Когда можно резать овец

Опубликовано: 19.05.2022

Когда можно резать овец

Близится праздник, важный для всех мусульман — Курбан айт. Он завершает обряд хаджа к святыням ислама. В этом году Курбан-айт, празднуемый три дня, начнется
1 сентября, в пятницу.

Перед праздником скотные рынки наполнятся стадами баранов, приготовленных к жертвоприношению. Как правильно выбрать животное к празднику и как принести жертву по всем канонам?

На самом деле, приносить в жертву можно не только овец, но и коз, и крупный скот – корову или быка либо верблюда. Однако чаще всего в Казахстане к празднику забивают барана, потому обратим внимание именно на этот вид скота.



Узнайте породу. Порода едильбай считается курдючной, животные этой породы обладают большим количеством жира. Гиссарские овцы считаются мясной породой и имеют большие уши. Мериносы — также мясная порода, но их берут еще и из-за густой шерсти.

Уточните, откуда привезен скот. Наиболее ценятся овцы, прибывшие из Тараза, Талдыкоргана и Кордая. Также их привозят в Алматы из Усть-Каменогорска, Нарынкола, Узынагаша и окрестностей Алматы.

Важен также и возраст животного. Как правило, для жертвоприношения выбирают барана от года до полутора лет. Но допускается жертвоприношение шестимесячного ягненка, если он достиг веса, равного годовалой овце.

Обратите внимание на внешний вид барана. Животные должны быть здоровыми. Все зубы, глаза и копыта должны быть целыми. Большая часть рогов также должна быть целой, уши не должны быть повреждены или отрезаны.

Если баран хромает, у него отсутствует один или оба глаза, уши, хвост, если он имеет плохие зубы или часть из них выпала – такое животное не подходит для обряда. А вот метки допустимы. Баран не должен быть кастрирован, а овца – беременна.

Попросите справку на животное – у продавцов должна быть санитарная справка на поголовье — по базару ходит ветеринар, проверяющий, здоровы ли барашки.

Одним из важных факторов является вес барана. С 25-килограммового животного выйдет примерно 21-22 килограмма мяса. В целом, это средний вес животного, можно найти овцу покрупнее, а бывают и совсем тощие животные – по 11-13 килограмм. Для небольшой семьи и в целях экономии средств это оптимальный вариант, но нужно помнить, что мяса в нем будет немного.




Обряд жертвоприношения проводится мусульманином тогда, когда он не в пути, не имеет долгов и имеет минимум средств и имущества, говорится на сайте Центральной мечети города Алматы azan.kz.

Время жертвоприношения наступает в первый же день Курбан-айта после утреннего праздничного намаза и завершается до захода солнца третьего дня. Каждый мусульманин должен присутствовать в процессе либо передать полномочия, при этом оплата жертвоприношения ложится на него.

Нож точат, как правило, заранее, ни в коем случае не перед жертвенным животным. Также барана не режут в присутствии других животных. Глаза и уши его закрывают. Затем барана кладут на левый бок, головой в сторону Кыблы, три ноги связывают, а одну – правую заднюю — оставляют свободной.

После прочтения молитвы режутся основные артерии животного. Из четырех артерий в шее (пищевод, трахея, две сонных артерии) должны быть перерезаны минимум три. После этого выпускается кровь в приготовленную заранее яму.


Шкуру с животного не снимают до тех пор, пока животное не испустит дух. Затем мясо разделяют на три части – одну часть отдают неимущим, вторую – родственникам, друзьям и соседям, при этом можно раздавать мясо не только мусульманам. Третья часть остается себе для последующего употребления в пищу.

Шкуру барана можно отдать неимущим, но продавать ее нельзя, так же как и любые другие части животного. Нельзя и расплачиваться мясом за проведенный обряд жертвоприношения, так как оно должно раздаваться бесплатно и бескорыстно.

Употреблять в пищу нельзя некоторые органы жертвенного животного – это его кровь, как выпущенная, так и загустевшая в мясе, мочевой пузырь и половые органы самки и самца, а также желчный пузырь животного.

"Популярнее всего барашки в возрасте от трех до десяти месяцев"

В Европе мясо молочных ягнят считается деликатесом, а на Востоке без запеченного целиком барана до сих пор не обходится ни одно торжество. О том, как правильно выбирать и готовить баранину, МАРИНЕ ГЛАДКОЙ рассказал шеф-повар ресторана турецкой кухни "Сарай-Бабай" ОЛЕГ ПОДВЫСОЦКИЙ.

— Бараны какого возраста самые вкусные?

— Диапазон достаточно широкий: от трех дней после рождения до трех лет и старше. Кому-то нравится взрослое мясо насыщенного вкуса, а кто-то любит нежных молочных ягнят. На Востоке и в Средней Азии больше ценится зрелое мясо, баранину там готовят каждый день, включая особые случаи — свадьбы и большие религиозные праздники. Европейцы же отдают предпочтение мясу молочных ягнят.

— Как долго ягненок считается молочным?

— Барашки слишком рано переходят на твердую пищу, поэтому все определения возраста достаточно условны. Одни торговцы считают молочными ягнят до восьми месяцев, другие до года, несмотря на то что ягнята уже успели попробовать другую пищу. Популярнее всего барашки в возрасте от трех до десяти месяцев. Кстати, возраст легко вычислить самому, главное — точно знать, из какой части земного шара прибыла баранина. Если из Южного полушария, скажем, из Австралии, то он родился в сентябре, если из Северного — то в марте. Дело в том, что на овуляцию овец влияет долгота дня, после коротких октябрьских дней ягнята рождаются через пять месяцев в марте по четкому графику. Как раз сейчас в нашем полушарии пик сезона молочных трехмесячных ягнят.

— Что лучше готовить из молочных ягнят?

— Притом что по сравнению со зрелым бараном ягненок невелик — он весит около восьми килограммов,— им можно накормить компанию из шести-восьми человек. Мясо молочного ягненка абсолютно беспроблемное — он весь нежный и вкусный,— да и готовится считаные минуты. Нет никакой разницы в том, что вы решите сделать — отбивные из филе или запечете ногу. Важен способ: по-средиземноморски — в оливковом масле с овощами, чесноком и вином или по-восточному — с душистыми специями и фруктами. Вы должны быть готовы к тому, что ягнята совершенно лишены жира и для того, чтобы получилось вкусно, нужно обложить тушку тонкими пластинами курдючного жира. Благодаря этому блюдо будет сочетать в себе нежность ягненка и сочность взрослого барана.

— Взрослого барана готовить сложнее?


— Есть определенные нюансы: во-первых, взрослое мясо плотнее, во-вторых, оно имеет специфический запах, так что готовить его приходится дольше, чем ягненка. Но все эти трудности легко преодолимы. Баранина станет нежнее, если дать ей дозреть. Чтобы мясо стало мягче, тушу подвешивают на несколько дней, а то и недель. При этом температура воздуха в помещении не должна опускаться ниже 0°C, иначе мышцы останутся твердыми, и не должна подниматься выше +4°С, чтобы процесс не испортили бактерии. Дома невозможно создать идеальные условия для дозревания мяса: нужно следить, чтобы воздух не был сухим — мясо станет таким же; опасна и слишком высокая влажность — туша покроется плесенью.

— А что делать с запахом?

— Как готовят баранину в Турции?

— Для начала турки делают соус на основе йогурта с перечной пастой, в нем маринуют мясо, а потом жарят, варят, тушат, в общем, что угодно. Чаще запекают на вертеле целиком, любят делать шашлык, кебабы и каре (толстый край с косточкой) на мангале. Редко в каком турецком доме нет места для мангала, даже квартиры в многоэтажных домах строят с большой террасой, на которой обязательно ставят какое-нибудь гриль-устройство. На взрослой баранине охотно варят чорбу или хашламу. Любой турецкий суп — густой, наваристый и больше напоминает соус. Все, что кладут в него, кроме смеси перцев и кумина,— помидоры, морковь, картофель — пропитывается насыщенным ароматом зрелого барана. Этот соблазнительный запах распространяется и возбуждает аппетит, за что турки и любят своих барашков и никогда не крутят носом, как мы. В Турции не принято обвинять баранов в их "пахучести", наоборот, их за это ценят. Разумеется, кулинария подвержена моде и изменениям, некоторые традиционные блюда сейчас готовят по-новому, например турецкую пиццу лахманджун раньше подавали только с мясом, сейчас уже есть и с сыром, и со шпинатом. Возможно, баранину скоро начнут готовить совсем по-другому — так, как мы и не можем себе представить.

— А как правильно выбирать баранину?

— Лучше ориентироваться по цвету и запаху — чем старше барашек, тем специфичнее запах. Молодое мясо розовое и пахнет молоком, но встречаются вполне качественные ягнята с темным мясом. Здесь уже играет роль географическое положение: мясо овец, выращенных в горах, темнее, такое же по цвету дозревшее мясо. Размороженное мясо будет совсем темным с легкой синевой, а поверхность на вид суховатая, хотя и влажная. Не советую хранить баранину в холодильнике больше пяти дней, впрочем, не только баранину, все желательно есть свежим, не откладывая свои желания в долгий ящик.

Поговорим о здоровье овец

У больного животного пропадает активность, оно становится малоподвижным, часто стоит согнувшись или лежит, дыхание и пульс учащенные. Слизистые оболочки приобретают красноватую или желтоватую окраску, иногда бывают бледными. Температура повышается, исчезает аппетит (отсутствует жвачка), овца не притрагивается к корму и воде, появляются поносы, запоры. Если указанные симптомы наблюдаются, немедленно изолируйте больное животное и обратитесь за помощью к ветеринарному специалисту.

Теперь подробно расскажем о стрижке овец. Ведь зачастую именно из-за тёплой и красивой шерсти и появляются эти животные на крестьянских подворьях.

Учтите, что в течение года шерсть у овец различных пород отрастает неодинаковой длины. Шерсть у тонкорунных и у полутонкорунных овец растет сравнительно медленно - по 0,5-1 см в месяц, а у полугрубошерстных и грубошерстных уже по 1-3 см в месяц.

Поэтому тонкорунных и полутонкорунных овец стригут один раз в год - весной, только с наступлением теплой и устойчивой погоды. Животных грубошерстных и полугрубошерстных пород стригут два раза в год - весной и осенью, а романовских даже три раза, так как при однократной стрижке грубая шерсть сильно сваливается, что затрудняет ее дальнейшую обработку.

Стригут овец в домашних условиях, как правило, при помощи ручных ножниц, но при таком способе требуются значительные затраты сил и времени и снижается качество шерсти.

В последние годы получили широкое распространение специальные агрегаты и машинки для механизированной стрижки овец, значительно облегчающие труд и повышающие качество руна. В частности, в России выпускаются электростригальные машинки ЭСА-1Д, ЭСА-1/200 и ЭСА-1/200иР для индивидуального пользования в условиях личного хозяйства. При машинной стрижке руно состригается ровнее и ближе к коже, благодаря чему шерсть получается более длинной.

Особенно важно это для тонкой шерсти, ведь от увеличения длины ее повышается классность и стоимость. Для стрижки овец машинкой разработана специальная система приемов удержания животного самим стригалем и очередность состригания шерсти с отдельных частей туловища.

После стрижки овец осматривают, смазывают порезы и ссадины раствором креолина или йодом, подрезают копыта. Остриженные животные очень чувствительны к внешним условиям и в особенности к изменениям температуры воздуха. Поэтому первые 5 дней после стрижки держите своих питомцев в помещении, в котором не должно быть сквозняков.

По окончании стрижки руно (шерсть, снятую с одной овцы и состоящую из штапелей и косиц, связанных между собой в одно целое) расстилают на столе концами штапеля вверх. Затем руно встряхивают и освобождают от пыли и сора, а также отделяют загрязненные кусочки шерсти, потому что при хранении чистая рунная шерсть от соприкосновения с грязной утрачивает нормальный цвет, желтеет. Далее руно свертывают так, чтобы наружные концы штапелей были в середине. Для этого одну из боковых сторон на расстоянии 1/3 от края перегибают вдоль и накладывают на середину руна, потом то же самое делают и с противоположной стороны, а затем со стороны головы и хвоста одновременно сворачивают к середине в валик. В таком состоянии рунная шерсть хранится до ее использования.

В личном подсобном хозяйстве для убоя на мясо обычно используют ягнят в возрасте 4-4,5 месяца сразу же после отбивки. Также высокими вкусовыми качествами отличается мясо молодняка в возрасте 7-10 месяцев. Выбраковывают и взрослых маток.

Баранина обладает высокими диетическими свойствами. Она нежная, ароматная, вкусная и сочная. Но качество мяса напрямую зависит от породы, пола, возраста и упитанности животного.

В баранине содержится больше белка, чем в свинине, и практически столько же, как в говядине. Мясо овец отличается высоким содержанием витамина В1.

При убое овец необходимо соблюдать ветеринарно-санитарные правила. Животное обычно забивают в лежачем положении. В нижней части горла делают продольный разрез кожи, а затем на шейных кровеносных сосудах поперечный разрез для того, чтобы полностью обескровить овцу, так как от этого зависит качество мяса и шкуры.

Мы дали необходимые рекомендации по выращиванию, кормлению и разведению овец на подворье. И если уроки прочно усвоены, то вы готовы к приобретению животных.

Итак, как же правильно выбрать овец для разведения?

Необходимо приобретать только высокопродуктивных животных, которые при небольших затратах труда и кормов могут давать значительное количество высококачественных шерсти, мяса, овчин.

При выборе овец тонкорунных шерстных и шерстно-мясных пород необходимо обратить внимание на шерстный покров. Он должен быть длинным и густым по всему туловищу, шерстинки в штапеле должны быть одинаковыми по длине и тонине.

У высокопродуктивных овец оброслость головы доходит до уровня глаз, а ног - чуть ниже скакательных и запястных суставов.

Немаловажное значение имеет и характер извитости шерсти, так как извитость способствует тесному прилеганию волокон друг к другу и обеспечивает, наряду с густотой, плотность руна.

Важны при выборе тонкорунных овец длина шерсти и тонина. За год длина волокон шерсти должна увеличиваться не менее чем на 7 см.

Если ягнят отбирают для разведения сразу после отбивки от матерей (в возрасте 4-4,5 месяца), то прежде всего обращают внимание на общее развитие малышей и их шерстный покров.

При выборе овец романовской породы необходимо учитывать крепость конституции животных, экстерьер, развитие шерстного покрова и, обязательно, многоплодие маток. Но у многоплодной овцы должна быть и высокая молочность, так как именно от этого зависят рост, развитие ягнят и возраст, в котором они достигают убойных кондиций.

В заключение хочу сказать, что занятие овцеводством будет особенно успешным, если неподалеку есть хорошее овцеводческое хозяйство. Ведь тогда при необходимости всегда можно получить квалифицированную консультацию у специалиста.

Другие статьи на эту тему читайте здесь.

Лучшая статья в разделе "Домашние овцы" с оценкой 5.0 по текущим итогам голосования по 5-ти балльной системе.

Как правильно совершить жертвоприношение (курбан)


Из домашних животных для курбана приносят в жертву верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот. То есть, по мнению четырех мазхабов из домашних животных приносить в жертву разрешается только этих животных. Верблюда или крупный рогатый скот можно принести в жертву за семерых человек, а мелкий рогатый скот можно заколоть только за одного человека.

По мнению Абдуллаха ибн Аббаса сунной является принести в жертву любое домашнее животное, пусть это будет даже курица или петух. Поэтому людям, у которых нет возможности принести в жертву верблюда, крупный рогатый или мелкий рогатый скот, будет лучше, последовав его мнению, совершить жертвоприношение, заколов петуха, курицу, утку, гуся, индюка. («Бугяту аль-мустаршидин», стр. 422; «Шарху аль-мафруз», стр. 203). Бажурий пишет, что его шейх советовал бедным, следуя за Ибн Аббасом, резать для курбана хотя бы курицу или петуха, также он говорил, что они пригодны и для обряда ‘акика.

Возраст жертвенного животного


Верблюд, которого закалывают для курбана, должен быть пятигодовалым. Крупный рогатый скот (корова, буйвол) должен быть двухгодовалым, также и козы должны быть двухгодовалыми, а овцы должны быть годовалыми. Если овца достигла возраста шести месяцев и если у нее выпали зубы, то и она пригодна для курбана. О возрасте животного, приносимого в жертву, можно удостовериться у продавца этого животного. («Мавхибату зиль-фазли», стр. 685, том. 4).

Качества жертвенного животного

Жертвенное животное должно быть чистым от недостатков, которые уменьшают количество мяса животного или портят его. Разрешается приносить в жертву животное, у которого нет рогов или они сломаны (если у него нет другого недостатка); также животное, у которого отсутствуют некоторые зубы, но не разрешается резать животное, у которого отсутствуют большинство или все зубы. Однако животное, которое выросло без зубов, считается пригодным для этой цели. («Шарху аль-минхадж»).


Для жертвоприношения также пригодно животное, у которого слабое зрение; у которого рассечено ухо; у которого ухо порвано, но не оторвано; самка, даже если она много раз приносила приплод; некастрированный самец, животное, у которого маленькие уши, не совсем здоровое животное, слегка прихрамывающее, недостаточно упитанное.

Пригодно животное, у которого слезятся глаза; животное с клеймом; животное, которое не видит по ночам, но в дневное время видит.

Пригодно животное, которое родилось без вымени, без хвоста, без курдюка.

Непригодно животное с детенышем в животе, очень худое, очень больное, с очень слабым зрением, сильно хромое («Шарху аль-мафруз», стр. 201-202), то есть если оно хромает так, что отстает от стада или если в поисках хорошей травы другие животные опережают его.

Непригодно животное, у которого отрезана хоть небольшая часть уха, языка, вымени или хвоста.

Если при жертвоприношении у животного сломается нога или еще что-нибудь, то это животное становится непригодным для курбана. Также не пригодно для курбана бешеное животное, и животное, у которого ослеп один глаз.

Непригодно и животное, которое родилось без уха.

Пригодно животное с поломанными рогами, а также с повторно выросшими после того, как они были сломаны, если это не принесло ущерба мясу животного. Но является нежелательным (караха) закалывать для курбана животное с поломанными рогами или вовсе безрогое.

По мазхабу имама Абу Ханифы животное, у которого отрезано меньше одной третьей части уха пригодно для курбана.

Абу Юсуф сказал, что животное, у которого отрезано меньше половины уха, пригодно для курбана. Имам Кази Хусейн давал фетву последователям шафиитского мазхаба, что разрешается закалывать животное, у которого отрезано меньше половины уха, потому что трудно найти животное с полноценными ушами («Бугъят», стр. 423).

По мазхабу имама Абу Ханифы разрешается заколоть хромое животное (но не сильно хромое), и то у которого отрезано меньше одной третьей части хвоста.

Если трудно найти животное с полноценным ухом, то последователям шафиитского мазхаба разрешается, следуя мазхабу имама Абу Ханифы, заколоть животное, у которого отрезано меньше одной третьей части уха. Но в этом случае, совершать жертвоприношение следует в течение праздничного дня, первого и второго дней ташрика, так как закалывать животное в третий день ташрика по мазхабу имама Абу Ханифы уже поздно. («Бугъят», стр. 423).

Виды животных, предпочтительных для жертвоприношения

Самое предпочтительное животное для жертвоприношения это верблюд, затем крупный рогатый скот, затем овцы, затем козы. Человеку предпочтительней входить в число семерых людей, за которых режут верблюда, затем входить в число семерых, за которых режут крупный рогатый скот.

Лучше заколоть одну овцу, чем входить в число семерых, за которых режут верблюда или крупный рогатый скот.


Предпочтительным является заколоть семь овец, чем принести в жертву одного верблюда или крупный рогатый скот. Семь овец предпочтительней, чем семь коз. Что касается цвета, то самый предпочтительный цвет – это белый, затем желтоватый цвет, затем серый, затем красный, затем пестрый, а затем черный. Самец предпочтительней самки. Самка, которая не приносила приплод предпочтительней, чем самец, который много раз спаривался. Упитанное животное предпочтительней, чем худое животное. Один упитанный баран предпочтительней, чем несколько худых баранов. Из мелкого рогатого скота самым предпочтительным является упитанный белый баран с большими рогами. («Аль-Манхаджу аль-кавим», «Мавхибату зиль-фазли», том 4, стр. 682-684).

Животное, у которого высокая цена, предпочтительней, чем такое же животное, у которого цена меньше. К примеру, один баран, купленный за тысячу рублей, предпочтительней, чем три барана, которые вместе стоят столько же. («Мугни аль-мухтадж», том 4, стр. 360).

Время жертвоприношения

По мазхабу имама аш-Шафии жертвоприношение можно совершать, начиная с первого дня праздника жертвоприношения, после того, как взошло солнце и если после этого прошло время, достаточное для совершения короткого двухракаатного намаза и чтения двух коротких проповедей (хутба). И это время длится с праздничного дня и все три дня ташрика до захода солнца последнего третьего дня. Если жертвоприношение совершить до или после упомянутого времени, то оно не считается курбаном. Что касается самого предпочтительного времени для жертвоприношения, то это период после совершения праздничной молитвы и чтения хутбы до полуденного времени. По мнению имамов всех четырех мазхабов это время является самым предпочтительным для жертвоприношения.

По мазхабу Абу Ханифы время жертвоприношения наступает с рассветом праздничного дня и завершается во второй день ташрика, когда до наступления вечера (магриба) останется немного времени. Согласно его мазхабу, тем, кто находится в городе, не разрешается совершать жертвоприношение до праздничной молитвы. Людям, которые не обязаны совершать праздничную молитву, живущим в хуторе или в маленьких селах, разрешается совершать жертвоприношение с наступлением рассвета.

Если люди по ошибке совершат праздничную молитву и жертвоприношение на день раньше, то есть в день Арафа, то и это будет достаточным в соответствии с его мазхабом.

По его мазхабу совершать жертвоприношение ночью нежелательно.

Если животное, которое было куплено для жертвоприношения или было сделано назру, до истечения времени жертвоприношения останется не принесенным в жертву, и если это животное осталось живым, то по мазхабу имама Абу Ханифы, это животное надо отдать как милостыню в живом виде. Если богатый человек не совершит жертвоприношение до истечения времени, и если у него не было купленного животного, то ему следует выплатить беднякам цену этого животного.

По мазхабу имама Малика время жертвоприношения наступает после того, как имам, совершив праздничную молитву и прочитав хутбу, сам совершит жертвоприношение. Что касается истечения времени жертвоприношения, по его мазхабу, оно истекает в то же время, что и по мазхабу имама Абу Ханифы. То есть, по мазхабу трех имамов время жертвоприношения истекает во второй день ташрика (не считая первый праздничный день) при заходе солнца. Поэтому и последователям мазхаба имама аш-Шафии лучше совершить жертвоприношение до истечения этого времени, то есть, до захода солнца второго дня ташрика.

По мазхабу имама аш-Шафии совершать жертвоприношение ночью нежелательно (макрух).

Желательные действия и этика жертвоприношения

К закалываемому животному следует относиться с жалостью. К месту закалывания животное приводят аккуратно, таким же образом следует и уложить его.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда вы закалываете животное, то делайте это красиво, аккуратно».

При закалывании, животное следует отгородить, чтобы другие животные не видели его, и особенно следует изолировать детеныша от матери.

Пророк (мир ему и благословение) увидел, как один человек тащил животное, чтобы резать его, держа за уши. Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Отпусти уши и веди животное, держа за переднюю часть шеи».

Необходимо хорошо заточить нож для закалывания, чтобы не мучить животное. Не следует точить нож на виду у животного. Пророк (мир ему и благословение) увидел, как один человек уложил животное, и, поставив ногу на его шею, точил нож. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал ему: «Почему ты не приготовил нож заблаговременно, ты хочешь, чтобы оно приняло не одну, а несколько смертей».

Однажды от мясника убежало животное и подошло к Пророку (мир ему и благословение). Мясник пришел вслед и стал тащить его за ногу. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал животному: «Ты подчинись велению Всевышнего Аллаха», а мяснику сказал: «А ты отнесись к этому животному с милосердием, и веди животное к месту закалывания аккуратно».

Один человек сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда я закалываю животное, мне бывает жалко его», Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: «Если ты проявишь милосердие к животному, то и Всевышний Аллах смилуется над тобой».

Также, при закалывании, следует воздать хвалу Всевышнему Аллаху за то, что Он сделал это животное покорным для нас. Желательно закалывать животное быстро. Необходимо вместе с горлом перерезать две сонные артерии.

При закалывании сунной является дать животному попить воду, уложить его на левый бок, направив к Кибле, привязать три ноги, а правую заднюю ногу оставить свободной. Нежелательно снимать шкуру животного, пока оно не перестало шевелиться. Желательно, чтобы тот, за кого совершается жертвоприношение, закалывал животное собственноручно. Если же человек сам не закалывает, то желательно хотя бы присутствовать при этом. Если жертвоприношение совершается за женщину или за несовершеннолетних детей, то желательно, чтобы и они присутствовали.


Человеку до закалывания животного желательно произнести следующую молитву:

«Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар ва лиллахиль хамд. Бисмиллахи ррахмани ррахим. Инна салати ва нусуки ва махяя ва мамати лиллахи раббиль аламин ля шарика ляху ва бизалика умирту ва ана миналь-муслимин».

Смысл: «Аллах велик и вся хвала Ему. Именем Всевышнего Аллаха милостивого к верующим и неверующим на этом свете, и лишь к уверовавшим на Том Свете, совершаю жертвоприношение. Мои молитвы, богослужение, моя жизнь и смерть находятся во власти Аллаха, Господа миров. Нет Ему соучастника, мне было велено признать Единственность Аллаха, и я являюсь мусульманином».

Затем желательно прочитать слова благословения (салават) Пророку (мир ему и благословение):

«Аллахумма салли ала саййидина Мухаммадин ва ала али саййидина Мухаммадин ва саллим».

Смысл: «О мой Аллах, благослови и приветствуй нашего Господина Мухаммада и семью нашего Господина Мухаммада!»

Если же прочтете салават «кама саллайта», то будет предпочтительней.

Далее:

«Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллахумма хаза минка ва илайка фатакаббаль минни».

Смысл: «О, мой Аллах! Это жертвенное животное дал Ты, я режу его ради Тебя, так прими же его!»

Это является сунной, но если произнести короткую мольбу: «Бисмиллахи, Аллаху акбар», то и этого будет достаточно для исполнения сунны.

По мнению мазхабов трех имамов (Абу Ханифа, Малика, Ахмада), если преднамеренно не произнести «Бисмиллаh» при закалывании животного, то употреблять мясо этого животного запрещено (харам). Поэтому и последователям мазхаба имама аш-Шафии нежелательно резать животное без произнесения «Басмалы».

Животное, которое было заколото без произнесения «Басмалы» по забывчивости, дозволено для употребления.

По мазхабу имама Абу Ханифы желательно подготовить жертвенное животное заранее, за несколько дней. Это является проявлением готовности выполнения повеления Всевышнего Аллаха и желания заколоть животное. Также желательно привязать что-либо красивое (бант) на шею этого животного, дабы знали, что это животное приготовлено для жертвоприношения.

Предназначенное для жертвоприношения животное, нежелательно доить, стричь шерсть и садиться верхом. А по мазхабу имама аш-Шафии разрешается на него садиться верхом и доить, если молоко вредит вымени.

Также разрешается стричь шерсть, если это приносит пользу животному, к примеру, весной и летом, когда на животном много шерсти, и до наступления праздника жертвоприношения еще много времени, потому что после стрижки шерсти животное поправляется, и мясо становится лучше. Стриженую шерсть желательно (сунна) раздать как милостыню. Если же нет пользы от стрижки шерсти, то животное не стригут. («Аль-Фикху аль-исламийю ва адиллатуху», том 4, стр. 2732 – 2738).

ISLAMDAG.RU


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

В каком возрасте лучше резать романовских овец?

Не скажите, в каком возрасте лучше резать романовских овец? И сколько весят романовские овцы в возрасте один год?

В возрасте 10–11 месяцев режут овец романовской породы, ну а к году бараны достигают 80 кг.

Какие? Романовские? Вы вообще романовских овец видели? Резали?

Держали, было время золотое застойное. Овечки, правда, в 2 раза легче.

Скажите тогда, а как отличить романовскую овцу от похожей на романовскую?

Весенний молодняк 13–15 кг чистого мяса осенью. Романовские овцы рождаются черными, а потом на туловище седеет ость. Держу романовских, а как еще их отличить? Может я чего упустила, тоже интересно от опытных людей узнать.

Ну, а годовалый баран какого веса, или наоборот, какого возраста баран весом в 80 кг?

Ну может после 2-х лет, я честно не взвешивала взрослых баранов, режем только молодняк. И сейчас к романовским овцам у нас куйбышевский баран и эдильбаевский. Так ягнята быстрей растут.

А если вы своих овец покроете козлом мясного или мясомолочного направления, то получите «ублюдков», которые набирают вес ещё быстрее. Кстати, от «ублюдка» любого пола невозможно получить потомство. «Ублюдок» — это гермафродит…

Ну вы даёте. Причём тут козел?

Так что там насчет ваших годовалых баранов весом в 80 кг?

Я же сказала, не взвешивала, может после 2-х лет будет 80 кг вес барана романовской породы.

Козёл тут при том, если у вас цель получить побольше мяса, баранины…

Козёл был в стаде несколько лет назад, но никого не покрыл. Только выявлял охоту у овцы. Это когда не было барана. Мы сразу эту овцу возили в другое село на покрытие. Потом появился баран, и всё стало на свои места. Козёл был крупный, зааненской породы и козы такие же все в одном стаде. Я козлятину не люблю, мясо безвкусное, я баранину люблю.
Гермафродиты могут нормально размножаться, были случаи у коз и у телок. Потом, конечно, их не пускают в воспроизводство. А черви, рыбы некоторые, пчёлы тоже хорошо себя чувствуют и хорошо размножаются хоть и гермафродиты.

Вся правда об овцах: они вовсе не глупые и совсем не беззащитные

На самом деле: На самом деле овцы на удивление умны, у них хорошая память, а их когнитивные способности (умение воспринимать информацию и перерабатывать ее) довольно развиты. Они умеют дружить, заступаются друг за друга и грустят, когда их партнера отправляют на скотобойню. А уж в разрушительных для природы навыках с ними мало кто может тягаться.

Автор фото, iStock

Человек разводит овец на протяжении тысячелетий

Умные. Сложные. Любят компанию. Но не люди. Неужели это про овец, которые если на что и годятся - то на шашлык? И шерсть у них тоже хороша… Но интеллект?!

Мы привыкли считать овцу (Ovis aries) непроходимо глупой. Это мнение не сильно изменилось с XVIII века, когда один из отцов-основателей Соединенных Штатов Америки Джордж Вашингтон провозгласил: "Если отобрать свободу слова, то нас, покорных и тихих, можно вести на убой, как овец".

В наши дни овцой называют того, кто бездумно и покорно следует за другими. "Не будь овцой!" - так говорят, когда призывают человека подумать своей головой и не подчиняться чужой воле.

Однако правда состоит в том, что овцы гораздо умнее, чем принято считать.

Автор фото, iStock

Влияние овец на окружающую среду, мягко говоря, значительно

В исследовании 2001 года Кит Кендрик обнаружил, что эти скромные на вид животные могут запоминать и потом узнавать по меньшей мере 50 человеческих лиц на протяжении следующих двух лет, а то и дольше. Недостижимый результат даже для некоторых людей.

"Овцы ясно демонстрировали признаки узнавания отдельных людей, когда им показывали нарисованные лица", - рассказывает Кендрик.

Ученые также нашли подтверждение тому, что овцы понимают выражение человеческого лица и предпочитают улыбку.

В интервью Би-би-си Кендрик говорил: "То, как организован мозг овцы, позволяет предположить, что эти животные должны эмоционально откликаться на то, что они видят вокруг себя".

Кэролайн Ли из австралийского Государственного объединения научных и прикладных исследований тоже изучала овец на предмет интеллекта.

Она выяснила, что овцы могут научиться находить дорогу в сложном лабиринте. Вид других знакомых овец, дожидающихся на выходе из лабиринта, помогал подопытному животному быстрее достичь результата.

Овцы не только смышлены, но и игривы, это вообще довольно позитивное, жизнерадостное животное. Достаточно посмотреть это видео, чтобы убедиться.

Кроме того, овцы имеют разные сексуальные привычки - 8% из них предпочитают однополые отношения. Это одно из немногих животных, сохраняющих верность своему гомосексуальному выбору на протяжении всей жизни.

Автор фото, iStock

Человеку от овцы нужны мясо и шерсть. А что нужно овце от человека?

У овец сложные отношения внутри стада. Примерно два десятилетия назад исследователи из Университета Калифорнии три года наблюдали за баранами и пришли к выводу, что тех могут связывать узы крепкой дружбы. Они помогают друг другу в трудных ситуациях - заступаются за слабых и, если надо, плечом к плечу бьются с врагами.

Проявления дружбы и верности у овец и баранов эмоционально окрашены. Исследование 2009 года, результаты которого были опубликованы в международном журнале Animal Welfare, показало, что овцы способны испытывать целый спектр чувств - от страха до гнева, от отчаяния до счастья.

"[Как и у людей], чувство отчаяния возникало в ситуациях, которые можно охарактеризовать как внезапные, незнакомые, непредсказуемые… и неконтролируемые, в то время как знакомое, предсказуемое окружение вызывало скуку", - пишут авторы.

Автор фото, iStock

Муфлон, ближайший родственник домашней овцы в дикой природе

Ирония состоит в том, что овцы живут рядом с человеком и у человека так давно, а мы так мало о них знаем.

Эти животные были одомашнены между 11000-м и 9000-м годами до н.э. - из-за густой шерсти, мяса и молока. Овцы упоминаются в бесчисленном количестве книг, религиозных текстов и даже в астрологии.

Скажем, астрологический знак Овен есть не что иное, как баран (впрочем, если под этим знаком родилась женщина, то - овца). В древнеегипетской религии баран символизировал сразу нескольких богов.

Выражение из Нового завета "отделить агнцев от козлищ" (Евангелие от Матфея) иносказательно означает "отделить хороших от дурных", праведников от грешников. Так что овцы здесь символизируют добро.

Считается, что в дикой природе ближайший родственник домашней овцы - муфлон, от которого она и ведет свое происхождение.

Дикие муфлоны в больших количествах водились в древней Месопотамии (охватывающей в ту пору нынешний Ближний Восток, включая Ирак, Кувейт, восточную Сирию и юго-восток Турции).

У них были могучие рога, с помощью которых они успешно защищались от хищников, но затем люди позаботились о том, чтобы у овцы таких рогов не было, а была постоянно растущая густая шерсть.

"Курбан байрам — это не просто зарезать барана". Мысли о жертвоприношении

Исламовед, кандидат филологических наук Резеда Сафиуллина-Ибрагимова стала вегетарианкой 16 лет назад. В интервью "Idel.Реалии" она рассказала, какие пути трансформации она прошла, от чего людям лучше отказаться и чем пожертвовать в современном обществе.

Курбан-байрам 2020: праздничный намаз в казанской мечети "Ризван"

Мусульмане могут быть вегетарианцами? Есть ли об этом что-то в Коране или хадисах?

Сразу оговорим, что я не являюсь ни улемом (мусульманским ученым — теоретиком, занимающимся разработкой вопросов богословия), ни факихом ученым-правоведом или муджтахидом, способным извлекать хукм (шариатские постановления) из соответствующих шариатских доказательств. Но как мне известно, судя по Корану и хадисам нет такого фарда (в исламе — поступки и нормы поведения, которые предписано выполнять — ред.), что люди обязаны есть мясо. Рекомендуется, но как фард это не прописано, при этом рекомендуется умеренное употребление мяса. Есть известный хадис: "Тот, кто сорок дней подряд ест мясо, становится жестоким", а Имам Садык (мир ему!) сказал: "Тот, кто сорок дней поедает мясо, делает свое настроение и характер плохим и уродливым".

Давно, когда вы только стали вегетарианкой, родственники или друзья заставляли вас "только попробовать", не говорили, что это харам (греховные деяния, запрещённые в исламе. Противоположностью харамного действия является
халяльное — ред.) не есть мясо?

Нет, мне никто не говорил, что не есть мясо — это харам. Насколько я знаю, это к хараму не относится. Не встречала я такой фетвы (разъяснение шариатской нормы по той или иной проблеме — ред.)

Как вы себя чувствуете в праздник Курбан байрам, когда не попробовав жертвенное мясо, можно обидеть хозяев?

Те, кто меня приглашает в гости, мои родственники, друзья, все знают, что я вегетарианка. Я сажусь за общий стол. Татары хлебосольный народ, меню всегда бывает разнообразное. Всегда есть, чем угоститься. У меня еще характер такой — мин үзем кыстамыйм һәм кыстаганны яратмыйм (я сама не заставляю людей есть и не люблю, когда заставляют есть, насильно угощают — тат.). Я сразу даю понять, что я не стесняюсь, не комплексую. Я ем все, что хочу, я могу даже попросить что-то. Меня насильно угощать не получится. Если уж я села за стол, я все попробую, что я захочу.

Что вы готовите дома на Курбан байрам?

Конечно же, коймак блины. Чыжылдап торган (с пылу, с жару — тат.), как говорится. Я помню, когда была маленькая, я была в деревне у бабушки и дедушки, она делала арыш оныннан мич коймагы (ржаные оладьи в печи —тат.) Это была красота. Я люблю делать разного рода оладьи, блины из разной муки, смешивать. Сейчас вот сезон кладем туда кабачки, яблоки. Получается вкусно.

Мы живем в частном доме, раньше резали барана на Курбан байрам. Я старалась в этом не то что участвовать, не видеть это. Мне плохо. У нас дома уже не режут. Я с детства "странная" была. Я даже таракана не могла убить. Однажды в таз упал таракан. Мы жили в каком-то бараке, мне было шесть лет, и я пыталась помочь выбраться таракану, я не могла его убить. А что уж говорить про барана.

А вообще, я много, что готовлю дома на праздники. Если что мясное готовится, то готовлю не я. У меня муж делает очень вкусный плов. У нас традиция, что плов делает он. Причем я ем этот плов, но мясо отдаю мужу или детям. Также я люблю готовить салаты, овощные блюда, молочные, выпечку. Всегда есть, что приготовить к праздничному столу.

Значит, ваш супруг не вегетарианец?

Нет, он не вегатарианец, хотя мне хотелось бы с ним быть на одной волне. Но нет насилия, как в религии, так и в еде. Он старается ограничивать себя в мясе, дети стараются ограничивать, но полностью не отказываются. Скорее я "сдаюсь" иногда. Вот он сделал плов, я его ем. Он же на мясном бульоне. Или суп-лапша же на мясном бульоне. Если я начну об этом думать, что это на мясе, на живом существе сварено, тогда я не смогу это есть. Я стараюсь об этом не думать, притупляю свою чувствительность, сознательно. Потому что если культивировать строгое вегетарианство и вообще не позволять себе ничего мясного, чтобы в доме не появлялся даже запах, чувствительность очень обостряется, и даже подумать уже об этом невозможно.

Что для вас жертвоприношение в эти дни и все остальное время года?

Вопрос очень серьезный. В первую очередь следует сказать, что Курбан для меня это традиция, исходящая из предписания Аллаха. А вот как мы понимаем это предписание это отдельный вопрос. Традиция жертвоприношения есть во всех культурах, у всех народов. Это одна из самых древних традиций и мистических ритуалов. Это такая попытка человека задобрить силы природы, духов, богов, где верили во много богов. Или же в единого бога, как в монотеистических религиях, например в исламе. Сейчас значение курбана (жертвоприношения) приобрело глубокий, духовный, философский смысл. Это уже стало не просто попыткой "задобрить". Ислам это последняя религия, развитая религия. Интерпретируется, что ислам пришел в человечество, когда человечество вступило в пору взросления. Поэтому курбан это не просто попытка задобрить Аллаха, это акт принятия воли Аллаха, акт покорности, смирения, прощения, благодарности. Если на ранних этапах человечества главным чувством во взаимоотношениях человека с богом был страх, то сейчас человечество вступило на новый этап. Каждый индивидуум в этом обществе вступил в новый период взаимоотношений с богом.

Поэтому курбан теперь, конечно, приобретает совсем другой философский смысл. Признаюсь, что значение традиции курбана как одной из важных традиций в исламе, для меня пока до конца не раскрыто. Я еще для себя не определила свое понимание этого явления жертвоприношение.

Когда я была маленькая, я помню, я проделывала такое действие что-то ценное оставляла где-то и загадывала желание. Как будто я совершала сделку с высшими силами, с Аллахом. Например, подкидывала монетку, чтобы она куда-то улетела далеко. И чем значимее мое желание, тем крупнее была моя монета. Развитие человечества я сравниваю как раз с детством. Когда человек что-то дорогое для себя отдает богу, в надежде получить взамен что-то другое благополучие, хороший урожай, здоровье детей, благоприятные роды. Что важно человеку? Покой, богатство, мир, власть, все, что угодно.

Я, как сознательно практикующая мусульманка, каждый год, когда наступает Курбан байрам, задумываюсь над этим. И мое понимание и отношение претерпевает изменения.

Я раньше собирала много гостей, потом я начала камерно проводить этот праздник. Сейчас я редко хожу в гости в этот праздник, редко приглашаю. Мы проводим его в кругу семьи. С самыми близкими, с детьми, с мамой. Массового собрания с друзьями и дальними родственниками мы не делаем. Чем мы можем пожертвовать, что мы можем отдать богу этот вопрос для меня превращается в личный вопрос.

Это больше, чем застолье. В древности, в прошлые времена, когда человеку не хватало пропитания, Курбан был единственный праздник в году, практически, в который наедались все, даже нищие им доставалось мясо. Поэтому как отмечали праздники? Поеданием пищи. Если мы возьмем более-менее сытые культуры, например, европейские, посмотрите, как у них на свадьбах, праздниках, юбилеях. Как они себя ведут. Они не садятся за большой стол, который ломится от еды. Для тех культур, где народ еще не очень богатый, принято обилие еды на праздниках. Это для них показатель достатка. А еще после застолья гости с собой забирают что-то из еды, чтобы домочадцев угостить, это очень красивая, добрая традиция. Но зачастую бывает так, что много еды пропадает, очевидно, что гости, которые приходят, не в состоянии все это съесть. Это исраф (расточительство — ред.) А давайте посмотрим на народы, где вопрос продовольственной безопасности не так актуален, у них нет страха голодной смерти, в течение нескольких поколений страх голода уже изжит. В нашей стране он еще не изжит. Многие наши бабушки, мамы пережили голодные годы. У них в подсознании сидит, что муллык (благополучие —тат.) это еда. И проявление великодушия это накормить. А молодому поколению уже не так важен чрезмерно обильно накрытый стол, важно качество этой еды. Ее может быть поменьше, но она интересная, красиво украшена, оригинальна. Больше хотят эстетическое удовольствие получить от еды, удовлетворить свою любознательность, попробовать что то экзотическое. В стиле определенной моды, эпохи проводят свадьбы, праздники. Это уже культурная составляющая.

Жертвоприношение это не просто зарезать барана и накормить как можно больше голодных людей мясом. Сегодня люди в чем больше нуждаются? Скорее всего не в мясе, не в еде. Они нуждаются в добром слове, в том, что их поддержат. В том, что их вдохновят. В том, что с ними будут надежные люди, не предадут. Что есть те, с кем можно поделиться горем и радостью, причем радостью еще сложнее делиться, как правило. Я вот в этом понимаю жертву. Свое личное время на кого-то потратить, например. Услышать кого-то. Найти слова одобрения, показать кому-то свою любовь, свое расположение, чтобы человек почувствовал, что он не один в этом мире. А то мы сейчас умудряемся жить в мире, где все есть и холодильник полный, и на машинах все ездят, квартиры, и вода из крана и газ. Но люди умудряются быть глубоко несчастными, в депрессиях мучаются, потому что им не хватает немного другого им не хватает чего-то более высокого и духовного, им не хватает любви.

Если говорить о жертвоприношении в истории, мы знаем очень много разных эпох. Были варварские, дикие племена, которые приносили в жертву младенцев, девственниц, здоровых мужчин, рабов, вместе с войнами-правителями погребали скакуна, слуг. По ведической традиции жена должна была вместе с умершим мужем идти на самосожжение. Много такого было. И когда пророк Ибрагим получил от Аллаха откровение на замену человека, сына, самого родного ему существа, жертвенным барашком, в этом, конечно, кроется огромный гуманизм, который в монотеистической традиции имеет место быть. Мы это считаем единой исламской традицией, это идет от иудаизма и христианства, потом уже после пророка Мухаммеда получало развитие. Но я предполагаю, что сейчас наступает еще один новый этап, когда этот гуманизм доходит до следующего уровня своего развития, когда вместо животного в жертву должны приноситься другие вещи, за которые мы цепляемся в этой жизни. Они нам очень дороги, эти наши страхи, наши негативные чувства, наши обиды, наши страдания. Некоторые могут всю жизнь прожить в состоянии жертвы и не могут выйти из этой роли никогда. Мы должны отказаться от этих привычек. А от них иногда сложнее отказаться, чем от одного барана, на самом деле. Потому что это срастается с нами, это становится нашим вторым "я", и в какой-то мере это как бы пожертвовать самим собой, пожертвовать негативной составляющей своей личности, которую мы наработали в течении жизни. Мы живем с этим, думая, что это и есть мы. Умение отказаться от этой составляющей, чтобы в нашу жизнь пришли любовь, сострадание, великодушие, щедрость, смирение, кротость, доброта это многого стоит.

Например, хочется человеку ответить грубостью на грубость. А ты принеси в жертву это свое желание и не отвечай так. Вот с этого начинается. Вроде такая малость, но как это иногда сложно. Родственники, соседи врагами становятся. В праздник Курбан помириться с теми, с кем ты в ссоре долгие годы, с кем ты не разговариваешь из своих близких родственников, друзей, на кого ты обиделся, или кого ты обидел, как тебе кажется. Принести в жертву самолюбие, эгоизм. Это ведь не всем дано. Легче же зарезать барашка, всех накормить, какие мы добрые, какие мы щедрые, теперь мы в рай попадем, все грехи свои отработали. Не верю я, что все так просто.

— Что было самым трудным для вас, мусульманки-вегетарианки. Что было тяжело принять?

Мне не трудно было ничего. На начальных этапах хотелось мяса иногда. Я же не фанатичная вегетарианка, я могу себе позволить себе поесть мяса иногда. Единственное, что после этого я себя чувствую не очень хорошо. Не физически, в психо-эмоциональном плане у меня появляется тяжелое ощущение после этого. Поэтому я уже знаю, если сидим с детьми, они сделали шашлыки, я пробую и готова к тому, что последствия будут. Немного депрессивное состояние обязательно будет. Это не самовнушение, я раньше не знала причин, почему у меня бывают такие состояния. Потом я просто отследила эту взаимосвязь, конечно, не только после поедания мяса у меня такие состояния. Но после поедания мяса бывает обязательно. Когда я питаюсь белково-растительной едой (бобовые, молочные продукты) телу и на душе легко.

Были моменты, которые мне было тяжело принять, но это не связано с вегетарианством. Дело в том, что я еще занимаюсь йогой. Зная, как благоприятно воздействует йога на мой организм и психо-эмоциональное состояние, я посещала разные курсы по изучению йоги, ездила в Индию для обучения. В Индии я жила в ашраме (духовная или религиозная община, куда человек приходит для медитации, молитвы, совершения ритуала и духовного обновления — ред). Там мне было неприемлемо воспринимать гуру-учителя как абсолютный авторитет. У нас, у мусульман нет авторитетов кроме Аллаха, мы поклоняемся только Аллаху. Для меня было неприемлемо беспрекословное подчинение какому-то человеку, учителю. Даже если он уже умер, придавать такое значение его памяти. Но я полагаю, что дело тут не только в исламском воспитании, это такая ловушка ума все-таки, в которую мы попадаем, сами того не замечая, такая уловка. На самом деле, мы идем на поводу своего эго, и не признавая чей-то авторитет, мы просто остаемся в плену своего эго. Потому что, говоря о том, что мы практикуем строгий таухид ( исламский термин, которым обозначается учение о единственности и единстве Аллаха —ред) и поклоняемся только Аллаху, людям свойственно тут лукавить. Очень редко можно встретить мусульманина или мусульманку, которые ежесекундно помнят об Аллахе и понимают, что Аллах их видит и слышит это состояние ихсана искренности в вере. Все-таки в высшей степени по жизни человека ведет нафс (в исламе — личность человека, его "я", также отрицательные черты — ред.), и научиться отличать это и осознавать уловки нафса, не всегда и не у всех получается. И эти разговоры, что мы не следуем авторитетам, это просто чаще всего уловка нафса. Я даже вела дневник на своем сайте, писала, что для меня неприемлемо в этом. Это не относится к вегетарианству. Вегетарианство это не просто диета. Меня спрашивают, почему вы не едите мясо, худеете? Не от мяса люди полнеют. Да, это влияет на здоровье, но больше на духовное здоровье, нежели на физическое. Мясо дает грубую энергию, в жизни для многих вещей такая грубая энергия даже нужна.

И что во всем этом самое хорошее для вас?

Я подозреваю, что люди до конца не понимают, что такое курбан, что такое жертвоприношение. Это очень глубокое составляющее духовной жизни. Ислам это духовная жизнь. Это не просто ритуалы, что можно, что нельзя, какой рукой, какой ногой что-то делать, как одевать, какие движения делать. Это все внешняя составляющая. Ислам же это духовная внутренняя жизнь. Мы еще только учимся жить, не ограничиваясь внешними составляющими. Для меня пока все пазлы духовной картины ислама не сложены. Я, наверное, вижу смысл своей жизни сложить это в одну картину. Пока еще у меня ее нет. Но смею предполагать и надеяться, что я из года в год все отчетливее это вижу, чувствую, осознаю, ощущаю. Но до целостной картины мне еще далеко. И предполагаю, что это бесконечный процесс, потому что попытка постижения общей картины мира, ислама, Аллаха это попытка объять необъятное.

Все уровни удовольствия

Удовольствие от того, что ты можешь жить в безопасности это удовольствие одного плана. Наслаждаться вкусной едой или созерцанием красоты это удовольствие другого плана. Они не сопоставимые. Иметь власть, влияние это совсем другое удовольствие. А способность проявить великодушие, милосердие, знать, что что ты любишь и тебя любят это вообще другого уровня удовольствие. Если человек когда-нибудь испытал ощущения более высокого уровня, он уже не сможет довольствоваться только предыдущими ощущениями более низкого плана. Он не сможет без этого жить, как без воздуха и будет стремиться повышать свой уровень духовного развития и развивать его. Например, интеллектуальный труд, когда ты познаешь что-то, дает совсем другой уровень удовольствия, чем просто от чувства безопасности, еды и прочего. А высший уровень, который случается иногда ощутить каждому когда-то, это когда ты чувствуешь единство с миром, ни с чем сравнить его нельзя. Кто на каком уровне привык жить, стремится оставаться в такой зоне своего комфорта. А духовная жизнь предполагает выход за эту зону для познания нового и развития своей души.

Резеда Сафиуллина-Ибрагимова,
доцент кафедры исламской теологии Российского исламского института

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Читайте также: