Как на коми языке будет утка

Опубликовано: 15.05.2022

«Традиции коми семьи»

2) Есть второй вариант перевода – «рöд», «рöдвуж»
2.Назвать по коми членов семьи: внук, дедушка, мама с дочкой, тётя по отцу, тётя по матери, крёстный, крёстная.
На коми языке эти слова произносятся так:

внук- пöльöн шуысь (по линии отца), ыджыд батьöн шуысь (по линии матери)

дедушка – ыджыд бать (по линии матери), пÖль (по линии отца),

мама с дочкой - мама-ныла,

тетя по отцу - об,

тетя по матери - ичинь,

3.Как в старину (в коми семье) выбирали пару?
Брак у коми мог быть заключен в любое время года (за исключением времени церковных постов). Родителям жениха было выгодно получить новую рабочую силу к лету – периоду страды, поэтому свадьбы нередко происходили весной, после Великого поста. А родители невесты, не желая отпускать дочерей ранней весной, отказывали сватам. Но по необходимости (например, когда боялись, что намеченную невесту отобьют другие женихи) свадьбу играли в иные дни. Самое хорошее время для свадьбы – октябрь, день Покрова, когда и урожай уже собран, и дороги «встали».

Инициатива при заключении брака всегда исходила от жениха, а точнее от его родителей. Парню, достигшему 20-22 лет, подбирали невесту (16-17 лет) из своей деревни или соседней. Родители, как и сами жених и невеста знали состояние и характер не только будущих сватов и супругов, но и их ближайших родственников. Перед тем как отправлять сватов старались узнать через посторонних или родственников, намерены ли родители невесты выдавать ее замуж, и могут ли сваты надеяться на успех. Иногда парень сам получал заранее согласие девушки и сговаривался о времени сватовства. Но большей частью сватались без предварительной разведки, и выбор жениха и невесты определяли родители. В прошлом достаточно часто женили и выдавали замуж насильно, без согласия парня или девушки, ибо в этом деле большую роль играло состояние, достаток и возможное приданое невесты.

4.Назвать этапы подготовки к свадьбе.
Свадьба (кÖлысь) коми конца ХIX – начала ХX вв. представляла собой сложный комплекс обрядовых церемоний. Исполнение этих обрядов растягивалось по времени на две-три недели, иногда и более. Основными слагаемыми обряда коми свадьбы являются: сватовство – корасьöм, рукобитье (сговор, помолвка) - кикутöм, девичник - колип, мытье невесты в бане, где она оплакивала «свою большую девичью волю», венчание, пир у невесты и жениха в день венчания, укладывание молодых спать, послесвадебные испытания молодой или молодого, мытье в бане молодых, посещение молодыми родителей невесты. Каждая из обрядовых частей сопровождается определенными церемониями, соблюдение которых было обязательным.

Важной частью подготовки и самой свадьбы были причитания. Если невеста сама не умела причитать, то звали «плакальщицу». Причитания по своему содержанию делятся на следующие группы:

- причеты-описания (рассказ невесты о своей радостной девичьей жизни; этот причет произносится за день до свадьбы)

- причеты-обращения (обращения к солнцу, ветру, чтобы они разнесли боль невесты во все стороны, помогли ей избежать замужества, этот причет произносится за день до свадьбы)

- причеты-благодарности (обращения к родите6лям за заботу, счастливое детство и беззаботную юность, этот причет произносится во время мытья в бане в день венчания)

- причеты-хуления (адресованы будущей семье, злому свекру и свекрови, грубому мужу, этот причет произносится в момент «наряживания» невесты и ожидания венчания).

Кроме этих причетов пелись и благопожелания – бурсиöм – подружками, мамой, сестрами невесты.

Не смотря на это, следует отметить, что единой коми свадьбы не существовало, она распадалась на ряд локальных, местных вариантов.

5.Что использовали на свадьбе вместо обычного русского каравая?
О сновным блюдом, обязательным как на самой свадьбе, так и при сватовстве, у коми был «черинянь» (рыбный пирог, рыбник), который подавался всегда в первую очередь. Жених был обязан преподнести «черинянь» в качестве подарка матери невесты. На Сысоле и Удоре подобным угощением являлась утка или жареная дичь, в Койгородском районе – жареная утка с калачом на шее – чомöр.

6. Где и почему в старину рожали коми женщины?

Наиболее подходящими помещениями для родов считались хлев и особенно - баня. Подобный выбор был связан в народном создании с религиозно – магическим представлениями, согласно которым сам процесс родов и роженица считались «нечистыми», привлекающими различные сверхъестественные силы. И потому их старались удалить из дома в те помещения, которые являлись, по народным представлениям, пограничными между «этим» и «иным» мирами. В крайнем случае, роды происходили у порога жилища. К родам приглашалась повивальная бабка – гöг-баба или бабушка по линии отца или матери.

Подготовка к родам также представляет целый обряд. Первой пеленкой у новорожденного должна быть отцовская рубаха, т.к. через рубашку передается сила и здоровье отца ребенку.

7.Почему в коми семье появлению мальчика радовались больше, чем появлению девочки?
В коми семье больше радовались появлению мальчика, т.к. сын – продолжатель рода, а когда он женится, то принесет домой новую работницу, а в большом крестьянском хозяйстве лишняя пара рук не помешает. А о девочках даже такая фраза устоялась – «отрезанный ломоть», т.к. ей надо будет приданое готовить, а это все затраты, а когда она достигнет возраста полной трудоспособности, ей надо уходить в семью мужа. Считалось, что содержание девочки в семье более затратно.

8. Рассказать о воспитании детей в коми семье.

Чаще всего воспитанием детей занимались те, которые не могли приносить пользу на крестьянском деле, это: бабушки, старшие братья, сестры. Воспитание до3-4-х лет заключалось в том, чтобы вовремя накормить, поменять пеленки, оградить от травм. После достижения 4-х лет ребенок приуичвался ко всем делам крестьянского хозяйства. Девочки под руководством матери учились вести хозяйство: готовить, печь, ухаживать за скотиной, шить, вязать. А мальчики под чутким руководством отца учились к промысловой работе (рыбалка, охота), к земледелию.

Рассмотрим один из видов обучения - Промысловое обучение детей. Еще в детстве будущие промысловики получали основные трудовые навыки, начинали непосредственно участвовать в процессе добычи, осваивали общепринятые нормы и правила поведения на промысле первоначально в развлекательно-игровой форме (пословицы, поговорки и присказки, которые сопровождали ребенка в обыденной жизни).

У мальчиков с раннего возраста наиболее любимыми были игры в охоту, а из игрушек —лук и деревянное ружье

Уже лет с шести-семи начиналась «промысловая деятельность» — добыча мелких лесных птиц: снегирей, полярных воробьев, пуночек. Чуть позже основным объектом детского промысла становились клесты, которые в сушеном виде использовались в пищу. Орудиями лова были волосяные силянки («дзуг»), которые дети мастерили сами из свитых вдвое конских волосков

О бучение охоте старшими начиналось лет с восьми-девяти, именно в этом возрасте детей начи­нали брать с собой на промысел в ближнее охотничье угодье. Отец или дед наглядно показывали, как настораживаются ловуш­ки, обучали выбору места для их постановки, знакомили детей со следами зверей, рассказывали о правилах промысловой морали и т. д.

Мальчикам 9-10-и лет уже доверяли отцовское ружье, а в 11-12 лет подростки уже свое ружье получали.

9. Закончить пословицы:
«Детей полна изба, да на столе голытьба»

«Дай бог дитя, дай и путного»

«Что в детстве воспитаешь, в старости впитаешь»
10. По коми традиции невеста дарила своей будущей родне дарственные пояса. Какие цвета использовали при изготовлении такого пояса?
Узорные пояса (вöнь, йи, кушак, гасник) были непременным элементом приданного невесты. Они предназначались для подарков жениху и всей его родне. Пояса изготавливались в основном из шерстяной многоцветной крученой пряжи, чередуя ее с льняными нитками. Широкие и длинные мужские пояса (шириной от 7 до 15 см, длиной до 2 м) ткали на ткацком станке, более узкие («покромки») – на швейке. Концы украшались кистями – «сыр». Они украшались геометрическими рисунками (ромб, косой крест, различные варианты свастики) и орнаментом. Пояс служил для препоясывания одежды, на нем закрепляли все необходимые для человека предметы: топор, нож, сумочки, огниво и др.

В обрядности пояса служили оберегом. Когда невеста семье мужа дарила этот предмет, это означало, что она «привязана» к этой семье, желает им только хорошего - дарит им оберег. В каждом районе были свои цвета. Особенно красивыми считались пояса ярких расцветок: красный, желтый, зеленый, черный. Вышивка золотыми и серебряными нитями была распространена на Ижме.

Считалось, если кто-то развяжет на тебе пояс, то таким образом лишит силы.
1 1. Какой предмет деревянной посуды особо ценился в семье и переходил из поколения в поколение?
В прошлом утки-солонки играли обрядовую роль: отец обычно дарил такую утку дочери в день ее свадьбы. Утка занимала особое место в коми мифологии. Она считалась прародительницей мира, земли и всего, что есть на ней. Утка считалась символом плодородия и семейного благополучия. Фигурка утки – воплощение родительского благословения и символ будущего семейного счастья.
1 2. Кто занимался изготовлением деревянной посуды в семье?
Мужчины делали из дерева посуду (чашки, ложки) и всякую утварь (ступы, ведра, ушаты), плели лукошки, корзины из ветвей и корней, из бересты изготовляли туесы, чуманы, пестери.

13. Кто в коми семье занимался изготовлением глиняной посуды?
Женщины из глины лепили различную посуду (крынки, горшки, латки).

14. В качестве чего использовали коми пас-знак до развития письменности?
П АС, знак, клеймо, тавро, метка, печать, подпись, цифра, буква и. т. п. В традиционном быту коми ПАС – знак собственности – ставили с помощью зарубок, нарезок или начертание углем, мелом, дегтем на самых разнообразных объектах семейной и личной собственности: амбарах лодках, охотничьих и рыболовных снастях, домашней утвари, посуде; на брёвнах, жердях, поленнице дров; на мешках с зерном, на счетных бирках и. т.п. Особыми ПАС отмечались земельные угодья, домашний скот и птицу. Семейный ПАС ставили в качестве подписи на различные документы – счетные палки, палки дозорного, официальные налоговые квитанции. С распространением грамотности ПАС собственности были вытеснены инициалами и личными подписями, но в некоторых случаях ПАС используются до настоящего времени.

Пас имел такую особенность: каждая вновь появившаяся черточка – знак нового поколения. Причем знак сына ставился на отцовской черточке. Родовой знак имели только сыновья, т.к. дочери, выйдя замуж, ставили знак рода мужа.

В деревне все знали знаки друг друга и без разрешения на трогали ничего из предметов обихода чужого человека.

15. Какими способами украшали мебель в коми избе?
Немудреную мебель в коми избе чаще всего украшали резные узоры, чуть попозже (в южных районах Коми) стали использовать цветовую роспись. Красный угол, полати, врезные полки, опечье – все это украшалось несложной фигурной и контурно-прорезной резьбой (линейные, геометрические, зооморфные мотивы), реже – росписью.

Резной орнамент деревянных изделий преимущественно геометрический, состоит из ромбов, косых крестов, зигзагов, розеток. Встречается изображение птиц, растительные узоры. Чрезвычайно распространен солярный мотив – круги, розетки, кресты внутри круга в различных вариациях.

Резной контур иногда раскрашивался в красный или синий цвет, причем геометрический орнамент обводился черной контурной линией. На Нижней Вычегде по киноварному или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент виде букетов роз. Растительные элементы наносились красным, голубым, желтым цветом и контурной черной обводкой.

17.Рассказать о традиции изготовления и хранения колыбели для малыша.
Ребенка после рождения, после первой бани укладывали в колыбель, изготовленную отцом или дедом новорожденного. Однако чаще всего использовалась колыбель старших детей или колыбель, перешедшую по наследству, т. к. считалось, что в колыбели, в которой выросло много детей, ребёнок будет более здоров. Колыбель – «потан» - представляла собой дощатый четырехугольный ящик, несколько расширенный к изголовью, или ящик овальной формы без углов (т.к. в углах скапливается все «нечистое»). В некоторых семьях имелись колыбели, украшенные резьбой. Теперь трудно установить, имелся ли для украшения колыбелей определенный набор узоров, и несли ли они какую-нибудь смысловую нагрузку. По всей видимости, резьба выполняла только эстетическую функцию, и ее характер зависел от мастерства и фантазии резчика. В южных районах использовались зыбки, плетенные из бересты, лыка. Колыбель подвешивалась к гибкому шесту, который одним концом закреплялся в стене, а другим пропускался через железное кольцо в потолке. Снизу к колыбели прикреплялась веревочная петля, с помощью которой ее качали.

Были известны и легкие переносные колыбели с бортами из особым образом снятого верхнего слоя ствола осины и дном из черемуховых веток или бересты. В таких легких колыбелях мать брала грудного ребенка с собой на полевые работы.
Существует несколько поверий. 1) Нельзя качать пустую колыбель, т.к. таким образом убаюкиваешь чертенят. После раскачивания пустой колыбели ребенок плохо спит, часто плачет.

2) если колыбель пустая, то надо чурку положить, тем самым избежать недобрых глаз. Если колдуны решат сделать недоброе, то вся их дурная сила пойдет на полено, а не на ребенка.

3) можно и по-другому оградить ребенка в колыбели от нечистой силы. Когда ребенок в колыбели один, то в его изголовье надо положить кусок хлеба и нож, тем самым защитить от сглаза.

4) нельзя в колыбели ребенка оставлять без рубашки, запахнутой на груди

5) под подушку ребенка от сглаза надо положить хлеб, соль, крестик
Литература:

1. Жеребцов Л.Н. и др. Из жизни древних коми. Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1985

2. Историко-культурный атлас Республики Коми / Сост. Э.А.Савельева. . Москва, Дрофа, 1997

3. Конаков Н.Д. Коми охотники и рыболовы во второй половине 19 – начале 20в. Москва, Наука, 1983

Охотник из Прикамья разводит диких уток, чтобы осенью отпустить их на волю


– Ути, ути, ути. – кричит Егор Ананьевич Полин, и с дальнего берега пруда бегут по земле, торопятся по воде пестрые дикие уточки и селезни. А охотник не берет их на мушку, а рассыпает зерно, крошит хлеб – подкармливает. Председатель охотобщества Добрянского района разводит диких уток, чтобы осенью они улетели на волю.

Сотня уток на приусадебном пруду

Идея попробовать вывести диких уток дома пришла Егору Полину 7 лет назад. Во время охоты он наткнулся на гнездовье дикой птицы. Мамы-утки, испугавшись человека, улетели, а охотник решил взять несколько яиц из гнезда домой. Чтобы вывести птенцов, пришлось специально покупать инкубатор.

Уход за утятами оказался достаточно простым. Знай только подкармливай! Холодов они не боятся, иммунитет у них сильнее, чем у домашней птицы, к корму неприхотливы. Главное, чтобы водоем был. А он у Егора Ананьевича есть, и даже рыба там водится.


Дом в деревне Завожик Добрянского района у председателя общества охотников и рыболовов находится на окраине. Чтобы вырыть пруд, Егор Полин провел специальные исследования в лесном массиве. Оказалось, что в одном месте ну никак нельзя вырубать деревья – вода может совсем уйти. Поэтому посреди пруда есть островок с деревьями и беседкой.

Но больше всего диким уточкам нравится дальний от дома берег. Может, там спокойнее, а может – ближе к лесу. Дикие утки – самостоятельные птицы. В постоянном внимании человека они не нуждаются. Могут и корм сами себе найти, и гнездо свить, и птенцов вывести. Что они и делают. Потом только приходят с выводком к дому охотника-птицевода.

Сегодня у Егора Полина около ста диких уточек (это не считая домашней птицы: индюков, уток, куриц; с дикими они живут дружно, за территорию не бьются), сосчитать точно сложно, они на привязи не сидят. Но семья охотника дикую птицу в пищу не использует. «Окорочка заморские коробками покупаем», – смеется Егор Ананьевич.

Охота «на живца»

Зачем же добрянцу разводить диких уток, тратиться на корм? По большому счету – ради интереса. К тому же этим он перекрывает ущерб, который наносит охотой.

Кстати, в охоте дикие уточки очень пригождаются. Известным давно приемом – на подсадную утку. Пользуется таким способом и сам Егор Полин, и его коллеги-охотники. Любители пострелять оборудуют засаду, привязывают недалеко уточку и ждут. Уточка крякает, привлекая этим селезней, самцы подлетают. Охотнику остается только хорошенько прицелиться.

– В выходные почти ни одной уточки не остается, всех знакомые охотники разбирают, – рассказывает Егор Полин. Плату за аренду самочек он не берет – как со своих деньги брать?!

Зимовка в птичнике

Скоро уточки с молодыми утятами полетят в теплые края. Однако чтобы не прерывать традицию, несколько пар охотник-птицевод оставит зимовать у себя.
– Ближе к осени я приучаю их есть не на улице, а в птичнике. Перед зимовкой насыплю им корм, они зайдут в сарай, а я дверь закрою. Сколько останется внутри – столько будет зимовать. Поймать диких достаточно сложно, они очень чуткие, только начнешь подходить, тут же норовят выскользнуть из птичника. Штук 10-15 только получается поймать, – рассказывает охотник.


Оставшимся «дикарям» Егор Полин подрезает крылья. Делается это особым способом: перья обрезаются не просто поперек крыла, берется каждое и вдоль стержня аккуратно состригается. Нельзя повредить стержень, иначе попадет инфекция, и птица погибнет. А так просто снижается маховая возможность у уточек – они не могут подняться ввысь.

По весне пруд в Завожике вновь заполнится птичьим гомоном: писком маленьких утят и кряканьем прилетевших из теплых краев повзрослевших особей – тех, что помнят место, где человек лакомит их зерном и рыбой.

К истоку реки УТКА. Ульяновская обл. Старомайнский р-он

---------------------------------------------------
Давно мы собирались, и все-таки успели, через день пришли морозы, но будет уже зимняя, вторая часть!
«Старомайнский лес!» Ждем много снега!
---------------------------------------------------

Одной из интересных исторических достопримечательностей Ульяновской области является Старомайнский р-он, его лес, реки Утка и Майна, близлежащие поселки. Для грибников и рыболовов тут маленький рай. По некоторым сведениям поселок Старая майна является одним из старейших в России. Совместить «просто покатушку» с неким «трофи-квестом» в исследовательском формате приносит не мало веселых сюрпризов, и незабываемые впечатления от поездки.

И так! Выходим на маршрут, и следуем от реки Волги к истоку реки Утка в деревню Катюшино (Татарстан)

Информация из интернета:
Существуют две версии происхождения этой реки, какая из них правильная как вы понимаете остается только догадываться.

1. Утка от булгарского названия Вутык, ктр спустя много — много лет местные переименовали в Утку.

2. Из-за особенностей её течения по рельефу местности. Другими словами, словно ныряющая река Утка! На своем протяжении она то скрывается под толщей песка, то снова появляется на поверхности. "Оттыг" или "утыг" по-древнебулгарски – "травянистый, луговой".

Из интернета:
В X веке у истоков ее (ныне в Татарии) находился крупный булгарский город Сувар, а в низовье — Кокрять, остатки которых и до настоящего времени сохранились в виде больших обвалованных территорий.
По свидетельству ибн Фадлана (922 г.), булгары именовали реку словом Вутыг. Вполне вероятно, что это название было воспринято тюркоязычными булгарами от предшествовавших им в этом регионе древних финно-угорских племен.
В обоснование такого предположения здесь достаточно указать, что и до настоящего времени у разных финно-угорских народов слова вут (марийцы), ву (удмурты), в а (коми) используются со значением "вода, река". Как можно полагать, древнемарийское вут и составило основу гидронима Вутыг, упомянутого Ахмедом ибн Фадланом в 921 году
В тюркском употреблении древнее Вутыг, как можно полагать, трансформировалось в Утыг, чему могло содействовать и наличие в тюркских языках слов от/ут, отыг/утыг, используемых со значением "трава, травянистый; сено, сенный; луг, луговой". Сравните чувашское ута — "сено, сенокосный", хакасское отыг/утыг — "луговой, травянистый, сенный".
И лишь с приходом сюда русских в XVI — XVII веках могло утвердиться название Утка как результат видоизменения, трансформации ранее существовавшего наименования реки: Вутыг>Утыг>Утка. О последнем свидетельствует и то, что у русских не принято использовать существительные, являющиеся названиями птиц и животных, в качестве географических названий. Гидроним Утка — один из примеров структурной и смысловой трансформации древнего названия, используемого разными народами.

Уток в России как оказалось много:

Утка (приток Волги) — река в Ульяновской области.
Утка (приток Невы) — река в Санкт-Петербурге.
Утка (нижний приток Кети) — река в Томской области.
Утка (верхний приток Кети) — река в Красноярском крае.
Утка (верхний приток Чусовой) (Верхняя Утка) — река в Свердловской области, верхний левый приток Чусовой.
Утка (средний приток Чусовой) (Дикая Утка) — река в Свердловской области, средний левый приток Чусовой.
Утка (река, впадает в Охотское море) — река на Камчатке.
Утка (Инешский приток) — река в Инешском волости.
Утка (приток Тагила) — река в Свердловской области.
Межевая Утка — река в Свердловской области, нижний правый приток Чусовой.
Дикая Утка — река в Свердловской области и Пермском крае, приток Сылвы.

В тесном сотрудничестве с Центром коми культуры организуют свою работу:
· Сыктывкарское представительство общественного движения "Коми войтыр";
· региональное общественное движение "Коренные женщины Республики Коми";
· региональная общественная организация "Союз Коми молодежи "Ми";
· городские землячества.

Муниципальное автономное учреждение культуры «Центр коми культуры города Сыктывкар» (МАУК «ЦКК г. Сыктывкар»)
ИНН 1101487520 КПП 110101001
ОКПО 40803507 ОГРН 1061101001972
ОКВЭД 90.04.3
ОКТМО 87701000001

Адрес: 167000, РЕСПУБЛИКА КОМИ, Г. СЫКТЫВКАР, УЛ. БАБУШКИНА, Д.31 (ПРОЕЗД : №№ АВТОБУСА 15, 18, 19, 28 НАЗВАНИЕ ОСТАНОВКИ: «ДРАМТЕАТР»)

В этот день в Центре коми культуры города Сыктывкара состоится праздничный концерт "Гортын" (Дома) ансамбля народной музыки "Зарни туис", посвященный празднованию 100-летнего юбилея Коми республики.

Предварительная запись обязательна, т.к. количество мест ограничено. Просим записываться на концерт по телефону 21 68 20. Мероприятие будет проходить с соблюдением масочного режима.

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Друзья, для тех, кто пропустил, собрали в одном посте интересные видеоролики на тему "Детский фольклор коми народа", снятые сотрудниками ЦКК города Сыктывкара.
Показать полностью.

Представляем вашему вниманию видеоролики, в которых руководитель ансамбля народной музыки "Зарни туис" Наталья Канова исполняет коми колыбельную и будильную песню, а также - коми народную сказку.

Также познакомьтесь с коми поддёвками, пестушками и потешками в исполнении солисток ансамбля народной музыки "Зарни туис" .

В исполнении руководителя молодёжного ансамбля " Томлун" Татьяны Парначевой и её сына Родиона послушайте коми потешки и прибаутки.

А менеджер ЦКК Анны Ульяновой познакомит вас с коми народными песнями-сказками.

Друзья, посмотрите видеоролик, благодаря которому можно понять, как вести себя в городе в случае объявления террористической угрозы. Чего ждать и как помочь себе, близким и спецслужбам.

Это важно знать всем: как защитить себя, уберечь свое здоровье и жизнь, спасти родных и близких в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

В рамках акции "Чужих могил не бывает" управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар», МАУ «Молодежный центр г.Сыктывкара» проводит опрос среди жителей города о местах захоронения участников Великой Отечественной Войны 1941-1945гг, призванных на воинскую службу Сыктывкарским комиссариатом с целью сохранения памяти о героях, проживавших в столице Республики Коми.

Всего за годы войны в армию было призвано около 14 тысяч сыктывкарцев, демобилизовано, по разным источникам, всего 2100 бойцов. Сохранение исторической памяти, воспитание подрастающего поколения на подвиге героев и развитие поискового движения в столице – это ключевые задачи акции. Наши земляки доблестно защищали Родину на полях сражений, проявляли мужество и отвагу, не жалея сил трудились в тылу, стойко переносили тяготы и трудности войны. Задача нашего поколения сохранить достоверную информацию об участниках ВОВ и передать ее детям и молодежи.

Предлагаем Вам принять участие в акции и сохранить память о тех, кто сражался за наше с вами будущее.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ _ПОЧЁТНЫЙ ГРАЖДАНИН ВОРКУТЫ, ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ ВОРКУТИНСКОГО УГОЛЬНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Друзья, знаете ли вы, что в августе исполнилось 90 лет со дня начала освоения Воркутского угольного месторождения, первооткрывателем которого признан выдающийся ученый, доктор геолого-минералогических наук? К слову, это его открытие 1930 года и предопределило сам факт строительства Воркуты.
Ведь воркутинский уголь, как оказалось, отлично коксовался и ничем не отличался от самого лучшего донецкого угля. Именно поэтому находку высоко оценило правительство страны, и было приказано немедленно начать исследование и попробовать организовать добычу угля.
Геологическое освоение района началось в 1931 году. В 1932 году была заложена первая экспериментально-промышленная шахта №1/2 на правом берегу реки Воркуты в месте, где впоследствии развернулся поселок Рудник. В сентябре 1934 года шахта дала первый промышленный уголь, что стало началом промышленного освоения Воркутинского угольного месторождения и Печорского угольного бассейна в целом.

Смирнов Ю. М. Утка по финно-угорски (блюдо для экскурсионного сектора)

На украшениях разных финно-угорских народов весьма часто встречаются подвески в виде утиных лапок. Есть подобные подвески и на ювелирных изделиях муромы, образцы которых можно было видеть практически во всех археологических экспозициях муромского музея на протяжении многих десятилетий. И на протяжении многих десятилетий — с моего школьного детства — я слышал от музейных экскурсоводов одно и то же: лапки на украшениях потому, что в мифологии финно-угров утка была священной, почитаемой птицей, иногда, правда, еще добавлялось, что в памятниках фольклора сохранились предания, как она ныряла за землей, когда бог-творец создавал мир. По сути, конечно, верно; но как-то мало и непонятно, детерминированности не хватает. Почему для такого важного дела, как создание Земли, была выбрана именно утка? Тем более, что, например, известный археолог Ф. С. Селезнев , заведующий муромским музеем в 1924−25 гг., лапки на подвесках, найденных им при раскопках Корниловского могильника, называл гусиными 1 . Похожие женские украшения — шумящие подвески — находятся во многих музеях финно-угорского ареала. Долгое время их в качестве амулетов изготовляли местные мастера и мастерицы.

Кроме подвесок, изображения утки встречаются в петроглифах на Урале, на острове Гурий в Онежском озере, а на карельских наскальных рисунках размеры водоплавающих птиц достигают величины крупных морских животных Беломорья. В уральских торфяниках найдены ковши с ручками в виде голов водоплавающих птиц. До наших дней привески-утиные лапки известны в культовом искусстве обских угров 2 .

Замечание В. В. Напольских , касающееся уральских финно-угров , о том, что « сопоставление имеющихся у уральских народов мифов о возникновении земли дает возможность выделить два сюжета, распространенных достаточно широко, что указывает, очевидно на их древность в уральской среде: миф о творении из яйца, в котором земля, небо, солнце и т. п. появляются из яйца ( или нескольких яиц), снесенного птицей посреди первичного океана, и миф о ныряющей птице, в котором водоплавающая птица, нырнув, приносит со дна первичного океана кусочек земли, из которого и возникает суша» 3 , можно с полным основанием экстраполировать на весь финно-угорский мир. «Целостность мифологии как системы взаимо­связанных элементов обнаруживается, прежде всего, на уровне сюжетов, мотивов и смысловых компонентов, — пишет другой исследователь. — В данном случае рассматривается не отдельно взятый миф, а целый комплекс мифов одного народа и народов одной языковой семьи, комплекс, который образует единство не только в силу общности языка, культуры и менталитета данных этносов, но и благодаря общности переживаний ими своих исторических судеб, ощущению целостности, единства своего бытия» 4 .

Все финно-угорские народы знали, что в начале всего сущего простирался лишь нескончаемый океан. Над безбрежными водами летала одинокая птица, искавшая место для гнезда. По разным сказаниям это могли быть утка, гусь, орел, ласточка 5 . По «Калевале» эта « первоутка» была порождена воздухом 6 . В это время в море уже шесть лет плавал как еловое бревно Вяйнямёйнен, в которого выстрелил из лука злонравный саамский колдун. Заметив утку, Вяйнямёйнен подставил ей колено и лопатку, на которые птица отложила « шесть из золота яичек, к ним седьмое из железа». Однако утка так согревала их, насиживая, что Вяйнямёйнен не выдержал жара и стряхнул яйца. Яйца разбились на «шесть кусков и семь осколков»:

225 Яйца на воду скатились,

на волну они упали,

на осколки раскололись,

на кусочки раскрошились.

Не пропали яйца в тине,

230 в глубине воды — осколки,

все куски преобразились,

вид приобрели красивый:

что в яйце являлось низом,

235 что в яйце являлось верхом,

верхним небом обернулось,

что в желтке являлось верхом,

в небе солнцем заблистало,

что в белке являлось верхом,

240 то луною засияло,

что в яйце пестрее было,

стало звездами на небе,

что в яйце темнее было,

стало тучами на небе» 7 .

Своими заклинаниями Вяйнямёйнен сотворил из них мир. Следует отметить, что у Э. Лённорта, отрывок из обработки карельского фольклора приведен выше, утка устроила гнездо на колене не Вяйнямёйнена, а матери воды — но этот персонаж выдумал и ввел в «Калевалу» сам Лённорт.

Вариант космогонического мифа коми повествует, что праматерь утка-чож снесла шесть яиц с зародышем будущего мира. Четыре яйца упали в море, но из оставшихся утка высидела птенцов Ена и Омоля ( бога и черта; это элемент дуалистического, так называемого близнечного, мифа, по которому в создании мира участвуют два творца — положительный и его близнец-антипод). Ен и Омоль достают из пучины потерянные яйца и по просьбе матери раскалывают их о ее тело. Из осколков появляются солнце и луна, добрые и злые духи. Утка поднимается в воздух и, бросившись вниз, разбивается о воду. Ее тело разрастается во все стороны и становится основой земли, на нем начинают расти леса, кустарники, трава и цветы 8 .

В саамской космогонии еще до возникновения океана существовала голова старика. У нее на темени были колодцы, но так как голова была покрыта шапкой, вода была недоступна. Потом гром разорвал шапку, а струи из колодцев ударили фонтаном до неба и затопили весь мир. Летавшая утка находит единственную былиночку, которая сначала не может ее удержать, но по мере роста стебелька вокруг него нарастает земля. На эту травиночку утка отложила пять яиц, из которых появились растения, источники, рыбы, птицы, звери и первые люди — мужчина и женщина 9 .

Мордовский фольклор также сохранил мифы о великой птице Ине Нармонь, снесшей яйцо, из желтка которого возникает земля, из скорлупы — небесная и подземная твердь 10 .

В ижорской руне ласточка, обнаружив каким-то образом кочку посреди вод океана, отлила на ней гнездо из меди и отложила золотое яйцо. Налетевшая туча скатила гнездо в воду. Ласточка попросила у кузнеца грабли, но смогла достать ими только половину белка и желтка, а разлетевшаяся скорлупа стала звездами 11 .

На одном из петроглифов острова Гурий высечена огромная водоплавающая птица, снесшая яйцо, под которым изображен солярный знак 12 .

Мифы о ныряющей водоплавающей птице — и, в частности, утке — распространены в представлениях финно-угорских народов, восходящих к периоду их общности ( примерно III-II тыс. до н. э.). Они сохранились у прибалтийских и поволжских финнов, зауральских угров. В них утка « наделена высочайшим космогоническим статусом» 13 . Общие черты заключаются в том, что по велению бога-демиурга , плавающего по первичному океану, птица достает со дна океана землю. Из этой горсточки грунта бог творит Землю и все то на ней, что будет приносить пользу 14 .

Считается, что фрагменты самого архаичного мифа сохранились в обско-угорском фольклоре. В нем большая гагара и малая гагарка самостоятельно, без повеления божества, ныряют за землей. Две попытки оказались безрезультатными, и только на третий раз удалось достать крохотный кусочек, который сам по себе стал разрастаться. По другому мифу двух гагар, помощниц верховного бога Нуми-Торума под воду отправляет его сын. Погружение одной продолжалось шесть лет и пять месяцев, и она возвращается без земли. Вторая занырнула на семь лет и принесла на крыльях каменистую землю 15 .

По некоторым версиям, встречающимся в космогонических мифах коми, Ен и Омоль плавали по Мировому океану в образе лебедя и гагары. Пользуясь своей силой, лебедь ( Ен) приказывает гагаре ( Омолю) достать земли со дна, что та и делает. Вместе они создают Землю, на которой Ен творит все полезное, а Омоль — вредное 16 .

У марийцев в мифах о творении утка на поверхности Мирового океана снесла два яйца. Из них вылупились два брата-селезня: Юмо и Йын. По очереди они стали нырять на дно океана, и из поднятого оттуда ила создавать землю 17 .

По другой, более поздней версии марийского мифа, верховный бог Кугу Юмо велел Керемету, своему младшему брату и противнику, творцу зла, который селезнем плавал по первичному океану, достать земли со дна. Сделав это, Керемет часть земли утаил в клюве. Из доставленной земли Кугу Юмо сотворил землю, а Керемет, выплюнув утаенную толику, — горы 18 .

В целом ряде фольклорных памятников финно-угров , останавливаться на которых я не буду, связанных с происхождением человека, чудесной женитьбой и т. п. , в разной степени сохранились отголоски космогонических мифов об яйце и ныряющей птице ( утке).

Почитание утки или иной водоплавающей птицы в качестве священного и жертвенного животного прослеживается во всем финно-угорском мире. Юмо, верховный бог марийцев, распределяя судьбу и предназначение всех тварей, положил, что утка, поскольку она принимала участие в сотворении мира, должна быть священной жертвой. У эрзи утку почитают как посланницу высшего бога Вере-паза или хозяйки леса Вирь-авы . Бог-демиург мордвы Нишке сам может превращаться в утку, хотя любимая птица у него — лебедь. Утка, лебедь и гусь считаются « добрыми» водоплавающими птицами, а вот гагара, хоть она тоже в миологии ряда народов принимала участие в творении мира, связана со злым творцом; в ее облике может скрываться бог преисподней Куль-отыр ( манси), Омоль ( коми), у саамов она считалась женой черта. Нюлэсмурт и вумурт — удмуртские леший и водяной — получали в жертву утку 19 . Поскольку утка участвовала в творении мира, коми подкладывали крылья утки под передний угол строящегося дома, т. к. дом — это маленький индивидуальный мир, устроенный по подобию космоса 20 .

Мифологическая модель мира у финно-угров строилась следующим образом. По вертикали мир делился на три основные зоны: верхнюю/небесную, среднюю/земную и нижнюю/подземную. По горизонтали пространство мира простиралось с юга на север.

В центре верхнего мира сияла неподвижная Полярная звезда, которой касалась мировая ось: ей могли быть гора, столп или гигантское дерево, основанием утвердившиеся в среднем мире — на земле. Иногда это Мировое древо бывало столь велико, что его крона закрывала все небо, солнце и месяц. Средний мир с севера омывался Мировым океаном. С юга через всю Землю текла гигантская река и, достигая севера, втекала в преисподнюю, загробный мир холода и мрака. В верхнем мире обитали небесные боги во главе с творцом Вселенной. Имена небесных богов у многих финно-угорских народов родственны и означают небо, воздух, погоду. В небесах есть отверстие, через которое верховный бог наблюдает за Землей и посылает на землю младших богов, покровительствующих людям. Землей распоряжалась богиня, которая нередко была женой главного бога, а в среднем мире оказалась, когда тот сбросил ее вниз за какие-то провинности. Этой богине подчинялись гады — змеи, лягушки, которые были связаны с землей, водой и преисподней и одновременно воплощали плодородие. Жила богиня в верховьях или низовьях Мировой реки, опекала рожениц и детей, наделяла шаманов сверхъестественными силами.

Нижний мир был вотчиной младшего брата и соперника верховного бога, окруженного свитой из злых духов и мертвецов, иногда еще и змей. Обманом ему удалось проделать отверстие из нижнего мира в земной, через которое он посылал болезни и смерть.

Южная часть горизонтального мира была страной света и тепла, ее называли также « Страной птиц». Она противопоставлялась северной части, которая отождествлялась с преисподней и где господствовали мрак и холод. По земле, среднему миру, эти страны соединялись великой рекой, а по небу, верхнему миру — Млечным путем, который также называли « Дорогой птиц» 21 .

Два из трех вертикальных миров — Верхний и Нижний — в свою очередь делились на три вертикальных яруса каждый, а вся финно-угорская вселенная оказывалась, таким образом, семислойной. По этим семи уровням в меру своих сакральных возможностей путешествуют шаманы, камлающие, в зависимости от своей специализации, в верхний или нижний миры.

Утка или иная водоплавающая птица является наиболее приспособленным, универсальным существом для такого устройства мира: она летает по небу, живет на земле, плавает по воде и умеет нырять — уходить под поверхность земли, т. е. связана с тремя мировыми стихиями — воздухом, водой, землей — и способна проникать во все сферы мироздания. Видимо, поэтому она и оказалась у начала строительства финно-угорского мира, иногда действуя по распоряжению бога-творца , а иногда и самостоятельно выступая в роли демиурга.

С приходом славян на территории, ранее населенные одними финно-уграми , мифологическая жизнь утки видоизменилась, но не прекратилась. Где-то она продолжала взмахивать ослабевшими крыльями в отдельных сюжетах, перекочевавших в фольклор нового населения, где-то — и уже никто не знал, почему, — оставалась жертвенной птицей, в каких-то местах ее истории тесно переплетались с христианскими апокрифами и проч. До XIV в. на территории Северо-Восточной Руси изготовлялись шумящие подвески-уточки , игравшие в это время, как считают, роль амулетов. Постепенно место утки занял мифологически более знакомый и близкий славянам петух, однако его шумящие привески сохранили форму утиных лапок. Во Владимирской, Костромской и Ярославской областях найдено четырнадцать таких амулетов XII-XIII вв. 22

1 Селезнев Ф. Я. Археологические исследования в окрестностях Мурома. Культура финнов средней Оки // Труды Владимирского Государственного Областного Музея. — Владимир, 1925. — Вып. II. О Ф. Я. Селезневе см.: Карпов А. В. Пятницкий археологический комплекс в древнем Муроме: история изучения и вопросы интерпретации // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: рпу.рф/uploads/3−12/karpov.pdf.

3 Напольских В. В. Древнейшие этапы происхождения народов уральской языковой семьи: данные мифологической реконструкции ( приуральский космогонический миф). — М., 1991. — С. 23.

4 Лангинен А. Мифология финно-угорских народов Евразии как система смыслов и значений // Философия и религии Востока. — С. 36 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/mifologiya-finno-ugorskih-narodov-evrazii-kak-sistema-smyslov-i-znachen.

5 Петрухин В. Я. , Хелимский Е. А. Финно-угорская мифология // Мифы народов мира. — М., 1992. — Т. 2. — С. 564.

6 См.: Бельский Л. Предисловие к первому изданию // Калевала. Финский народный эпос. — М., 1915. — С. XV.

8 Теребихин Н. М. Строительный миф и ритуал в традиционной культуре пермских народов // Народные культуры Русского Севера: Материалы российско-финского симпозиума ( 3 — 4 июня 2001 года). — Архангельск, 2002 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: folk.pomorsu.ru/index.php?book=1&book_sub=114&page=booksopen.

9 Петрухин В. Я. Сотворение мира // Петрухин В. Я. Указ. соч.

10 Петрухин В. Я. Мордовская мифология // Петрухин В. Я. Указ. соч.

11 Петрухин В. Я. Сотворение мира // Петрухин В. Я. Указ. соч.

12 Петрухин В. Я. Изобразительный мир древних финно-угров: наскальные рисунки, идолы, «звериный» стиль // Петрухин В. Я. Указ. соч.

13 Теребихин Н. М. Указ. соч.

14 См.: Петрухин В. Я. , Хелимский Е. А. Указ. соч. — С. 564.

15 См.: Петрухин В. Я. Мифы обских угров // Петрухин В. Я. Мифы ­финно-угров.

16 Петрухин В. Я. Творцы мира Ен и Омоль // Петрухин В. Я. Указ. соч.

17 Петрухин В. Я. Марийская мифология // Петрухин В. Я. Указ. соч.

19 Петрухин В. Я. Мифы финно-угров .

20 Теребихин Н. М. Указ. соч.

21 См.: Петрухин В. Я. Мир и миф древних финно-угров // Петрухин В. Я. Указ. соч.

ПО СТРАНИЦАМ МУЗЕЙНЫХ ИЗДАНИЙ

Вы не задумывались откуда в наших краях появились столь причудливые названия рек?

Малая Какша у деревни Красногор.

Попытаемся исследовать названия некоторых рек нашего края. Оказывается, река Уста - приток Ветлуги - носит удмуртское название, произошедшее от слова «усто», что в переводе на русский язык – «мастер, искусный в каком-либо деле». Марийцы же, заселившие позднее эту местность, удмуртское название несколько исказили, придав свое - Уста, что в переводе на русский язык то же, что и усто. У реки Усты среди ее притоков есть река Вая. Это название также произошло от удмуртского слова «вай», в переводе на русский язык «ветка, приток». Искажение произошло по той причине, что марийцы ею заменили своим созвучным словом «вая», которое имеет другое значение – «кайма или оторочка».

Среди притоков Ваи имеются речки Синьга и Курдома, названия которых произошли от коми-зырянских слов. Слово «синьга» в переводе на русский язык – «черная утка», одна из пород уток. Слово «курдома» происходит от коми-зырянского глагола «курдыны» - горкнуть, прогоркнуть, прошедшее время этого глагола будет «курдома» - прогоркла. Удмуртские названия рек обнаружены на стыке Шахунского и Тоншаевского районов. В своем верхнем течении река Пижма имеет притоки Черный Курнуж и Пинал. Названия рек Курнуж, надо полагать, произошло от удмуртского слова «кырныж» - ворон. По-марийски ворон – «курныж», а русские рекам придали название – «Курнуж». Слово «пинал» в переводе с удмуртского - ребенок, отсюда дети, ребята – «пиналъёс».

Коми-зырянское название, по-видимому, носит река Малая Какша, а от нее и Большая Какша. Малая Какша берет начало в непосредственной близости от рек с коми-зырянскими названиями Синьга и Курдома. Марийцы название этой реки считают производным от слова «кокша» - фурункул, что маловероятно. В коми-зырянском языке существует, подобно марийскому, слово «кукша», с ударением на первом слоге, означающее «развилка». Дело в том, что Малая Какша начинается слиянием двух ручьев, которые, сходясь, как бы образуют развилку.

Объявлен аукцион на обустройство ледовых городков в Сыктывкаре, парках и пригородных поселках

Администрация Сыктывкара ищет подрядчика на обустройство и обслуживание новогодних городков на территории Сыктывкара. На 13 городков планируется потратить 8 179 042 руб.

В списке на обустройство - Стефановская площадь, мкр. Орбита, м.Давпон, Лесозавод, поселки Краснозатонский, Верхняя Максаковка, Седкыркещ, Нижний Чов, Верхний Чов, м. Сосновая поляна, м. Дырнос, м. Кочпон-Чит, парк мкр. Строитель.

Как говорится в технической документации, концепция празднования Нового года посвящена 100-летию Коми и основана на узнаваемых образах, мифологических персонажах, природных богатствах, туристических и промысловых символах.

shema1.jpg

Лейтмотивом, стилистически объединяющим площадь, станут элементы утвержденного проекта фирменной айдентики к юбилею: растительные и животные мотивы. Ключевые образы: Маньпупунёр, Югыд-ва, Коми промысловый календарь, прялки, утицы, лыжи, сани, сундуки, рукавицы, половики, рыба, олень, медведь.

В ледовом ограждении ёлки и катка - хоровод животных из Коми промыслового календаря чередуется с декоративными деревьями или орнаментом.

katok.jpg

На Стефановской площади традиционно появится каток. В этом году его оформят в виде стадиона с разметкой для хоккея с мячом.

Площадь украсит трехметровая ледяная композиция "Эмблема Чемпионата Мира по хоккею с мячом". Она будет встроена в ограждение катка.

Центральная композиция "Дед Мороз и Снегурочка с подарками" достигнет высоты от 0,75 до трех метров.

На площади появятся лабиринт "Коми край", световая арочная конструкция "С Новым годом!" на русском и коми языках, ледяная композиция "Бык-2021", ледяная ёлка, утка, белка, хоровод, мишкин лес, лисица, глухари.

byk.jpg

labirint.jpg

Хоровод сказочных обитателей лесов и рек Коми края появится вокруг ёлки. Ледовые фигуры вырежу по мотивам утвержденной фирменной стилистики к 100-летию Коми.

ghvotnye.jpg

Площадь украсит двухметровая ледяная композиция "100 лет Коми!", столбы Маньпупунёр, символ города, лось, цветок. Столбы выветривания снабдят табличкой с QR кодом и электронной ссылкой.

Snimok-ekrana-2020-11-21-v-11.34.49.jpg

В этом году сыктывкарцы увидят светоотражающую конструкцию "Северное сияние".

"Автопутешествие для всей семьи" Toyota-Highlander, Две утки

Маршрут:
Екатеринбург - "Европа-Азия" - Билимбай - Староуткинск - Староуткинский пруд - Развалины Демидовского завода - камень Богатырь - камень Гребешок -р. Большая Сибирка - камень Сибирский - Новоуткинск - Новоуткинский пруд - Новоуткинская пещера - Ревда - Екатеринбург

на машине Toyota-Highlander (Тойота Центр -Екатеринбург Запад)

Про наш Уральский Край столько всякой неправды да напраслины говорят, что придумали мы сказать все, как есть у нас. Всю сущу правду, что ни скажем - все правда. Кругом земляки, соврать не дадут.
Ровным то местом мы тут не больно богаты, всё у нас горы да ложки, ложки да горы. Не обойдешь их не объедешь. Вот и пути дороги в стародавни-то времена по рекам прокладывали.
К примеру, река Чусовая в узком месте 50 м в широком, что море разлилась до 150 метров, по берегам многочисленны песчаны да галечны пляжи, перекаты с ташами (таш - с тюрк. камень, огромные камни которые лежат на дне реки), да камни часовые-бойцы. Бойцы то с ташами не зря в реке обосновались, со старых времен ещё охрану несут да чужаков отваживают, только смелым да удачливым путешественникам те дороги по рекам открываются.
А и впадают в ту Чусовую в 110 и в 90 км от Екатеринбурга две речки небольшие Дикая Утка (Верхняя Утка) да просто Утка. Речушек с таким названием в Чусову-то впадает множество, но наш сказ про грады на этих двух.
Дык и как человеку без воды то обойтись, чтоб и попить и помыться и завод наладить. В старину-то, еликтричества-то небыло, так вот с помощью хитроумных устройств, силу то воды и использовали.
А какой же сказ без пути-дороженьки.
И вот, 2 июня семейство наше уральское, при дружеском участии отправилось в путь-дороженьку. За полчаса, в хранилище специальном, мы получили в своё пользование диво-дивное чудо-чудное - повозку самодвижущуюся Toyota Highlander, более 270 лошадей в ней скрыто, сама едет, сама поворачивает, только колесо вращай, о дороге расскажет, песней душу повеселит, назад ехать может и картинку показывает и об опасностях предупреждает.
Объединившись с сотоварищами от правились мы в путь неблизкий.

Путь наш лежал в далёкую европейскую сторонушку, старинный городок Староуткинск.

Направили мы самодвижущуюся повозку по проезжей дороге - тракту Московскому. На сороковом километре повернули к славному граду Первоуральску, перед въездом в град сей славный круто повернули направо на старый тракт Московский. При этом повозка наша самодвижущаяся очень плавно вписалась в крутой поворот, не требуя от водителя никаких дополнительных усилий, ни подруливания колесом управляющим, ни резкого сбавления скорости. А по прямой-то едет, что по полотну ровному катится, ям и ямин на своем пути не замечает, дорогу держит пряменько, ни рывочка при движении, "автомат" переключается плавно, без задержек и рывков, не труд водительский, а сплошное удовольствие.

И по старому тракту Московскому (Сибирскому), по которому ещё каторжан в Сибирь гнали, через 2 километра границу пересекаем между европейской сторонушкой и нашей азиатской (сначала из Европы в Азию въехали, а развернвшись и позировали).
И дальше держим путь наш по Европе, через град Первоуральск, посёлок Билимбай в сторону Кузино. Дороженька по граду Первоуральскому и посёлку Билимбай затруднена многочисленными ямами, выбоинами, неровностями, но повозка наша самодвижущаяся не замечает их, плывет как по морю ровному.
По сторонам глядим, диву даемся. Красота вокруг неописуемая. Летнее утро. Кругом все залито ликующим светом и зеленеющей радостью. Стройные березки, могучие ели и сосны раскинули свои кроны вдоль дороги. Поля и луга пестрят июньскими цветиками.

Преодолела повозка самодвижущуюся Toyota Highlander 70 километров, и очутились мы в Слободе (первоначально Чусовская слобода, также Уткинская слобода и Утка Государева), в старейшем поселении в окрестностях града Екатерины (пред. 1651г). Село расположено на берегу Чусовой при впадении в неё реки Верхняя Утка.

Дивное это поселение, богато своей историей таможней было, крестьянских дворов привезено сюда было не малое количество, рудознатцы знатные здесь проживали, пристань казенная построена была, железо да пушки уральский до самой Москвы и Санкт-Петербурга отправляли. Белоснежный храм во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца, на Георгиевских скалах, единственный храм на Чусовой, который на закрывался в советскую эпоху, величественно возвышается над рекой. Живописный подвесной мост соединяет поселок Прогресс и Слободу, около храма.

Читайте также: