Что такое форма доги

Опубликовано: 19.05.2022

Что такое форма доги


каратэ Шотокан

КОСТРОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ СПОРТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

клуб традиционного каратэ Шотокан "ДЭНТО"

клуб каратэ "РИФ"


КАРАТЭГИ – одежда для занятий каратэ


Кэйкоги (稽古着 или 稽古衣) — японское слово, означающее тренировочный костюм (кэйко — тренировка, ги — костюм, одежда). Синонимом слова кэйкоги является слово доги — одежда для занятий Будо. Кэйкоги используется для обозначения униформы, носимой при занятиях боевыми искусствами. Для различных боевых искусств используются различающиеся между собой кэйкоги: кэйкоги для каратэ называется — каратэги (空手着 или 空手衣).

Значение каратэги

В соответствии с традицией все каратэка занимаются в додзё в специальной одежде. Очень часто эту одежду называют кимоно, однако, в японском языке слово «кимоно» означает национальную японскую одежду вообще, в отличие от европейской, которую японцы называют «ёфуку». Существует множество разновидностей кимоно: мужские и женские, верхние и нижние, домашние и спальные, летние (хитоэ), осенние (авасэ) и зимние (косодэ). Все кимоно представляют собой прямокроенный халат с широкими рукавами, запахивающийся на груди на правую сторону и у мужчин, и у женщин. На левую сторону кимоно запахивают только на покойнике перед погребением. Мужчины фиксируют захлест обычного кимоно поясом на бёдрах, завязывая особый узел спереди, на боку справа или сзади. Поверх кимоно в холода носят «хаори». На праздничном хаори ткут (или печатают краской) пять «мондокоро» –фамильные гербы «мон». Такими же мондокоро всегда украшают праздничное кимоно.

Кимоно для спортивных занятий получило общее название «ги» или «доги». Кимоно для каратэ, каратэги, состоит из трёх частей: куртки, штанов и пояса. Все каратэка, независимо от их уровня, обязаны надевать на занятия чистые (обычно белые) каратэги (из хлопка или смешанной ткани), которые должны быть аккуратными, выстиранными и поглаженными. Не допускается никаких разноцветных - красных, синих или зеленых ги, из атласа или с поясами на резинке. Допускается мон чуть выше сердца, чтобы показать общую принадлежность всех каратэка к стилю, школе, направлению. Мон – это знак подчинения каратэка правилам и требованиям единой организации. От всех остальных форм одежды ги отличается тем, что обеспечивает каратэка необходимую свободу движений.

Каратэги - это неотъемлемая обязательная часть тренировочного процесса. К занятиям каратэ в обычном спортивном костюме допускаются только вновь принятые ученики, ещё не определившиеся, будут ли они продолжать обучение каратэ. В некоторых школах право ношения каратэги – это признание ученика членом школы, и каратэги вновь принятому ученику позволяется одеть только после определённого экзамена. В других школах ношение каратэги требуют уже с первых занятий, как обязательную форму одежды для тренировки. В любом случае, человек, пришедший в клуб или школу каратэ и принявший решение о начале или продолжении изучения боевого искусства, тем самым подтверждает свое намерение приобщиться к философии, культуре и традициям этого боевого искусства. Ношение каратэги и обеспечение соответствующего ухода за ним – одна из традиций каратэ.

В различных федерациях каратэ требование к внешнему виду каратэги могут отличаться, так что перед покупкой следует уточнить, какое именно каратэги следует приобрести. Чаще всего в продаже встречаются традиционное каратэги — это куртка длиной несколько ниже бёдер с рукавами до запястий и штанами до щиколоток. Кэйкоги для каратэ бывает двух цветов: чёрное и белое. Во многих школах каратэ чёрное каратэги допускается только для инструктора или учеников высших кю, начинающие - всегда ходят в белом.

ОБИ — пояса в каратэ


Оби (帯) — это пояс, который служит для того, чтобы удерживать запахнутой одежду для занятий – каратэги. Оби в каратэ завязывают строго определенным способом вокруг талии. Оби – это важная часть каратэги. Оби не только показывает уровень подготовки каратэка. Узел пояса должен находиться точно посредине живота. Повязанный с надлежащей силой оби позволяет почувствовать сжимание мышц живота во время концентрации. Во время фокусирования живот должен давить на пояс так, чтобы под него было трудно просунуть руку.

Но значение Оби гораздо больше, чем просто быть «завязкой». Оби еще имеет символическое значение. Для тех, кто занимается каратэ, его пояс, это символ упорных занятий и усилий на тренировках. ОБИ должен быть высушен, но не постиран, так как он символически содержит впитанный дух ваших усердных тренировок.

Первый символический аспект оби — цвет. Традиционные окинавские школы каратэ имеют пояса следующих цветов — белого, желтого, оранжевого, зеленого, голубого, синего (пурпурного), коричневого и черного. Эти цвета также обозначают главенство. Такой формат отношений установленной системы поясов поддерживается во многих Додзё. В некоторых стилях вводятся дополнительные цвета поясов (красные, фиолетовые, и другие), различные отличительные полоски.

Откуда же возникло различие в цветах поясов и что символизирует тот или иной цвет? Каков философский аспект заключен в цветовой гамме поясов? Какие исторические предпосылки предшествовали такой градации рангов?

Поскольку иерархия школ каратэ возникла из структуры самурайских кланов, этим объясняется историческое значение и символическое влияние цвета пояса в иерархической лестнице. Все школы боевых искусств, как и правящие кланы, имели свои «генеалогические книги», где воспроизводилась «цепь» правителей – Сёгунов и их придворных – «цепь» учителей и их учеников. Поэтому принадлежность человека к тому, или иному клану или к «традиции» боевых искусств, можно было проверить по ношению герба соответствующего клана или школы. Цвет пояса служил отличительной чертой приближенности к главе клана в иерархической лестнице. В сущности, эта система оценивала первоначально не техническое мастерство людей, а их приближённость к духовному центру школы. Первоначально эта система применялась во всех школах боевых и других искусств, но затем была оттеснена системой оценки мастерства, при которой после прохождения теоретического, физического и технического экзамена присваиваются пояса и степени (даны и кю).

Часто можно услышать рассказы что, когда кто-то начинает изучение каратэ, ему разрешают носить белый оби (пояс). Пояса никогда не стирали, как символ тяжелого труда, вкладываемого каждый день в тренировки. Через некоторое время белый пояс от пота, пролитого на тренировках, становится желтым. Еще через некоторое время от кровавых мозолей пояс принимает более темную оранжевую окраску. После многих месяцев тяжелых тренировок в додзё или на природе, пояс становится зеленым под цвет травы и листвы. Еще через некоторое время от впитанного пота пояс линяет, а от солнца выцветает и принимает светло серую, почти голубую окраску, которая постепенно темнеет и переходит в серо-синий или пурпурный цвет. После нескольких лет занятий пояс становится коричневым. Если каратэка продолжает свои тренировки, то пояс постепенно темнеет и становится черным. Черный пояс означает, что человек старательно изучал каратэ много лет. Если каратэка посвятил изучению боевых искусств всю свою жизнь, то его оби сначала продолжает темнеть, а потом начинает изнашиваться и выцветать и постепенно светлеть (белеть). В этом и заключается бесконечность обучения и движение по спирали на пути к совершенству.

Другое пояснение цветовой гаммы оби.

Белый — это сложное смешение красного, зелёного и синего спектральных цветов, это самый наполненный (яркий) цвет цветовой гаммы – оттенок равен 0, поэтому считается, что это цвет чистоты и невинности, цвет начала всех начал. Он указывает, что ученик, его сознание и дух «не заполнены» относительно духовных аспектов каратэ-до. Белый цвет также показывает, что человек мало знаком с техникой каратэ. Белый цвет — это цвет новичка, того, «чья чаша знаний свободна».

Желтый — это цвет начала весны, солнца, цвет света, цвет богатства. Желтый оби указывает на того, кому «начал сиять свет нового дня». Это цвет того, чей дух, понимание и технические навыки отдалились от «абсолютной пустоты», неизменно крепнут и растут.

Оранжевый – цвет конца весны, цвет яркого полуденного солнца, цвет огня. Оранжевый оби означает, что ученик продвинулся в изучении карате с момента получения желтого пояса. Оранжевый оби показывает, что человек проявляет пламенное пристрастие к постижению каратэ.

Зеленый — это цвет начала лета, цвет травы и лесов, цвет роста. Зеленый оби указывает на тех учеников, которые начали поглощать свет, впитывать его, наполняться им и получать жизненно необходимые знания, как растения жизненную силу при помощи фотосинтеза, тех учеников, у кого навыки и дух начинают расцветать и готовы приносить плоды.

Светло-синий — это цвет середины лета, цвет безоблачного знойного неба, цвет многих полевых цветов, являющихся плодами развития растений. Этот цвет показывает, что его обладатели уже начинают понимать суть каратэ и выполнять большую часть базовой техники каратэ.

Синий (фиолетовый) – цвет конца лета, цвет океана, цвет вечернего неба. Синий оби указывает на тех, кто начинает набираться не только силы и умений, а еще и мудрости. Синий пояс – первый пояс старшего ученичества. Получение синего пояса означает овладение базовой техникой, отныне он будет в меньшей степени изучать технику, а в большей ее совершенствовать.

Коричневый — это цвет осени, цвет земли, цвет стволов деревьев, цвет надежной опоры. Коричневый оби имеет тот, чья техника становится совершенной. Чье сознание плодородно и дух крепок. И не случайно коричневый оби постепенно превращается со светло-коричневого в темно-коричневый, что символизирует начало осени, затем середину (золотую пору) и конец осени, когда природа (деревья, травы и другая растительность) очищается от бремени прежних достижений и готовится к новым свершениям и дальнейшему росту.

Черный — спектрально это тот же белый цвет, но очень малой интенсивности. С повышением интенсивности он плавно, через тона серого переходит в белый. Объединение всех пассивных (субтрактивных) цветов спектра дают черный цвет. Этот цвет указывает на тех, кто смог преодолеть первые препятствия, в начальные годы изучения каратэ. Черный — это цвет начала зимы, цвет ночи. Он показывает, что первый период, который начался с желтого оби, закончен, и наступает новый цикл. Этот цвет показывает, что каратэка стоит в самом начале — ДО, своего Пути мастерства в боевых искусствах. В японской культуре чёрный цвет — символ благородства, возраста и опыта по контрасту с белым цветом, который символизирует чистоту, ученичество, молодость. Чёрный цвет (чёрный пояс) символизирует высший ранг во многих боевых искусствах.

Цвет пояса привязан к значению степеней мастерства. В карате существует два типа рангов: Кю (級 по-японски «степень, ранг») и Дан (段 «уровень, ступень») – ученические и мастерские степени. Оба слова, и кю, и дан, в переводе с японского означают слово ранг, уровень. Градация кю применяется к ученикам и исчисляется сверху-вниз, т.е. самый низкий уровень – 10-й кю, самый высокий – 1-й. Количество степеней кю отличается в разных направлениях, видах и стилях, а также других школах японских боевых искусств. Так, например, в айкидо часто используют шкалу от 6 до 1 кю, тогда как в каратэ обычно от 10 до 1 кю. Выше ученических степеней идут уже мастерские уровни – Дан. Значения уровня Дан противоположно значению Кю: чем больше степень дан, тем выше мастерство. В каратэ всего 10 степеней Дан.

Носителей Кю в Японии называют «Му дан ся» (無段者) — «тот, у кого нет дана», а достигший степени первого дана называется «Сё дан ся»(«Шо дан ся») (初段者) — «тот, у кого есть первый дан». Имеющие Дан выше первого — «Ю дан ся» (有段者) — «тот, у кого есть Дан».

Интересным является тот факт, что степени дан и кю используются также и в японских играх го, рэндзю и сёги, а также в любых иных областях, как, например, в тесте на знание японского языка или в чайной церемонии тядо. Собственно, термин дан изобретен Хонинбо Досаку, профессиональным игроком в го в период Эдо. А система рангов в Японии была введена с июня 1901 года по предложению основателя Дзюдо Дзигоро Кано Японской общественной организацией Дай Ниппон Бутокукай (大日本武徳会 - «Общество Воинской Добродетели Великой Японии», созданной выдающимися мастерами боевых искусств (будо) в 1895 г. в Киото).

В каратэ ступени кю и дан были внесены в 1924-1926гг. Гитином Фунакоши, который перенял систему ученических и мастерских степеней, разработанную основателем дзюдо Дзигоро Кано. Эта система использовала цветные пояса для обозначения степени мастерства занимающегося данным видом боевого искусства. Изначально каратэ имело только три цвета поясов: белый, коричневый и черный (как это принято в японской системе поясов дзюдо).

Получение степени первого дана – большое событие в жизни любого каратэка. С одной стороны первый дан – признание мастерства, с другой – это лишь начало настоящего обучения каратэ. Как в школе: когда все буквы выучены открывается возможность учиться читать и писать, открывается широкое поле деятельности и самосовершенствования. Ученики уровня 1-го и 2-го дана носят названия сэмпай - «старшие ученики».


Черный пояс, как правило — именной. На нем вышито имя владельца и иногда его Дан. Технология изготовления черных поясов отличается от всех остальных, цветных. В то время как цветные пояса меняются, черный пояс остается один на всю жизнь, и поэтому он шьется очень толстым и прочным. Цветные пояса являются просто покрашенной тканью, черный пояс — не красится. В его основе лежит белый пояс, обшитый поверх тонкой шелковой черной тканью. По мере постоянных, продолжительных и интенсивных тренировок черная ткань поверхности оби истирается и рвется, сначала мало, потом все больше. Часто можно видеть, что у многих мастеров черная ткань сильно потерта и мало выделяется на белом поясе мастера. Сильная потертость пояса — это свидетельство активных тренировок и большого усердия, а не неопрятности. Когда черная ткань полностью сойдет, и останется чистый белый пояс — считается, что человек достиг вершин Мастерства и готов к новому витку постижения знаний на бесконечном пути к совершенству.

Для надписей на концах поясов обычно используется Кандзи (漢字 - «ханьские буквы»), Хирагана и/или Катакана. На конце пояса, который располагается справа пишется имя (фамилия), и иногда — ранг. На левом конце пишется название стиля или ассоциации. Традиционно общим цветом для надписи служит желтый (золотой) или красный цвета. Иногда цвет надписи может обозначать ранг. В некоторых школах стандартизованы цвета, обозначающие ранги Юданся. Белый цвет обозначает ранг первого и второго дана, желтый – обозначает третий и четвертый даны, и красный цвет от пятого дана и выше.

Второй дан служит определенным качественным этапом в изучении каратэ. Считается, что обладатель второго дана освоил всю доступную базовую технику каратэ и далее должен совершенствоваться в военно-прикладных аспектах, а также в сфере духовной. Обычно для получения второго дана требуется не менее четырех лет упорных занятий, а для получения третьего дана — не менее шести. Впрочем, изначально для того чтобы получить третий дан требовалось куда больше времени. Как правило, от обладателя третьего дана требуется знание не менее четырнадцати ката, виртуозная техника и выигрыш призовых мест на соревнованиях национального или международного уровня.

Обладателями четвертого, пятого и шестого дана каратэ чаще всего становится люди, у которых каратэ является смыслом всей жизни и основной профессией. Они преподают в лучших школах и гордо носят звание Сенсэй (先生 — «рождённый раньше», старший, учитель). В японских традициях Сэнсэй — вежливое обращение к учителю, врачу, писателю, начальнику, политику и др. значительному лицу или значительно старшему по возрасту человеку.

Мастера следующих двух степеней (обычно не моложе сорока лет) считаются носителями традиций школ. Их именуют Канчо — «наставники». Они возглавляют крупные школы, консультируют, входят в судейские коллегии, но сами уже не выступают на соревнованиях и, как правило, не проводят тренировок.

Более высшие даны присваиваются за особые заслуги в каратэ. Обладатели высших данов считаются носителями высшей духовной мудрости Будо, которая постигается с годами, поэтому никогда еще высшие даны не присваивались молодому человеку, даже если он наделен недюжинными физическими способностями и технически прекрасно подготовлен.


Второй символический аспект оби — то, как он носится. Оби опоясывает владельца, окружает его. Круг — универсальный символ цельности и гармонии. В Дзэн, от которого происходит каратэ, круг символизирует «центр» и всеобщность Вселенной. При правильном ношении оби окружает хара или тандэн – центр человека. Хара (腹 - желудок, живот) является важным термином японских боевых искусств. Это эквивалентно наименьшей из трех даньтянь (тандэн - на японском языке) в традиционной китайской медицине, для «центра бытия». Хара - точка ведущая к центру энергии для медитации и в боевых искусствах - применяются сознательно с целью исцеления. Это точка, которая находится приблизительно на 5 — 8 см ниже пупка, и которую на Востоке считают центром человека. Хара считают центром микрокосма, источником ки (силы жизни или жизненной энергии). Концентрация на этом центре создает большую энергетику и тягу жизни и вызывает уверенный вид, состояние внутренней целостности. Процесс концентрации стимулирует внутреннее мужество и делает человека естественно дисциплинированным. В традиционных японских боевых искусствах есть несколько дыхательных упражнений, где внимание всегда держится на хара.

Что такое форма доги

Терминология

Доги - Форма (Одежда) для тренировок каратэ

Униформа всех занимающихся каратэ называется Доги: До - путь, образ жизни. Ги -одежда, что буквально означает "Одежда для Пути" . Точно так же, как Додзё - это не просто спортивный зал, Доги - это не просто одежда для тренировок. Это то, что каратэка носит на своем пути к самосовершенствованию. Оно всегда должно находиться в чистом и исправном состоянии. Ояма говорил, что носить зашитый или залатанный Доги это не позор - позор это носить грязный или рваный Доги. Однако ни в коем случае нельзя стирать пояс - Оби . Со временем он изнашивается, покрывается пятнами пота и крови от тяжелых тренировок. Старый, изношенный, покрытый пятнами крови и пота пояс отражает уникальный опыт полученный каратэкой во время обучения, поэтому он не должен быть смыт.

Почему «Доги» белого цвета?
В Японии белый цвет считается символом «очищения и чистоты». Белую одежду, по-японски – «синисёдзоку», надевали при совершении «харакири». Поэтому каратэги белого цвета отражают решимость человека тренироваться не щадя себя, его готовность умереть в любую минуту.

Так же часто появляются вопросы о цвете поясов в каратэ.
Раньше, пояса в каратэ были лишь только двух цветов – черного и белого.
Дело в том, что в Японии, человека, достигшего мастерства в каком-либо искусстве называют «Курото» . Первый компонент этого слова «КУРО» значит «черный». В свою очередь дилетанта называют «Сирото» . «СИРО» по-японски значит «белый». Первые компоненты этих слов и легли в основу различия поясов по цвету.
Но, получить черный пояс не так просто, на это уходят многие годы, и ученик должен был обладать колоссальным терпением, чтобы все это время, оставаясь «белым поясом», продолжать тренироваться.
Поэтому, между «белым» и «черным» поясами было решено ввести еще несколько промежуточных цветов, таким образом, чтобы последующий цвет пояса был темнее предыдущего, тем самым, давая адепту понять, что, но понемногу приближается к черному поясу. Это так же позволило поставить перед адептом промежуточные цели. В каратэ, людей находящихся на этом промежуточном этапе называют «цветными поясами».
Обладатели же мастерских степеней, повязывают себе пояс черного цвета, и степень их мастерства можно определить лишь только по числу золотых нашивок. Обладателя черного пояса, в Японии, называют «Юданша» .

Что такое форма доги

Что такое КИМОНО И ДОГИ?
В чем их отличия?

Для начала давай те рассмотрим что такое КИМОНО.

Кимоно́ (яп. 着物, кимоно, «одежда»; яп. 和服, вафуку, «национальная одежда») — традиционная одежда в Японии. С середины XIX века считается японским «национальным костюмом». Также кимоно является рабочей одеждой гейш и майко (будущая гейша).

История:
В современном японском языке существует три слова для обозначения японской традиционной одежды:

кимоно (着物) — наряд[1]
вафуку (和服) — японская одежда
гофуку (呉服) — «китайская» одежда[2]
Самым старым из них является первый вариант. К началу вестернизации Японии в середине XIX века им обозначали любую одежду. Ещё в XVI веке португальские миссионеры-иезуиты сообщали в отчетах в Европу, что японцы называют одежду словом кимоно (kimono). Это название перекочевало в большинство иностранных языков, в том числе и в русский. Хотя в досовременной Японии «кимоно» было аналогом универсального понятия «одежда», в Европе и Америке оно стало ассоциироваться именно с японским нарядом.

В конце XIX века в Японии увеличилось количество тех, кто принялся носить одежду западного стиля. Отличие западного и японского костюма вынуждало японцев выделить последний из общего понятия «кимоно». Возник неологизм для обозначения традиционной одежды — «вафуку»[3] До конца Второй мировой войны это слово стало основным для определения японского наряда. Однако в послевоенные времена, под воздействием американского «понимания» японской действительности, универсальный термин «кимоно» начали применять как один из синонимов «вафуку».

Соответственно, в современном японском языке «кимоно» получило два значения. В широком понимании — это общий термин для обозначения любой одежды, а в узком — разновидность вафуку.

Археологические находки на японском архипелаге подтверждают тезис, что древнейшие японцы носили простую конопляную одежду в конце эпохи Дзёмон. В начале 1 тысячелетия до н. э., под воздействием континентальной моды, в Японию попал костюм корейско-маньчжурского типа.

Самые ранние кимоно, появившиеся около пятого века нашей эры, были очень похожи на ханьфу — традиционную китайскую одежду. В восьмом веке китайская мода сделала накладной ворот частью современной женской одежды. В эру Хэйан (794—1192) кимоно стало очень стилизованным, хотя многие всё ещё носили шлейф мо поверх него. В эпоху Муромати (1392—1573), косодэ — кимоно, ранее считавшееся нижним бельём, стало носиться без штанов хакама поверх него, поэтому у косодэ появился пояс — оби. В период Эдо (1603—1867) рукава росли в длину, становясь особенно вытянутыми у незамужних женщин. Оби стал более широким, появились различные способы завязывания пояса. С этого времени форма кимоно оставалась почти неизменной.

Революцию в японской одежде повлекли вестернизационные реформы периода Мэйдзи второй половины XIX века. Европейская мода начала вытеснять японский традиционный костюм. Этот процесс был постепенным и поверхностным до 1945 года, касаясь лишь руководящих прослоек общества. Однако демократизация и «американизация» образа жизни простых японцев привела к тому, что японское кимоно было вытеснено из повседневной жизни.

Сегодня японский традиционный костюм используется в основном лишь во время праздников и официальных мероприятий.

Теперь рассмотрим что такое ДОГИ.

Почему «Доги» белого цвета?
В Японии белый цвет считается символом «очищения и чистоты». Белую одежду, по-японски – «синисёдзоку», надевали при совершении «сэппуку». Поэтому каратэги белого цвета отражают решимость человека тренироваться не щадя себя, его готовность умереть в любую минуту.

Так же часто появляются вопросы о цвете поясов в каратэ.
Раньше, пояса в каратэ были лишь только двух цветов – черного и белого.
Дело в том, что в Японии, человека, достигшего мастерства в каком-либо искусстве называют «Курото». Первый компонент этого слова «КУРО» значит «черный». В свою очередь дилетанта называют «Сирото». «СИРО» по-японски значит «белый». Первые компоненты этих слов и легли в основу различия поясов по цвету.
Но, получить черный пояс не так просто, на это уходят многие годы, и ученик должен был обладать колоссальным терпением, чтобы все это время, оставаясь «белым поясом», продолжать тренироваться.
Поэтому, между «белым» и «черным» поясами было решено ввести еще несколько промежуточных цветов, таким образом, чтобы последующий цвет пояса был темнее предыдущего, тем самым, давая адепту понять, что, но понемногу приближается к черному поясу. Это так же позволило поставить перед адептом промежуточные цели. В каратэ, людей находящихся на этом промежуточном этапе называют «цветными поясами».
Обладатели же мастерских степеней, повязывают себе пояс черного цвета, и степень их мастерства можно определить лишь только по числу золотых нашивок. Обладателя черного пояса, в Японии, называют «Юданся».

Стилем Кёкусинкай, как и многими другими видами восточных единоборств, занимаются в доги (или кэйкоги), часто неправильно называемым кимоно, состоящем из штанов, куртки свободного покроя и пояса. Используется доги только белого цвета, а цвет пояса должен соответствовать степени занимающегося. Доги для Кёкусинкай несколько отличается от традиционного, имея более короткие рукава — примерно до локтей или чуть ниже. Такой покрой часто называют покроем в стиле Ояма, он так же характерен для стилей, произошедших от Кёкусинкай (асихара-каратэ, кудо, сэйдокай, энсин).

Доги и пояс имеют нашивки, определяемые конкретной федерацией и школой. Но, как правило, для всех школ характерна нашивка в виде каллиграфии «Кёкусинкай» на левой стороне груди.

Доги для карате. Как выбрать кимоно?

Для каждого вида деятельности существует специальный костюм или форма, которая не будет стеснять движений и отвлекать человека от выполнения того или иного действия. Это касается и спорта.

Для любой спортивной дисциплины предусмотрено ношение определенной одежды во время занятия. Традиционной формой для карате является кимоно, или же доги (также допустимо название кэйоги и каратеги). Доги является общепринятой и обязательной одеждой, которая составляет культуру данного вида спорта.

Еще до начала первого занятия будущему каратисту предстоит подобрать кимоно, которое будет удовлетворять его по всем показателям и соответствовать всем требованиям и пожеланиям спортсмена. В форме он будет проводить много времени: тренироваться, драться, а потом и выступать на соревнованиях, поэтому к выбору необходимо подойти крайне ответственно и учесть все тонкости при покупке той или иной модели.

Важные характеристики кимоно

При выборе и покупке доги нужно обратить внимание на следующие характеристики:


  • вид, плотность и состав материала;
  • фасон изделия;
  • расцветка;
  • размер;
  • внешняя отделка.

Рассмотрим подробнее параметры, на которые надо обратить внимание при подборе кимоно.

Вид, плотность и состав материала

В качестве материала для кимоно лучше всего подбирать натуральные виды тканей. Предпочтительнее всего будет натуральная 100% хлопковая ткань, которая обеспечивает комфорт и удобство готового изделия. Этот материал свободно пропускает воздух, что позволяет коже дышать под формой и тем самым регулировать тепло и влагоотдачу. Благодаря своим свойствам хлопковая ткань позволяется не перенагружать организм, и не будет провоцировать различные аллергические реакции кожи у людей, склонных к этому.

Также на рынке представлены современные модели с небольшим процентным добавлением синтетических тканей в состав изделия, что позволяет увеличить срок службы кимоно, повысить его износостойкость. Благодаря синтетическим материалам доги станет меньше мяться и садиться (или растягиваться) при стирке, что сделает внешний вид более привлекательным и эстетичным. Важно, чтобы процент синтетики в составе ткани не превышал 10-15%, иначе его использование будет весьма некомфортным для спортсмена во время тренировок и соревнований.

Что касается плотности материала для кимоно, то при выборе определенной модели стоит отдавать предпочтение ткани плотностью от 250-270 г/м2 до 300-350 г/м2. Высокая плотность материала является гарантом его прочности и долгого срока службы.

Фасон изделия

Доги состоит из двух элементов: верхняя часть представлена в виде куртки, нижняя – в виде штанов. Верхнюю часть принято повязывать поясом, который, кроме практической функции, также сообщает окружающим об уровне мастерства и профессионализма каратиста (в зависимости от цвета пояса).

Важной характеристикой для спортивной формы является ее размер. Кимоно должно быть свободным и не стесняющим движения спортсмена, потому что неудобное изделие будет его сковывать и мешать нанести точный удар. Правильно подобранная форма должна способствовать победе каратиста и достижению новых спортивных вершин.


Штаны крепятся на поясе при помощи резинки или специальной завязки. Выбор крепления ни на что не влияет, поэтому здесь нужно учитывать личные предпочтения. Длина штанин должна доходить до щиколотки.

Куртка запахивается с правой стороны. Мужчины могут надеть ее на голое тело. Женщинам разрешено надеть под куртку майку или футболку из тонких натуральных материалов светлого оттенка для того, чтобы скрыть грудь и ограничить ее перемещение при активных движениях.

Фасон формы является универсальным, поэтому одинаково подойдет как для мужчин, так и для женщин. Но детские и взрослые фасоны имеют некоторые незначительные различия вследствии возрастных особенностей строения тела спортсменов.

Расцветка

Так как карате как вид спорта относится к восточным единоборствам, для него свойственны символизм и ассоциативно-знаковая система. Поэтому традиционным для доги является белый цвет, который символизирует душевную чистоту, возвышенность и благочестивость намерений спортсмена.

В наши дни дань традициям в выборе цвета для спортивной одежды отдается только на соревнованиях и показных выступлениях. Во время тренировок и подготовок отдается предпочтение более практичному варианту в цветовой гамме.

Существует также черный цвет кимоно, но его может носить только каратист высокого уровня, поэтому новичкам следует покупать доги светлых оттенков.

Внешняя отделка

Обычно кимоно представляет собой форму однотонной расцветки. Но для того чтобы как-то обозначить себя и отнести к определенной спортивной организации, используются специальные нашивки и эмблемы, которые располагаются на куртке, штанах или поясе.

Обычно эти надписи делаются на японском или английском языке и имеют сакральный смысл. Также некоторые спортсмены делают нашивку своего имени на конце пояса.

Какое кимоно выбрать?

Следует ориентироваться на натуральную хлопковую ткань. Также необходимо учесть, что хлопок при стирке может сильно усаживаться, поэтому это может существенно повлиять на итоговый размер изделия (усадка может достигать 5-7 см верхней части и 5 см – нижней). В современных моделях данная особенность обычно учитывается, но во избежание неудачных исходов следует подробнее расспросить об этом продавца.


Доги не должно быть абсолютно белого цвета, так как этот оттенок подойдет только для соревнований и выступлений, для начала обучения оттенок белого у формы должен быть практичным. Плотность материала, из которого пошито изделие, должно быть от 250-270 г/м2 до 300-350 г/м2.

Выбор кимоно – очень важный и ответственный процесс, ведь спортивная одежда играет значимую роль в освоении приемов карате, отработке техники и точности приемов, протекании соревнований и прочих спортивных мероприятий. Поэтому при покупке формы следует внимательно изучить все тонкости и вопросы, чтобы знать, на что смотреть и какое кимоно в итоге приобретать.

Форма для занятий айкидо

Форма, в которой мы занимаемся айкидо и кобудо называется доги или кимоно.

Доги

Порядок поясов в айкидо

Пояса айкидо

Порядок поясов в айкидо:

  • белый (у новичков и детей с 10-7 кю)
  • жёлтый (6 кю)
  • красный (5 кю)
  • зелёный (4 кю)
  • синий (3 кю)
  • коричневый (2 и 1 кю)
  • чёрный (1-9 даны)

Кимано

Моменты, на которые надо обратить внимание:

  • для доги в нашей школе допускается только белый цвет;
  • стоит отдать предпочтение доги с курткой более плотного плетения, чем штаны, такое кимоно прослужит дольше;
  • размер доги обычно идёт по росту (170см, 175см, 180см и т.д.), при этом при покупке надо выбирать кимоно на 5-10 см больше нужного размера, т.к. хлопчатобумажная ткань, из которой сшито любое доги, садится при стирке;
  • полы куртки при запахивании должны доставать до противоположных боковых швов, нижний край куртки – быть не выше середины бедра, штанины – доходить до щиколотки, не выше и не ниже;
  • если в комплекте к кимоно пояс не прилагается, то его надо покупать отдельно, если Вы только начали заниматься, то нужно купить белый пояс. Длина пояса зависит от обхвата талии, например, при обхвате талии

50-65см длинна пояса 260см, при

Как завязывать пояс на кимоно для айкидо

Инструкция как завязывать пояс

В нашей школе под кимоно принято надевать белую футболку с символикой федерации. Полы куртки запахиваются таким образом, чтобы сверху была левая. При завязывании пояс должен быть обёрнут вокруг талии два раза и его концы должны быть ниже краёв куртки, но не ниже коленей.
Чтобы завязать пояс существует несколько способов, но в айкидо самый распространённый тот, что указан на иллюстрации (внимание, на картинке всё зеркально).

Кэйкоги - форма для занятий айкидо

Самое распространённое среди множества боевых искусств название одежды, которую используют на тренировках – «кимоно». Однако, кимоно это традиционная Японская одежда: длинный, строгого, прямого покроя халат, без застёжек и карманов, с длинными широкими рукавами, левая пола которого запахнута поверх правой (только усопших одевают наоборот). Одежда для тренировок называется «кейкоги» (ги - одежда, кейко - тренировка), а иногда сокращают до «доги». Это название менее распространено между занимающимися боевыми искусствами. В секциях Айкидо используются кэйкоги практически не отличающиеся от тех, в которых занимаются другими боевыми искусствами Японии, такими как дзюдо или дзюдзюцу.

Кэйкоги состоит из куртки и брюк. Куртка, предназначенная для Айкидо, изготавливается из материала с плетением из двух, трёх нитей, она существенно толще, чем, например, традиционная куртка для Каратэдо. В технике Айкидо используются захваты за куртку, и поэтому её делают из более крепкого материала. Места, подверженные наиболее интенсивному воздействию (плечи, проймы, колени) усилены специальными вставками, увеличивающими прочность кэйкоги. Фирмы изготовители предлагают кэйкоги разного качества, от самых дешёвых и простых, предназначенных для начинающих, до дорогих мастер-класса кейкоги.

Как отличить, какое кэйкоги предпочтительнее для занятий Айкидо?


Куртка
Бывает одинарного или двойного плетения. Вес от 450 до 1000 грамм. Воротник должен быть мягким, рукава не слишком широкие, большой запах - край каждой полы куртки должен доходить до противоположного бокового шва, длинна куртки - должна доходить до середины бедра. Длина рукава - до косточки запястья или на 2-3 пальца выше. В женском варианте желательны завязки на уровне груди.

Штаны
Некоторые производители предлагают штаны с накладками на коленях или двойной, сплошной перед. Длина брюк - до середины икры. Для обладателей черных поясов важно, чтобы белые штаны не были видны из под хакамы даже во время движения.

Цвет
Цвет традиционного кэйкоги для Айкидо белый или оттенки белого (не отбеленная ткань). Цветные кейкоги в Айкидо не используются.

Особенности
На практике, как правило, для занятий айкидо используют кэйкоги предназначенное для дзюдо. К счастью по мере роста популярности айкидо ряд фирм-производителей приступил к разработке и производству кэйкоги именно для занятий айкидо, которые не уступают в прочности дзюдо-ги, но повышают чувство комфорта во время занятий айкидо.

Подбор размеров
Отечественные производители классифицируют размер в соответствии с ростом. Это, безусловно, не лучший способ создания размерной сетки, но самый простой. В случае зарубежных производителей надо обратить внимание на следующее:

  • дешёвые, так называемые юниорские доги или доги для начинающих обычно имеют размеры от 1 до 5 или 6.
  • мастерские доги двойного плетения могут иметь дополнительно либо промежуточные размеры (например,3 - 3,5), либо добавки "L" или "B". Например, размер 3L соответствует по объему груди размеру 3, но рост соответствует размеру 4. Добавление буквы "B" свидетельствует об увеличении ширины/объема доги, при меньшем росте.
  • крупные фирмы при выполнении заказа, как правило, запрашивают рост и вес клиента. В соответствии с этими данными они выдают рекомендации по подбору размера конкретного типа кэйкоги.

К большому сожалению, покрой кэйкоги, предлагаемый отечественными производителями оставляет желать лучшего. В первую очередь это относится к ширине переда куртки. Как правило, стремление сэкономить ткань приводит к тому, что полы курток шьют узкими и они едва заходят одна на другую. Вторая проблема - длинна курток. Вероятно, сохраняя традиции пошива курток по лекалам формы самбо, плетеные куртки отечественного производства шьют короткими. Это крайне неудобно в их использовании при занятиях айкидо.

Самым примечательным является то, что правильное ношение комплекта айкидо ги позволяет положительно влиять на осанку занимающегося. Кейкоги должно всегда быть чистым, опрятным и не мятым. В первую очередь, это относится к старшим ученикам, ведь старшие являются безусловным примером для подражания младшим ученикам.

Наиболее известные фирмы производители

Дзюдо-ги: Зарубежные производители: Mizuno (доги юниор класса - производство Китай, доги мастер класса - производство Япония), Fuji (доги юниор класса - производство Пакистан, доги супер мастер класса - производство Япония), Dax, Toraki, Kwon.

Отечественные производители (Россия): Фируз, Рэй-спорт, Шарс.

Айкидо-ги: Iwata (Япония), Tozando (Япония), Butoku (Япония), Ninecircles (Великобритания, поставляет доги производства Японии), Budostuff. Айкидо доги, поставляемые фирмами Iwata, АЙКИКАЙ. Об этом свидетельствует рядом с логотипом фирмы. Tozando, Budostuff имеют признание (логотип АЙКИКАЙ).

Ряд перечисленных выше иностранных фирм, таких как Mizuno, Tozando, Iwata, Butoku предлагают очень широкий спектр доги, отличающихся как по качеству, так и по цене.

При подборе доги необходимо обратить внимание на тот факт, что в айкидо принято на левом рукаве или внизу правой полы куртки вышивать каной (японской азбукой) имя владельца. Вышивка может также наносится на штаны, хакаму и оби. Поэтому, при выборе кэйкоги следует учитывать, что фирмы типа Mizuno, Dax, Toraki, Fuji (доги мастер класса) размещают на рукавах куртки вышивку своего логотипа, что не всегда удобно для владельца. Айкидо Доги японского производства (фирмы перечислены выше) обычно не наносят своих логотипов нигде, кроме низа левой полы куртки и левой верхней части штанов.

Полезные советы

Как уже отмечалось ранее, кэйкоги шьют как из отбеленного хлопка, так и из неотбеленного хлопка. Как правило, отбеленные доги практически не садятся после стирки (относится только к фирменным кэйкоги). Доги из неотбеленного хлопка рекомендуется покупать на 1 размер больше. Уважающие себя фирмы-производители обязательно указывают в описании изделия степень возможной усадки при стирке.

При покупке доги у известных фирм типа Тозандо или Мидзуно можно найти доги, изготовленные из материала, подвергнутого специальной обработке, в результате чего плетенка становится очень мягкой. Существуют очень дорогие доги, при изготовлении которых используются специальные пропитки и современные материалы, которые сильно улучшают теплообмен и впитывание пота, в результате чего растет чувство комфорта при практическом использовании доги. К очень дорогим относятся также доги ручной работы.

Стирать кэйкоги рекомендуется при температуре 30-40 градусов после использования не более, чем на 2-х тренировках. Неопрятное кэйкоги, с устойчивым запахом пота свидетельствует о не уважении к партнеру. Не допускайте, чтобы ваш внешний вид становился причиной нежелания тренироваться с вами ваших товарищей по секции.

Читайте также: