочек сырого мяса (упал на кухне на пол — я имел полное право его съесть!)… Уверяю вас, оно было гораздо вкусней всех этих шипящих на сковородке котлет…

И как было бы хорошо, если бы не варили и не жарили! Не было бы кухарок: они совсем не умеют обращаться с порядочными собаками. Ели бы все на полу, без посуды, — мне было бы веселей. А то всегда сидишь под столом, среди чужих ног. Толкаются, наступают на лапы. Подумаешь, как весело.

Или ещё лучше — ели бы на траве перед домом. Каждому по сырой котлетке. А после обеда все бы барахтались и визжали, как Зина со мной… Гав-гав!

Меня называют обжорой (выпил глоток молока из кошкиного блюдца, подумаешь)…

А сами… После супа, после жаркого, после компота, после сыра — они ещё пьют разноцветные штуки: красную — вино, жёлтую — пиво, чёрную — кофе… Зачем? Я зеваю под столом до слёз, привык около людей околачиваться, а они всё сидят, сидят, сидят… Гав! И всё говорят, говорят, говорят, точно у каждого граммофон в животе завели.

Читайте также: