Что общего между стаканом и собакой

Опубликовано: 17.05.2022

I. Организационный (постановочный).

Основная задача данного этапа — подготовка к проведению коллективного обсуждения проблемы методом «мозговая атака».

Этап начинается с выявления и четкого определения проблемы, которую предполагается вынести на обсуждение. Обязательным условием при этом является выбор для каждой сессии «мозговой атаки» только одной проблемы (самой сложной или самой важной на данный момент времени для фирмы), ибо в противном случае внимание группы будет рассеиваться между несколькими одновременно решаемыми задачами, в силу чего возникнет хаотичность и разброс мыслей. Кроме того, возникнет сложность с выбором ведущего «мозговой атаки», так как разным руководителям интересны различные проблемы. В результате всего этого вероятность нахождения оптимального решения в значительной степени снижается.

После выбора проблемы и определения ведущего (он должен сочетать в себе качества организатора и творца) приступают к формированию групп. Опыт показывает, что оптимальная численность группы колеблется от 5 до 9 человек (правило «семь плюс/минус два»).

В процессе «мозговой атаки» принимают участие три группы:

Задача этой группы — выдвижение возможно большего количества новых, оригинальных идей, использование необычных аналогий. Генераторы должны быть оптимистичны, иметь развитое художественное мышление. Желательно, чтобы они в какой-то степени были бы дилетантами в данной области, так как узкие специалисты, как правило, «зациклены» на своем предмете и с трудом могут выйти за его рамки;

Данная группа, как правило, состоит из двух подгрупп: синтетиков и критиков. Основные функции аналитиков — выявление «рациональных зерен» в предлагаемых генераторами идеях, анализ и синтез их, прогнозирование возможных последствий. Таким образом, главное требование к аналитику — способность к логическому мышлению;

Это, как правило, отличные, думающие специалисты, однако в большей степени исполнители, чем творцы. Их задача — доведение выбранных идей до конкретного уровня — уровня проекта.

Обычно особую сложность представляет собой деление людей на «генераторов» и «аналитиков». Существуют различные подходы к этому делению, одним из которых является тестирование.

2. Генерационный этап.

Организация и проведение данного этапа являются наиболее сложными и ответственными моментами при применении метода «мозговая атака».

Генерация идей — творчество высшего порядка, поэтому для членов данной группы должны быть созданы непринужденная обстановка и комфортные условия (удобная мебель, оптимальный температурный режим, соответствующий световой или музыкальный фон, прохладительные напитки или кофе и т. д.). Однако комфортность не должна быть чрезмерной, ибо это, как правило, расслабляет людей, снижая их творческий потенциал. Для обеспечения непринужденности кресла или стулья рекомендуется расставлять по кругу, что устраняет ощущение наличия «президиума» и «галерки» и приводит к созданию неофициальной обстановки.

В начале данного этапа ведущему следует четко представить и сформулировать для участников сессии выдвинутую для обсуждения проблему, охватив при этом вопросы, связанные с анализом возникшей ситуации, оценкой степени напряженности проблемной ситуации, сущности и квалификации данной проблемы. В результате проведения такой работы у участников «мозговой атаки» создается полное представление о проблеме, и намечаются пути ее разрешения.

После этого необходимо создать в группе хороший эмоциональный фон. Это можно сделать различными приемами (рассказать анекдот, пошутить и т. п.). Одним из наиболее эффективных при этом приемов является «интеллектуальная разминка». При ее проведении участникам в течение 10—20 минут предлагаются для решения различные задачи, позволяющие войти в творческий режим, раскрепоститься, отойти от шаблонов и т. п.

Указанные задачи могут быть разбиты на следующие группы:

1. Логические задачи.

При этом, как правило, используются логические задачи, связанные с принятием решения в зависимости от поведения всех участников заложенной в задачу ситуации.

В качестве примера подобной задачи можно привести задачу «Перья».

Во время битвы индейцы взяли троих пленных. Вождь племени рас порядился привязать их к вкопанным в землю столбам: одного за другим, глазами в затылок (так, что последний видел двоих пленников, средний — одного, а передний не видел ни одного из своих товарищей).

Вождь сказал: «Я помилую вас и отпущу на свободу, если вы решите следующую задачу. У меня в руках пять орлиных перьев: три черных и два белых. Каждому из вас воткнут в волосы по одному перу, но так, чтобы вы не знали, какое именно. Два пера останутся у меня, но вы их также не увидите».

Пленникам завязали глаза, воткнули перья.

— Вы будете освобождены, — продолжил вождь, после того как пленникам развязали глаза, — если хотя бы один из вас угадает, какое перо у него в волосах. Разговоры запрещены.

Наступило продолжительное молчание. Наконец первый пленник, тот, кто не видел ни одного из своих товарищей, уверенно назвал цвет пера в своих волосах и оказался прав. Какое перо у него было и благодаря каким рассуждениям пленник смог решить задачу?

2. Шуточно-бытовые задачи.

В качестве примера можно назвать следующие задачи:

а) Как взвесить кота, если он не «хочет» взвешиваться?

б) Собака Вашего соседа для сокращения пути ходит через Вашу

любимую клумбу. Что надо сделать (решение должно быть гуманным),

чтобы это прекратить?

3. Задачи на развитие фантазии.

Задачи данного типа содержат постановку заведомо нереальной ситуации. Например:

Необходимо написать объявление о продаже:

сломанной отвертки для домашней хозяйки;

купальных костюмов жителям Крайнего Севера;

спиннинга — жителям пустыни;

спасательного круга жителям высокогорного аула на Кавказе.

К этому же типу можно отнести задачи, в которых необходимо закончить крылатое, оригинальное выражение. Например: «Ваш ум, как парашют. Он бесполезен, пока не открыт»

а) «Жизнь, как книга . »;

б) «Любовь, как бабушкины очки . »;

в) «Настроение, как чайник . »;

г) «Работа, как рыбалка . »;

д) «Начальник, как погода . »;

е) «Подчиненный, как птица . »;

ж) «Коллектив, как семья . ».

4. Синтетические задачи.

Содержание этих задач во многом напоминают подход, отмеченный при рассмотрении правил метода «мозговой атаки» (правило 15). Пример такой задачи:

Придумайте как можно больше способов совместного использования таких предметов, как:

волейбольный мяч и стальная пружина; стиральная доска и гаечный ключ; простыня, две палки и велосипед.

5. Задачи на нестандартное использование предметов.

В этих задачах дается несколько предметов, но решить поставленную задачу можно только с помощью одного из них. Например:

Задание — разжечь костер, имея пять предметов: авторучку, лампочку, нож, часы, шляпу.

В задачах данного типа необходимо найти ассоциации между двумя совершенно далекими друг от друга предметами.

Что общего между мухомором и самокатом?

стаканом и собакой?

7. Обратные задачи.

Здесь участникам дается результат уже решенной задачи (в том числе и методом «мозговая атака»), и необходимо определить, с какой целью это было сделано. В качестве примера можно назвать следующую задачу:

С какой целью были изобретены контактные линзы для куриц?

После «разминки» группа ^«мозговой атаки» приступает к разрешению стоящей перед ней проблемы.

Ведущий ставит перед участниками сессии цель-минимум, которую нужно достичь. При этом ведущий должен избегать излишней конкретизации и детализации, а также упоминаний о возможных известных подходах к решению подобных проблем, чтобы не навязать участникам свое видение путей ее разрешения.

Чтобы не нервировать и не отвлекать участников группы, запись всех предложений рекомендуется производить на скрытый магнитофон.

Участники должны соблюдать правила «мозговой атаки» и ни в коем случае не обращаться к ведущему за поддержкой, так как он все равно до окончания сессии не имеет права на публичную оценку.

Ведущий должен находиться в «тени», в общем кругу, не вмешиваясь в ход обсуждения. Однако, как и любой участник, он может выдвигать свои идеи (как правило, ему целесообразно это делать в тот момент, когда поток идей начинает иссякать или участники «зациклились» на том или ином варианте).

В этом случае он должен дать новый импульс к генерации идей, вовремя «подтолкнуть» группу к новым путям решения.

Для эффективной групповой работы по выработке решений может также оказаться целесообразным создание на этапе генерации идей подгрупп, которые работают над одной и той же проблемой, предлагая альтернативные варианты решений.

После окончания сессии все высказывания расшифровываются, переносятся на бумагу (без указания авторства, чтобы избежать на последующем этапе влияния «фактора предвзятости»), группируются и направляются в группу аналитиков.

Андрей Кончаловский о фильме про расстрел в Новочеркасске: "На площади с плакатами выходят безумцы"

Андрей Кончаловский снял фильм о расстреле бастующих рабочих в советском Новочеркасске. Картина, посвященная историческим событиями 1962 года, оказалась сверхактуальной на фоне происходящего в Беларуси, где рабочие выступили против режима. Корреспондент Би-би-си поговорил с режиссером о том, почему тот снял кино о протестах на деньги Усманова и российского минкульта.

События в Новочеркасске 1962 года - один из немногих протестов времен доперестроечного СССР, когда советской власти противостояли не диссиденты и интеллигенция, а пролетариат, который партийные идеологи называли "гегемоном революции".

Началось все с решения союзного правительства повысить розничные цены на мясо и сливочное масло, что в газетах подавалось как "просьба всех трудящихся". Это решение было негативно воспринято рабочими Новочеркасского электровозостроительного завода, которые и без того были недовольны трудовыми расценками.

1 июня на заводе началась забастовка - невиданное событие для Советской России. Протестующие перекрыли железнодорожную магистраль, которая связывала юг страны с центром РСФСР, остановили поезд, разбили стекла в вагонах.

На следующий день они пошли маршем к зданию горкома с портретами Ленина, по дороге к электровозостроителям присоединились рабочие других заводов и жители Новочеркасска. Всего - несколько тысяч человек. В город прибыла правительственная комиссия ЦК КПСС, в том числе член президиума ЦК Анастас Микоян.

В итоге демонстрация была расстреляна, причем есть разные версии того, кто это сделал - солдаты, которых бросили на охрану государственных объектов, или же некие "снайперы КГБ". Двадцать шесть человек погибли, 87 - ранены. Погибшие были захоронены в безымянных могилах.

Подробности новочеркасских событий, засекреченные в советское время, стали известны только во время перестройки.

В сентябре 2019 года Андрей Кончаловский начал съемки фильма "Дорогие товарищи", посвященного событиям в Новочеркасске. Генеральным продюсером и основным спонсором выступил предприниматель Алишер Усманов, в российском министерстве культуры ранее оценивали бюджет картины в 150 млн рублей. Часть денег выделил Фонд кино.

Главная героиня - партработница и идейная сталинистка, оказавшаяся в центре протестов против режима, которому она предана. Премьера фильма состоится на Венецианском кинофестивале 7 сентября.

Би-би-си: Вы помните, что вы делали в июне 1962 года, когда произошли события в Новочеркасске?

Андрей Кончаловский: Я был студентом ВГИКа, и мой студенческий короткометражный фильм получил премию в Венеции. Это было для меня потрясением. Мне сказали, что не могут оформить меня в делегацию, но могут оформить в группу советских кинематографических туристов, которые едут на фестиваль. И я жил ожиданием этой поездки.

О событиях в Новочеркасске никто, естественно, ничего не знал. И узнали мы как-то шепотом, кто-то сказал, что что-то такое произошло там. Я, честно говоря, даже не знал, где Новочеркасск - ну, где-то там на юге.

Би-би-си: А если бы информация просочилась, то какой была бы реакция общества? Были бы протесты леволиберальной интеллигенции, как спустя несколько лет, когда были введены танки в Чехословакию?

А.К.: Леволиберальная интеллигенция сидит на кухне и перебирает косточки себе и своим коллегам. А на площади с плакатами выходят безумцы. В том обществе они не характеризовались иначе, как безумцы.

Я помню, как мы с [Андреем] Тарковским чуть позже сидели на каком-то пленуме кинематографистов, и я сказал ему: "Представь себе, что я сейчас выйду на трибуну и скажу: "Меня все устраивает в этой стране, но у меня есть одно сомнение в отношении культурной политики нашей партии". Вот такая невинная фраза, но я понимал, что она закончит мою карьеру в это время.

То общество было сковано общим страхом перед системой, и этот страх выражался в том, что те люди, которые могли выйти, назывались беспредельщиками.

Би-би-си: В вашем фильме их называют "хулиганьем".

А.К.: И до сих пор называют.

Би-би-си: А те, кто вышел в Новочеркасске, они тоже безумцы?

А.К.: Да, это, конечно, безумцы. Но любая демонстрация такого рода является уже следствием какой-то невыносимости состояния, определенного предела, за которым человеку уже безразличны непосредственные опасности.

Меня многие люди сейчас спрашивают: "Как это [происходящее в фильме] современно!" А мне как-то неинтересно об этом говорить, потому что актуальность моего фильма - и всех моих фильмов - это то, что волнует [человека]. Если вас волнует, значит, это актуально.

"Главная задача власти - удержать ее"

Би-би-си: Премьера фильма пройдет на Венецианском кинофестивале. И сравнения с событиями в Беларуси, безусловно, будут, потому что в целом есть сходство: режим декларирует свою пролетарскую направленность, но потом сам пролетариат разворачивается против него. И что вы будете отвечать тем, кто будет спрашивать вас про такое сходство?

Автор фото, ETTORE FERRARI/EPA/TASS

Главную роль в "Дорогих товарищах" сыграла жена Кончаловского Юлия Высоцкая

А.К.: Я не могу ничего ответить на это. Так совпало. В моих работах я стараюсь понять глубинные причинно-следственные связи человеческого существования. Тут мне показалось, что это трагедия, похожая на "Антигону". Когда какие-то вещи совпадают, они могут играть решительную роль. Но это уже помимо моей воли.

Би-би-си: В фильме восставшие показаны безлико, как единая толпа, как фон для того, чтобы показать действия власти. Я воспринял этот фильм как фильм о реакции власти на протест. Я правильно понимаю?

А.К.: Да. Только определение "фон" - не совсем правильное. Судьба - это фон. Непреодолимой силы обстоятельства - это фон, а реакция людей - это действие. Эта толпа - как фатум, это как судьба, как событие исторического масштаба. А на микроплане - реакция этих персонажей, этих героев. Это люди, которые служат определенной идее, а моя героиня - человек кристальной чистоты с фанатической верой в людей, которая оправдывает ее жизнь.

Герой моего фильма "Рай" - аристократ, идеалист, играет Брамса. И при этом он - фанатичный нацист. Эта амбивалентность характера делает его трагическим. И когда я делал "Дорогих товарищей", я подумал, что было бы интересно сделать зеркальное отражение того фильма, перенести этот конфликт в советскую реальность. И так получились "Дорогие товарищи".

Би-би-си: Концентрируясь на реакции власти, вы по сути показали, как нынешняя российская власть реагирует на протесты. В фильме есть все составляющие этой реакции: протестующие - "хулиганье", его инспирировали "голоса" и "ЦРУ", и главная задача - как сделать так, чтобы о протесте никто не узнал ни в стране, ни на Западе. И никто не думает о том, что этот протест имеет некую основу. Так было в случае с московскими протестами, с Болотной.

А.К.: Главная задача власти - удержать ее. Поскольку любое общество, в том числе демократическое, - это власть одного класса над другим, то это происходит не только в Советском Союзе, но и в России, и во Франции, и в Англии, и во всех других странах. То, что сейчас происходит в Америке, это скрыто, но то же самое. Добровольно выходят только безумцы, которые верят в идеалы.

Би-би-си: Но, работая над фильмом, вы держали в голове, что российские власти сейчас реагируют на протесты именно так - с высокой долей конспирологической подозрительности и жестокости?

А.К.: События в фильме происходят согласно тому, как они описаны в официальном расследовании. В 1991 году военная прокуратура министерства обороны провела очень серьезное расследование. Почему военная прокуратура министерства обороны?

В 1962 году был дан приказ раздать боеприпасы солдатам. Зачем? Чтобы потом сказать, что солдаты убили людей. А на самом деле под прикрытием этих выстрелов с крыш стреляли снайперы КГБ. Операция называлась "Фестиваль". То же самое мы наблюдали на Майдане: там были наняты люди, которые стреляли или для того, чтобы спровоцировать что-то, или дать логику дальнейшим событиям.

Но это не самое главное, у меня не детектив и не триллер. В центре фильма - эволюция главного характера, он очень близок к Павлу Корчагину, или "Матери" Горького, или Максиму. Но у нее [героини фильма] происходит разрыв между убеждениями и тем, что она видит.

Би-би-си: Вы упоминали материалы расследования. Я правильно понимаю, что вы стремились к максимальной исторической точности - в быте, в костюмах?

А.К.: Мало того: у меня полфильма - это стенограммы. Я ничего не писал, а просто взял их: стенограмма заседания парткома, стенограмма заседания правительственной комиссии. Я когда написал, думал: "Неужели это будет интересно смотреть?"

Би-би-си: Возможно, по этой причине ваш фильм будет воспринят очень современно: реакция власти показана с документальной точностью.

А.К.: Есть одна разница. Правительство Хрущева было очень озабочено, чтобы информация о забастовке и расстреле никуда не просочилась. Они наложили абсолютный запрет на это.

Мало того: были взяты более 100 тысяч подписок о неразглашении государственной тайны, вплоть до расстрела. Это изменило поведение людей, которые были свидетелями событий: они молчали вплоть до 1989 года, боялись вспомнить об этом.

Это другое, чем сегодня: сегодня люди все узнают немедленно, и это меняет динамику многих [протестных] движений.

Би-би-си: В Беларуси правительство пыталось скрыть то, что происходило в изоляторе на Окрестина. Я смотрел фильм в день, когда российские власти не отпускали Алексея Навального на лечение за границу, и врачи путанно объясняли, что с ним случилось. У вас показано, как тайно хоронят погибших протестующих, а знание о месте захоронения приравнено к государственной тайне. Ситуация опять похожая: пусть времена и изменились, но государство все равно пытается скрыть информацию.

А.К.: Попытка скрывать всегда есть - в любой стране.

Другой вопрос, как, например, люди относятся к Лукашенко в стране и получится ли у Лукашенко оседлать необъезженную лошадь. Ее можно оседлать, и может быть, из этого есть какой-то иной выход, нежели хаос. Потому что любое разрушение приводит сразу к хаосу, и это видно по Советскому Союзу - как он разрушился и что из этого получилось.

Этот же хаос мы видим на Украине. Мы же не видим структурированного, упорядоченного общества, где все счастливы. Мы этого не видим и вряд ли увидим.

Но я вообще не образован в политике и не хочу этим заниматься. Моя профессия позволяет мне выражать более общие вещи, которые тоже важны. Мне интересны неписанные законы человечества.

"Я сам, лично, - эта девочка"

Би-би-си: "Дорогие товарищи" - черно-белый фильм, и он очень созвучен оттепельному кино, которое также было черно-белым. В "Заставе Ильича" Хуциева молодые герои ведут смелые разговоры о том, как они будут строить социализм с человеческим лицом, о разоблачении культа личности Сталина. И мне показалось, что дочь главной героини, которая участвует в протестах, - она оттуда, из оттепельного кино.

верхние опоры передних амортизаторов, Passat B3 / Golf II / Golf III( до 1994 года)

Между кузовом и верхней чашкой может быть зазор, но не такой большой, что бы пролезали пальцы руки.

1

Немного о конструкции верхних опор: старая (с 1984 по 1993 года) представляет из себя две железные втулки, сваренные между собой резиной. Во внутреннюю впрессовывается поворотный подшипник,


к которому спецгайкой прикручивается шток амортизатора. При поворотах руля меняется угол наклона стойки (относительно кузова).


Верхняя опора-это верхняя точка крепления стойки (амортизатор + пружина) к кузову. И подвижность этой точки достигается за счёт резиновой массы. Со временем под тяжестью кузова опора «проседает»,внутренняя втулка поднимается вверх.

сравнение

При этом машина проседает. Но самое главное-опора перестаёт был эластичной и подвижной, и при поворотах руля шток амортизатора начинает выламывать подшипник из посадочного гнезда.

подшипник выламывает

К сожалению, в данный момент ни один производитель не делает верхних опор старого образца в приличном качестве, что бы хватило на пару лет. Даже BOGE и Лемфёрдер. Месяца через три можно наблюдать такой же большой зазор, что и был.

большой зазор

А то ещё и резина просто разрывается и торчит кусками.

Как альтернативу (если нет желания или необходимости менять пружины) я предлагаю замену опоры, на которые VAG перешел в 1994 году(хотя на версии с моторами VR6 они ставились и раньше), от G3 и В4, отличающиеся конструктивно . И сами резинки ставлю от Шарана, внешне и конструктивно точно такие же, но почему то стоят дешевле, чем пассатовские.

Для описываемого ап-грейта требуется следующий набор (всех наименований по 2 шт):

Выглядит этот набор так:

IMG_8043

Обращаю внимание, что чашка вовсе не от В4. Там верхний виток пружины существенно меньше диаметром. А эта чашка, судя по ETKA, используемая в подвесках HD, и на Пассатах с мотором VR6, получается нужным нам переходником между пружиной старого образца и опорой нового.

Для сравнения: простая чашка и чашка HD:

чашки пружин

обратите внимание, изменилась не только форма чашки и рабочая поверхность, упор для подшипника, но и диаметр отверстия. Теперь чашка не притягивается к штоку, а шток проходит сквозь неё. Учтите это при сборке

Что нам даёт подобный ап-грейт? В новой конструкции опора и подшипник друг от друга уже не столь зависят, и даже естественное проседание резины не служит поводом для быстрого выхода из строя подшипника. Сам подшипник имеет бОльшие размеры, что так же увеличивает его ресурс.

Конечно, есть более дешевые колхозные методы, например, рассверлить отверстие в старой чашке, и просто сверху положить подшипник.


Подготовка к замене:

-если у вас нет пневмоинструмента, рекомендую подъехать к любому шиномонтажу и их гайковёртом стронуть верхнюю гайку. Оригинальная гайка на 21, используйте головку для свечного ключа, лучше иметь с собой. Наживить затем её можно «от руки», на безопасность во время доезда к месту ремонта это никак не скажется.

Процедура замены:

-очищаете болты крепления стойки к поворотному кулаку, желательно полить «жидким ключём»

4

-гайки затянуты большим усилием, так что стронуть их можно только большим воротком

5

-откручиваете гайки, вынимаете болты.

6

-при наличии системы ABS, отсоединяете от корпуса стойки провода к датчику

-потянув на себя поворотный кулак отсоединяете его от стойки

7

-откручиваете верхнюю гайку, при отсутствии гайковёрта – накидным ключом, удерживая штоке шестигранником

8

-вынимаете выпавшую стойку

-зажимаете в тиски, надеваете стяжки пружин, сжимаете до тех пор,пока чашка не начинает свободно двигаться.


-верхняя обойма притянута специальной гайкой. Добраться до неё легче, предварительно сбив саму опору с подшипника

10

-специальный ключом откручиваете гайку,

11

удерживая шток от вращения шестигранником

12

-снимаете гайку, подшипник, чашку под пружину, и обязательно -шайбу, которая под ней (обратно не ставится! )

13

-если у вас масляный амортизатор, шток амортизатора будет норовить уползти вниз. Что бы этого не произошло, удерживая шток в верхнем положении, проденьте отбойник до конца вниз. Если он ещё в хорошем состоянии, то будет удерживать шток.

14

-собираем в обратной последовательности:

-чашка (следим, что бы выступающий носик прижимался к концу витка пружины)

IMG_8044

15

-так же обращаем внимание на то, что бы чашка села на сам шток

IMG_8045

то есть без пружины это должно выглядеть так:

IMG_8052

-поворотный подшипник кладём«ребрами» вниз

IMG_8046

IMG_8047

IMG_8048

Кстати, гайка специальная, с буртиками, которая облегчает монтаж конструкции.

gayka

Но можно подобрать и простую гайку с соответствующей резьбой

-Затягивая гайку, контролируйте, что бы подшипник не уползал с рабочей поверхности на чашке.

IMG_8049

IMG_8051

-вставляете стойку в кузов, надеваете страхующую чашку и наживляете гайку. Затягивать сразу её не надо

IMG_8055

-соединяете стойку и поворотный кулак, вставляете болты

IMG_8056
IMG_8058

-перед тем, как делать затяжку, пошевелите стойку относительно поворотного кулака, от и на себя, найдите среднее положение, в нём и затягивайте.

-и только поставив машину на колёса, затягивайте верхнюю гайку.

IMG_8060

-перед тем, как ехать на регулировку развал/схождения, рекомендую проехать километров 50.

У этой конструкции есть ещё один плюс: если вас не устраивает высота кузова, можно его слегка приподнять безо всякого колхоза, используя заводские проставки

IMAG4196

они бывают двух размеров: 10 и 20 мм. Первые устанавливались в Golf IV, официально продаваемых в России, вторые в Шкодах.

Ставятся они между поворотным подшипником и верхней чашкой пружины.

Но не используйте их без реальной необходимости, так как при этом меняется и рабочий ход штока амортизатора, что несколько снижает его ресурс

к 2015 году цена переходной чашки так подросла, что стоимость процедуры, описанной в статье, стала очень высокой для машин 90-хгодов:-( Поэтому вполне возможно, что дешевле будет купить новую пружину с узким витком, к ней чашку 1J0 412 341, или дешевый аналог

Тетя Света купила дуршлаг. Шурик уронил стакан

Кто нарисован справа от лошади? - между лошадью и кошкой? - между лаской и собакой? - и т. д.

Какое животное тут лишнее? Почему?

Каких еще домашних животных ты знаешь? А каких еще диких животных ты знаешь?

б) Посмотри на картинки с посудой. Чем отличаются чашка и кастрюля? (Ребенок должен назвать различия во внешнем виде, в назначении предметов, в принадлежности к разным видам посуды.) А чем похожи чашка и кастрюля?

Теперь не смотри на картинки, а просто подумай и скажи, что общего между стаканом и шумовкой.

3. Выучить наизусть, назвать слова сначала со звуком [ш], потом со зуком (с].

Как у нашего кота Козлятушки, дитятушкн.

Шубка очень хороша, Ваша мать пришла,

Как у котика усы Молочка принесла.

Удивительной красы. Ела я трапу шелковую,

Пила воду студеную.

Вспомни и назови слова, в которых первый звук [ш], . [с|.

Вспомни и назови слова, в которых последний звук [ш], . |с].

Вспомни и назови слова, в середине которых есть звук [ш], . |с]. _

Выучить наизусть и рассказать чистоговорки (зад. Ill-UK ж) на стр. 64).

2. а) Раскрась средние прямоугольники голубым карандашом.

6) Раскрась левые прямоугольники зеленым карандашом.

в.) Раскрась правые прямоугольники синим карандашом.

1. а) Малыш Боря учится ходить. Боря часто падает и кричит:

Целый день в доме только и слышно:

Как кричит Боря, когда падает?

БУХ- какой первый звук в этом слове"

Как звали малыша? Какой первый звук в слове БОРЯ?

б) Назови, что нарисовано рядом с буквами.

Какой звук есть и в слове БАНАН,и в слове КЛУБОК,и в слове ШУБА?

в) В начале, в конце или в середине звук [б] в слове БАНАН? - КЛУБОК? - БЫК? -ШУБА? - БУСЫ? - РАБОТА?

2. Когда мы произносим звук [б], губы смыкаются и размыкаются.

Произнеси: Б!

Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [б].

Гласный или согласный звук [б]?

Звонкий или глухой этот звук?

Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?

1. Ты уже знаешь, что буквы бывают большие и маленькие. Буква Б большая и буква б маленькая -

совсем разные. Укажите на буквы вверху страницы.

2. Сначала о большой букве Б поговорим. Укажите на большую букву Б вверху страницы.

Напиши большую букву Б в воздухе.

3. Нарисуй палочку (вертикальную). Давай превратим ее в букву Б. Справа или слева от палочки ты начнешь писать?

Напиши букву Б.

4. Аналогичная работа со строчной буквой б: первый этап написания - овальчик, второй -

«узенький листик».

5. Покажи буквы Б, которые написаны правильно. Почему ты так думаешь?

6. Напиши по целой строке букв, сначала Б большие, а потом маленькие.

б) Выполните зад. (а) со слогами бо, бу, бы.

2. а) В книгах, которые читают взрослые и умеющие читать дети, все буквы одинакового цвета.

Чаще всего черные.

Ты уже немножко умеешь читать, и начиная с этой страницы почти все слоги и слова в этой книжке будут черными.

А вот писать будем пока по-старому: гласные красной ручкой, согласные черной. Это чтобы ошибок в школе не делать.

б) Прочитай слоги с буквой Б.

в) Прочитай слоги (на форзаце).

Составление графической схемы слова, письмо слогов и слов под линиями и кружками схемы - вспомогательные гредства в обучении слоговому и звуковому анализу. Если ребенок на слух определяет последовательность звуков и слогов в словах (а это является целью обучения), то необходимости в постоянном использовании сказанных средств нет. К данным средствам следует обращаться лишь в тех случаях, когда у ребенка возникают -трудности в определении последовательности звуков и слогов в слове.

I. а) Назови, что нарисовано на картинках. Назови все звуки в слове по порядку,

б) Назови гласные звуки в слове БУСЫ.Сколько Сколько всего звуков в слове БУСЫ?

слогов в этом слове? Почему? в) Выполните зад. (б) со словами ВОТЫ, БАБА,

Назови первый слог слова. Назови второй слог. ШУБА, БЫК.

Сколько звуков в первом слоге? А сколько г) Вспомни и назови любые слова, в которых четыре

звуков во втором слоге? звука.

Назови согласные звуки в слове БУСЫ.

2 Прочитай слова.

: а) Какой слог - ба или бу - надо написать вместо точек, чтобы получилось слово-название одежды?

Какой слог - ба или бу - надо написать вместо точек, чтобы получилось слово-название украшения?

б) Какие слова можно составить из этих букв?

4 Напиши: бык; баба; шуба; бусы; боты.

1. а) Назови, что нарисовано на картинках. б) Назови гласные звуки в слове БАТОН.

Далее - выполните зад. IV-1(6) со словом БАТОН.

б) Аналогичная работа со словами БАНАН, БУЛКА, БАНКА.

2. Прочитай слова.

3. а) Покажи на картинке кабана. Кабан - кто это? (Дикое животное, зверь.) б) Прочитай слова под картинками.

Что интересного ты заметил в этих словах?

в) Какое слово получится, если сначала сказать слог ка, потом слог бан?

А какое слово получится, если сначала сказать слог бан, потом слог ка?

г) Какие слова можно составить из этих слогов?

4. Напиши: банан; батон; банка; кабан; булка.

т. д.) Сколько тут банок?

б) Прочитай, потом спиши, что написано под картинкой. Постарайся, пожалуйста, запомнить, как правильно говорить.

В русском языке очень много слов, которые пишутся не так, как слышатся.

Мы уже читали такие слова: в начале слова ОКНО мы произносим и слышим

звук [а], пишем же - букву О. (Прочитать слово ОКНО на стр. 43.)

В слове КОТЫ после звука [к] мы говорим и слышим звук fa], пишем же -

букву О. (Прочитать слово КОТЫ на стр. 46.)

В слове БАНОК после звука [н] мы говорим и слышим звук [а], пишем же - букву О.

Постарайся, пожалуйста, запомнить, как писать такие слова.

Сегодня мы еще одно такое «трудное» слово будем читать и писать.

Прочитай, что написано под картинкой.

В слове СОБАКА после звука [с] мы говорим и слышим звук [а], но

Спиши слово СОБАКА. Запомни, пожалуйста, как надо писать это слово.

1. а) Назови, кто нарисован на картинке.

б) Сколько слогов в слове БАБУШКА? Как ты узнал? Назови гласные звуки в этом слове. Назови второй слог, . первый, . третий. Сколько звуков в первом слоге? - во втором? - в третьем? Какой слог надо написать вместо точек? Назови согласные звуки в слове БАБУШКА. Какой звук в этом слове после звука [у]? - [ш]? - [к]? Назови все звуки в слове БАБУШКА по порядку.

2. Прочитай слово.

3. Напиши: бабушка

1.а) Повтори: КЛУ. Назови все звуки по порядку в этом слоге.

б) Выполните зад. (а) со слогами кло, кла, клы.

з) Напиши: кла; кло; клу; клы.

г) Прочитай слоги.

2. а)Сколько слогов в слове КЛУБОК? Почему?

Далее - выполните зад. VI-2(6) на стр. 59 со словом КЛУБОК.

Взрослый раскрашивает клубки в следующей последовательности: красный --

Какие буквы надо написать вместо точек?

3. Прочитай слово.

4. Напиши: клубок.

5. Покажи желтый клубок. Какой это клубок? (Ответ ребенка: это желтый клубок. Здесь и далее взрослый

контролирует употребление звука [ы] в окончаниях прилагательных.)

Покажи клубок, который справа от желтого. Какой это клубок?

Покажи клубок, который слева от желтого. Какой это клубок?

.1)а) Называй каждую картинку и рассказывай, в начале, в конце или в середине слова-названия звук [6]

(яблоко, кабачок, абрикос, банан). ')

Какая картинка тут лишняя? Почему?

Какие фрукты ты еще знаешь? Где растут фрукты?

А какие овощи ты еще знаешь? Где растут овощи?

в) Что нарисовано между яблоком и абрикосом? - между кабачком и бананом? - слева от кабачка? -

справа от абрикоса?

2. Выучить наизусть. Назвать слова со звуком [б].

У быка бока крутые. У нашей Мэри есть баран,

У быка рога витые. Собаки он верней.

У быка большие ноги. В грозу, и в бурю, и в туман

У быка характер строгий. Баран бредет за ней.

(Е. Карганова) (С. Маршак)

3. Вспомни и назови слова, в которых есть звук [6]. Называй слово и рассказывай, в начале или в середине его звук 16].

X.Нарисуй и раскрась, как я. (Квадратик в центре оранжевого цвета, все остальное - синего.)

1. а) Какой первый звук в слове БОЛЬНО?Л какой первый звук в слове ПОЛКА?

б) Гласные или согласные звуки [б] и [п]?

в) Повтори: Б, П. Какой из этих согласных звуков звонкий, а какой глухой?

2. а) Напиши букву Б. Напиши букву П.

б) Напиши букву Б, когда услышишь звук [6]; напиши букву П, когда услышишь звук [п]: б, п, п, б.

1. а) Прочитай слоги с буквами Би П.

6) Покажи слог бо; па и т. д.

2. а) Напиши букву Б, когда услышишь в слоге звук [6]; напиши букву П, когда услышишь в слоге звук [п]: ба,

по, бу, бо и т. д. б) Запомни и напиши два слога: ба-па, . пу-бу, . бы-пы.

1. а) Покажи, где нарисован папа и где нарисована баба. Назови каждую картинку.

Что такое снежная баба? (Фигура из снега, скульптура из снега.) А папа - это кто? (Папа - это человек.)

б) Какой первый звук в слове БАБА?А какой первый звук в слове ПАПА?

в) Назови все звуки по порядку в слове БАБА, . ПАПА.

г) Взрослый закрывает слова между картинками. Какие буквы нужно написать вместо точек?

д) Прочитай слово (между картинками), покажи картинку, которая к нему подходит.

е) Прочитай оба слова. Покажи слово ПАПА, . БАБА.

ж) Нарисуй снежную бабу, . папу. Напиши под рисунками, кого или что ты нарисовал.

з) Напиши слово БАБА, . ПАПА.

Маленького Борю кормит .

У Паши на картинке снежная.

2. Выполните зад. 1 со словами БОТЫ - ПОЛ, БАНКА- ПАЛКА, БУЛКА- ПУШКА.

Предложения задании <<Договори» написаны под соответствующими картинками.

У бабушки резиновые .

Дядя Боря красит .

С полки упала стеклянная .

У Бори деревянная .

У Бори игрушечная железная .

3. Запомни и напиши два слова: баба - папа, . боты - пол, . банка - палка, . булка - пушка.

4. Напиши букву Б , когда услышишь в слове звук [б]; напиши букву П, когда услышишь в слове звук [п]:бочка,

Объясните что такое полиморфизм простыми словами ?

Да ладно, парни. Ну хватит уже, к чему такие сложности? Берём и читаем. Вообще совсем не обязательно читать про архитектуру и абстракции именно по своему языку, хотя javascript в этом плане родился уродом.

Ок. Полиморфизм ни в коем случае нельзя рассматривать отдельно от других фундаментальных понятий - абстракция, инкапсуляция и наследование. Объект и подобные прилагаются из аксиом (хотя это-то тоже аксиомы).

Собственно, представим себе рядом стакан, кружку, чайник, кофемашину, велосипед и скейт. Что между ними всеми общего? Ну как минимум то, что они есть. То есть это - объекты, которые были созданы. Но как они были созданы? Скорее всего на заводе производителя по чертежам. Ок, чертежём назовём конструктор. Ну а класс? А что это такое? А его нет в нашей вселенной - эта сущность есть абстракция, что живёт лишь в наших мыслях. В реальном мире её нет и никогда не будет, такова уж физика - ей по барабану, что птицы и млекопитающие имеют дальних родственников - она лишь обеспечивает возможность естесственного отбора. А уж родственников друг другу находим мы, люди.

С объектами и классами разобрались, а что же там с нашими стаканами и велосипедами. Мы уже поняли, что всё это объект, то есть грубо можно все объекты наследовать от какого-нибудь суперпредка, суперкласса, что и реализовано в некоторых языках. Но что другого общего между скейтом и стаканом, например? Конечно, можно углубляться и считать, что они все из молекул, и они все из твёрдых веществ. Однако это всё бред и СПГС, так что ответ прост - да ничего. То есть это совершенно разные объекты с совершенно разным функционалом. Более того - естесственно компьютерные модели и иерархии будут сильно отличатся от физик и химий. И это нормально, вопрос об адекватностях моделей ставиться лишь когда модель неадекватна, а до тех пор пилить можно что угодно, лишь бы работало.

Вот. У нас есть супер-предок Object, от которого дефолтно наследуются все объекты. Допустим, то что объекты состоят из атомов и есть то, что наследуют все объекты. Но все дополнения и правки - полиморфизм. Так, из атомов мы слепили колёса и приделали на доску - ок, это скейт. На него можно встать и катиться, а сильно извернувшись и полетать в трёх метрах над землёй, прямо таки излучая своё яркое эго. В то время как стакан - это мы слепили из атомов плотную ёмкость, из которой вода не выливается под действием силы тяжести. И прямое применение стакана - налив воды опрокинуть его над ртом, чтобы вода вытекла прямо в желудок. Так делают настоящие пацаны, не заботясь об икоте или страхе утонуть, так что вот - полиморфизм.

Однако что с остальным? У нас ещё абстракция, инкапсуляция и наследование. Ок, начнём с наследования, так оно наиболее близко. Вот что у нас общего между стаканом и кружкой? Ну в оба можно налить воду, но у кружки есть ручка чтобы держаться. То есть можно придумать некий общий класс - ёмкость. Однако что это за класс? Можно например за этот класс взять стакан, тогда все ёмкости по дефолту стаканы, а всё остальное - видоизменённые стаканы. Но кому-то больше нравяться кувшины, например некоторые чики насят их на голове, считая что это удобно. Ну и пусть носят, но как-то же решить надо, что главнее и идеальнее. Так вот - недостяжимый идеал и есть главный - это называется абстрактный класс. То есть ёмкость, что невозможно создать, для которого нет полного чертежа. А все чертежи, что дополнили до полного - есть наследованные классы от класса ёмкость.

Тут мы подошли к абстракции. Вот такое иерархическое наследование приводит нас к, возможно главной, идее ООП. Вот мы взяли и выделили всё, куда можно налить воду в отдельный класс, нарисовали общий чертёж, но специально не доделали его, оставив зазор для будущих творцов, и назвали чертёж - ёмкость. Тысячи лет изобретатили всех миров создают свои ёмкости, одна лучше другой. Для разных людей - по разному, конечно. Но каждый раз группировать молекулы стекла определённым образом - непростая задача. Поэтому ремесленники пошли на хитрость, они создали тайный совет ремесленников мира и решили делиться друг с другом своими наработками. То есть создавать мелкие чертежи и объявлять классом, например, извлистой ручки в форме ленты Мёбиуса, например. Возможно такая ручка удобно только инопланетным существам, но чертёж создан и к нему можно ссылаться при создании своего чертежа. Таким образом мы абстрагируемся от низкоуровневой задачи "формирования ёмкостей посредством перемещения молекул" к "конструированию ёмкости посредством совмещения деталей, элементов". Это и есть абстракция.

Но мы подошли к последнему пункту - инкапсуляция. Она неразрывна с абстракцией, и по сути благодаря ей она и работает. Инкапсуляция - это своеборазный клей (или синяя изолента), которым склеивают разные чертежи в один. То есть совмещение деталей для создания своей - это и есть инкапсуляция. Причём при совмещении мы можем не описывать детали этого совмещения (то есть члены класса могут быть приватными), таким образом помогая абстрагироваться тем, кто этот чертёж использует. Вот посмотрим на чайник - что это такое? Это стакан (или кружка) к которому снизу (а может внутри по середине?) приклеен нагревательный элемент. Пустив по нему ток, согласно инкапсулированному в нагревательный элемент закону Ома, будет выделяться тепло и нагреваться вода. А кофемашина? Это куда более сложное устройство, с множеством насосов, ёмкостей, шлюзов, измельчителей и чайников. И всё склееное клеем. А может синей изолентой. Это снова инкапсуляция.

Таким образом, абстракция невозможна без инкапсуляции и наследовании, как невозможен полиморфизм без, собственно, наследования. Ну а полиморфизм невозможен ещё и без инкапсуляции, которая банально бесполезна без наследования и полиморфизма. Вот такие тут треугольники с пирогами. Жаль только про пирог наврали. И про день рожденье.

Слово между делом

Об авторе: Ольга Валерьевна Кунгурцева – эссеист, культуролог, участник конкурса «Нонконформизм-2014».

нонконформизм, премия, юмор, россия, символ

Начну с самого простого. Что является одним из символов русской бытовой культуры в нашей стране и за ее «буграми»? Правильно. Стакан! Символ, плотно закрепившийся в расхожих оборотах (типа «без стакана не разобраться»), в вокальных жанрах (редкая военная песня из аутентичных обходится без «чарки фронтовой»), в кинематографе (что останется от новогоднего ироничного шедевра, если по рекомендации думцев вырезать из него сюжетообразующую сцену в бане? А об особенностях национальной рыбалки и охоты вообще можно будет забыть), наконец, в анекдотах (любой приведет бездну примеров). Хотя, если верить статистике, французские души населения принимают на грудь в этиловом эквиваленте больше, чем российские. Но стереотип почему-то закрепился именно за русскими.

Впрочем, речь пока не о русских и даже не о россиянах, а об очень древних греках (да простят меня Тиртей, Алкей и Фиест). Греки, как известно, задали на века парадигмы развития чуть ли не всех наук, в частности семиотики – науки о знаковых системах коммуникации (язык, символика, хореография, музыкальная нотация, архитектура, живопись и т.д.). Особо греков интересовал вопрос о совпадении знака и означаемого. Скажу сразу, он имеет ключевое значение для массовой пропаганды новейшего времени. Потому что, во-первых, правд много, а во-вторых, одна и та же правда может быть выражена разными, иногда противоположными формулировками. Проиллюстрирую. Скажите, в вашей квартире есть мебель? Конечно, есть, ответите вы. И будете абсолютно правы. А я скажу, что в вашей квартире мебели нет. И буду точно так же права. Потому что в квартире нет ни одного предмета, который можно было бы назвать просто «мебель». Есть диван, шифоньер, стол, стул… Как материально осязаемые объекты, они, безусловно, есть! Хотя на самом деле и их тоже нет. (Вы еще не сочли меня сумасшедшей? Спасибо). Перейдем к аргументам. Чтобы описать каждый конкретный стол, каждое дерево за окном, каждую собаку, не говоря уже о человеке, понадобится такое количество слов, какое уведет нас в дурную бесконечность. Ведь не только «одна и та же река», в которую «нельзя войти дважды», но и любой из окружающих нас предметов (включая нас с вами) ежесекундно (в реальности с неисчислимо большей частотой) меняет свои параметры. Поэтому попытка описания любой конкретности обречена на провал. На обрыв человеческой коммуникации. Мы, обитатели планеты, лишимся возможности общения, если откажемся от используемых знаковых систем. Или решим (шаг к конфронтации) подвергнуть сомнению их легитимность (общепризнанность). Итак, вывод первый: нередки ситуации, когда люди, придерживающиеся противоположных взглядов, равно правы.

Вернемся к древним грекам. Не знаю, были у них стаканы или нет, но «парадокс истинных стаканов» сформулирован ими. Суть его в том, что если знак и означаемое совпадают, то утверждение об истинности высказываний о стаканах ставит под вопрос истинность самих стаканов. Но это, согласитесь, абсурд. Стаканы, как и мебель, деревья и им подобное, не могут быть истинными или ложными! Напрашивается вывод второй: знак и означаемое неоднозначны. «Береза» как слово – это одно, а береза как конкретное дерево за моим окном – это совсем другое. Впрочем, бог с ней, с «березой», как и с «мебелью» и даже с «человеком». У этих знаков по крайней мере есть телесно ощущаемое означаемое. А как быть с такими понятиями, как «справедливость» (особенно «историческая»), «равенство», «свобода», «счастье», «патриотизм», «предательство», «дружба»… Список длинен. К общему знаменателю термины такого рода приводит отсутствие означаемого объекта. Это обрекает их на никогда не преодолимое разногласие в субъективных толкованиях, легко делает орудием массового зомбирования и поддерживает эффективный пропагандистский прием подмены понятий.

А теперь обратимся к истории Запада. Не надо идеализаций. Почти любая из современных демократических политик стоит по колено в крови. Террор якобинской диктатуры времен Великой французской революции по масштабам вполне сопоставим со сталинским или гитлеровским. Кровавые законы против бродяг и нищих в Великобритании только при Генрихе VII унесли жизни более 70 тыс. человек (для небольшой страны XVI века, согласитесь, цифра впечатляющая). Что уж говорить о США, где европейские политические миссионеры строили «общество свободы и справедливости» на костях и крови аборигенов. Все это так. Но верно и другое. История Запада содержит бездну примеров социальных побед. И речь не только об успешных сражениях на баррикадах. Это крайний вариант, которого, конечно, хотелось бы избежать. Есть более мягкие версии революционных перемен. Европейские города полтораста лет добивались независимости от сеньоров, дравших по праву собственников земель немыслимые оброки со стремительно богатеющих городов. Города победили. Европейские университеты, зарождавшиеся как вольные союзы именитого ученого и его учеников, в глухое Средневековье примерно столько же лет боролись за получение статуса корпорации (в средневековой Европе человек вне корпорации – то же, что сейчас человек без гражданства – бесправен и беззащитен). И таки получили его. Может, именно такой исторический опыт и сформировал у большинства граждан Запада убежденность в том, что при необходимости они смогут повлиять на процесс принятия политических решений. Убежденность, почти напрочь отсутствующую у россиян, уверенных, что бороться с «резиновой стеной» бесполезно.

Перейдем к умам. Точнее – к умонастроениям. Откуда взялась столь опасно (хоть порой и продуктивно в краткосрочных целях, но стратегически катастрофично) культивируемая всеми российскими режимами смысловая антинонимичность нашей политической культуры? Говоря проще – черно-белая палитра знаков и значений. Она многократно эксплицирована в нашей великой литературе – «Война и мир», «Жизнь и судьба», «Живые и мертвые», «Слово и дело»… Вот и сейчас нас, сограждан (и без того сильно разделенных), настойчиво делят на «своих» и «чужих», на «патриотов» и «предателей». Последние объявляются сторонниками «нацистов». Но, во-первых, понятие «нацизм» в отличие от «бандитизма» и «предательства» довольно четко определено в международном праве благодаря Нюрнбергскому процессу. А во-вторых, если людей, пришедших к власти в Украине называть «нацистами», то к ним же должны быть отнесены все главы государств, поддерживающие эту власть. Включая лидера ФРГ – страны, где до сих пор ДЕЙСТВИЯМИ (а не только СЛОВАМИ) искупается историческая вина перед жертвами нацизма.

Снова к палитре. Ее черно-белая версия является дикурсным отражением традиционной для России модели отношений в оппозиции государство–общество. Государство неизменно доминирует, выступая главным «мотором» развития страны. Общество безмолвствует, почивая в патерналистско-этатистских снах. Есть, правда, отчаянные головы, использующие клиентелистские связи с «государевыми людьми» для реализации своих интересов. Пиковый момент их активности – экономическая приватизация первой половины 1990-х (которые теперь иначе как «лихими» не называют). А я готова аплодировать этим временам! Поверьте, я не пылаю любовью к «олигархам». Но именно благодаря «олигархату» (ныне отчасти подавленному, отчасти репрессированному) появилась хоть какая-то альтернатива правящей группе и вместе с ней надежда на установление столь необходимой России конвенциональной политической конкуренции. (Всего лишь надежда! Ведь использование того же стакана в качестве аргумента никак не может быть сочтено цивилизованной нормой политического диспута.) Сейчас эта надежда похоронена. Центральные ТВ-каналы, хоть и нареченные разными именами, но похожие друг на друга, как единоутробные близнецы, околпачивают население черным официозом.

А что же делать нам, «рядовым гражданам»? Я решительно против этого оборота. Во-первых, если мы – «рядовые», то кто «капралы» и «генерал»? Проекция милитаристских аллюзий на общество – карта все из той же козырной колоды российского политжаргона. К слову, американский президент Эйзенхауэр (сам генерал!) как-то высказался, что война слишком ответственное дело, чтоб доверять ее генералам. (Один из европейских политологов пришел к аналогичному заключению в другой области, сказав, что политика слишком серьезное дело, чтобы ею занимались одни только политики.) К этому мы еще вернемся. А в отношении армии, как и Церкви, ясно – это абсолютно антидемократичные институты. Потому что там и там запрещено думать. А во-вторых и в главных, гражданин – это суверен, источник власти (хоть в нашей политической традиции принято воспринимать его как «электоральное мясо»). Тем не менее «генерал» должен помнить, что получил пост из рук избирателей и что живет за счет ответственных налогоплательщиков. А избиратель, как принципал, в полном праве спросить своего агента, насколько хорошо исполняются доверенные ему полномочия, и в случае неудовлетворяющего ответа в законном порядке отозвать не справившегося с порученным делом представителя, заменив его более легитимным лицом.

Я – на стороне проблемы. Которую надо обсуждать беспристрастно. Это предполагает, во-первых, максимально полное и объективное изложение позиций сторон. Во-вторых, аннигиляцию эмоций. Ведь когда говорят эмоции, разум спит. И чем громче голос эмоций, тем глубже сон разума. А кого «рождает сон разума», мы хорошо знаем (к сожалению, не только из литературы). Ну и, в-третьих, абсолютно необходимо обойтись без «стволов». И дело не только в том, что, «когда разговаривают пушки, музы молчат». Мировая история (в том числе современная) переполнена этническими конфликтами. Одна из особенностей их в том, что они практически нерегулируемы. Хуже этого, каждый новый выход латентного этнического конфликта в фазу открытого противостояния порождает дополнительные причины его обострения в будущем. Особенно если в ходе «регулирования» применена «сила оружия».

Так итоговый-то вывод какой? Их минимум два. Первый: нашей вековой диаде государство–общество жизненно необходимо преобразоваться в триаду государство–гражданское общество–общество. Под обществом здесь понимается частная жизнь граждан, слабо вовлеченных в политику. По поводу весьма спорного понятия «гражданское общество» приведу два красноречивых высказывания. Антонио Грамши, лидер итальянских коммунистов начала ХХ века, сказал, что в периоды социальных бурь гражданское общество выступает цепью казематов и крепостей, сохраняющих минимальный общественный порядок, когда первая линия обороны – государство – прорвана. Покойный генерал Лебедь дал другую оценку. Дескать, гражданское общество – это если не блажь, то роскошь, которую могут позволить себе только тучные страны Запада, но не Россия. Если мы держим сторону генерала, то наше общество в скором будущем ожидает переход в «естественное состояние» – bellum omnium contra omnes.

Итог второй: надо «перья белые свои почистить». От пропагандистского чада и смрада. Иначе говоря, надо научиться делать различие между словом «стакан» и реальным стаканом. Иначе мы так и будем продолжать бездумно глотать тщательно пережеванную «манную кашу» центральных ТВ-новостей, наслаждаться извращенным эскапизмом криминальных сериалов и наивно верить СЛОВАМ, предъявляемым вместо ДЕЛ.

Читайте также: