Что общего цветок осел и тигр

Опубликовано: 17.05.2022

Логопедические игры с детьми дошкольного возраста на примере многофункциональной игры «Необычный цветок»

Игру недаром называют "ведущей" - именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"- отмечал В.А. Сухомлинский.

Дети дошкольного возраста, особенно дети с ОВЗ, способны лучше усвоить материал, если им этот материал будет преподнесён наглядно. В своей практической деятельности я активно использую самостоятельно изготовленную многофункциональную игру «Необычный цветок». Игра состоит из лепестков, вырезанных из картона белого цвета и разноцветных кружочков – это сердцевины цветка. На каждый такой листок наклеена картинка. Картинки на лепестках подобраны на разные лексические темы и определённые звуки. Каждый цветок состоит из 6 лепестков-картинок. Играть можно как одному ребёнку, так и группой. Ребёнку (детям) предлагается сложить цветок и сказать, что общего у всех этих картинок. И наоборот, можно предложить ребёнку (детям) выбрать картинки на определённую тему.

Цель игры: развитие у детей внимания, мышления, фантазии, памяти, речи;
закрепление умения обобщать на основе сходства и различия.

Темы картинок по лексическим темам:

Овощи – капуста, свёкла, помидор, репа, картофель, огурец.

Фрукты – груша, апельсин, банан, лимон, абрикос, слива.

Одежда – шуба, шапка, шарф, носки, платье, варежки.

Домашние животные – овца, кошка, собака, коза, лошадь, телята.

Дикие животные – лев, слон, медведь, верблюд, тигр, олень.

Птицы – грач, цапля, стриж, утка-кряква, ласточка, сорока.

Транспорт – самолёт, вертолёт, легковой автомобиль, автобус, теплоход, грузовик.

Игрушки – юла, мяч, барабан, кукла, машинка, пирамидка.

Насекомые – паук, муравей, муха, комар, божья коровка, шмель.

Посуда – кастрюля, стакан, скалка, нож, сковорода, половник.

Картинки для закрепления звуков:

Ш – машина, шкаф, вишня, черешня, груша, лошадь.

Ж – жук, жираф, ежи, ужи, подснежник, жаба.

Ч – часы, бабочка, колокольчик, пчела, грач, кузнечик.

Щ – щенки, щука, щавель, лещ, ящерица, плащ.

С – сумка, автобус, редис, стакан, совок, весы.

З – забор, заяц, стрекоза, коза, роза, медуза.

Ц – цыплята, синица, овца, огурец, перец, цапля.

Л – лось, осёл, велосипед, лук, волк, белка.

Р – корзина, топор, жираф, сорока, крокодил, виноград.

После того, как ребёнок собрал цветок и назвал обобщающее слово, можно поиграть в словесные игры.

Игра «Один - много» на примере лексической темы «Транспорт».

Взрослый называет существительное в единственном числе, ребёнок называет во множественном числе.

Самолёт – самолёты, вертолёт – вертолёты, автомобиль – автомобили, автобус – автобусы, теплоход – теплоходы, грузовик – грузовики.

Игра «Назови ласково» на примере лексической темы «Фрукты»

Взрослый называет слово и спрашивает ребёнка: как назовём ласково?

Груша – грушенька, апельсин – апельсинчик, банан – бананчик, лимон – лимончик, абрикос – абрикосик, слива – сливка.

Рис. 1

Рис. 2

Другой вариант – игра «Большой - маленький».

Взрослый называет большой предмет, ребёнок называет маленький предмет.

Самолёт – самолётик, вертолёт – вертолётик, самосвал – самосвалик.

Игра «Есть – нет» на примере лексической темы «Одежда».

Взрослый говорит, что у него есть, ребёнок говорит, чего у него нет.

У меня есть шуба. – У меня нет шубы.

У меня есть шапка. – У меня нет шапки.

У меня есть шарф. – У меня нет шарфа.

У меня есть носки. – У меня нет носков.

У меня есть платье. – У меня нет платья.

У меня есть варежки. – У меня нет варежек.

Можно усложнить задание, добавив к имени существительному имя прилагательное.

У меня есть норковая шуба. – У меня нет норковой шубы.

Игра «Два и пять» на примере лексической темы «Домашние животные».

Взрослый произносит словосочетание из существительного и числительного два, ребёнок произносит словосочетание из существительного и числительного пять.

Две овцы – пять овец.

Две кошки – пять кошек.

Две собаки – пять собак.

Две козы – пять коз.

Две лошади – пять лошадей.

Два телёнка – пять телят.

Усложняем задание, добавив в предложение имя прилагательное.

Две рыжие кошки – пять рыжих кошек.

Рис. 3

Рис. 4

Игра «Назови признак» на примере лексической темы «Овощи».

Предлагаем подобрать как можно больше слов-признаков к предмету. Капуста (какая?) – круглая, зелёная, свежая, хрустящая, вкусная, полезная.

Свёкла (какая?) – красная, круглая, сладкая, крупная, варёная.

Помидор – круглый, красный, большой, солёный, свежий.

Репа – полезная, жёлтая, пареная, свежая, мелкая.

Картофель – круглый, рассыпчатый, коричневый, варёный, жареный.

Огурец – зелёный, длинный, хрустящий, свежий, маринованный.

Игра «Счёт до 5» («Счёт до 10») на примере лексической темы «Дикие животные».

Предлагаем сосчитать предметы до 5 (до 10) в зависимости от возраста и уровня развития ребёнка.

Один лев, два льва, три льва, четыре льва, пять львов.

Один слон, два слона, три слона, четыре слона, пять слонов.

Один медведь, два медведя, три медведя, четыре медведя, 5 медведей.

Один верблюд, два верблюда, три верблюда, четыре верблюда, пять верблюдов.

Один тигр, два тигра, три тигра, четыре тигра, пять тигров.

Один олень, два оленя, три оленя, четыре оленя, пять оленей.

Рис. 5

Рис. 6

Игра «Подскажи словечко» на примере лексической темы «Овощи».

Предлагаем подобрать подходящие по смыслу прилагательные.

Капуста, как мяч, круглая.

Капуста, как снег, хрустящая.

Огурец, как крокодил, зелёный.

Игра «Жадина» на примере лексической темы «Игрушки».

Предлагаем назвать изображённые предметы, добавляя слова «мой», «моя», «моё», «мои».

Мой огурец, моя машина, моё платье, мои щенки.

Другой вариант этой игры.

Взрослый спрашивает ребёнка:

«Чья юла?» - «Моя юла».

«Чей мяч?» - «Мой мяч».

«Чей барабан?» - «Мой барабан».

«Чья кукла?» - «Моя кукла».

«Чья машинка?» - «Моя машинка».

«Чья пирамидка?» - «Моя пирамидка».

Игра «Чья? Чей? Чьё? Чьи?»

Взрослый предлагает прослушать высказывания и ответить на вопросы.

У бабушки есть кастрюля. Чья это кастрюля? (бабушкина)

У дедушки есть стакан. Чей это стакан? (дедушкин)

У мамы есть скалка. Чья это скалка? (мамина)

У папы есть нож. Чей это нож? (папин)

У тети есть сковорода. Чья это сковорода? (тётина)

У дяди есть половник. Чей это половник? (дядин)

Игра «Подбери слова»

Логопед предлагает детям ответить на вопрос:
«Самолёт что делает?»
(летит, взлетает, приземляется, перевозит, ломается, падает)

Что делают с картофелем?
(Картофель чистят, варят, сажают, выкапывают, режут, едят)

Выигрывает тот ребенок, который больше всех назовет слов - действий к данному существительному.

Игра «Раздели слово на слоги»

Ребёнок произносит слово, затем делит его на слоги, прохлопывая в ладошки каждый этот слог.

Виноград – ви-ног-рад, сорока – со-ро-ка, крокодил – кро-ко-дил, жираф – жи-раф, топор – то-пор, корзина – кор-зи-на.

Игра «Где спрятался звук?» при изучении любой темы.

Взрослый показывает картинку, называет изображённый предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трёх квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Сорока – звук [р] находится в середине слова.

Рис. 7

Рис. 8

Подведём итоги

Таким образом, на примере одного и того же картинного материала в виде цветка на определённую лексическую тему, можно играть в различные словесные игры. Мониторинг развития устной речи показал, что моя работа как учителя-логопеда за прошедший учебный год достигла хороших результатов.

Так, на начало 2016-2017 учебного высокого уровня у детей не выявлено, что составляет 0%, средний уровень – у 23,5% детей, низкий уровень – у 76,5%. На конец учебного года высокий уровень - у 20% детей, средний уровень - у 52% детей, низкий уровень – у 28%. Досрочно сняли заключение ОНР у 3 детей.

Игра «Пара к паре». (Подобрать слова по аналогии).

Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец- овощ. Ромашка (земля, цветок, клумба).

Помидор - огород. Яблоко (забор, сад, груша).

Часы- время. Градусник (кровать, температура, окно).

Машина –мотор. Лодка (парус, вода, палуба).

Стол- скатерть. Пол (мебель, доски, ковер).

Окно – дом. Глаз (рот, очки, лицо).

Кошка- котенок. Курица (утка, петух, цыпленок).

Машина – шофер. Самолет (машинист, летчик, небо).

Курица – петух. Кошка (котенок, кот, молоко).

Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?

Лук, репа, подорожник, укроп.

Чеснок, редис, роза, брюква.

Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.

Помидор, щавель, свекла, капуста.

Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных.

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, выдра, щенок, попугай.

Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?

Грузовик, метро, самолет, скамейка.

Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

Объясните, что общего у предметов.

У двух предметов:

Огурец, помидор (овощи);

Ромашка, тюльпан (цветы);

Слон, собака (животные).

У трех предметов:

Тарелка, ваза, чашка -…;

Лист, трава, крокодил - … .

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

- растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи);

- растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие;

- движется по дорогам, по воде, по воздуху;

- возит людей, грузы.

Подберите соответствующие картинки к следующим словам:

· Голодный, серый, злой…

· Маленькая, быстрая, проворная…

· Хитрый, сильный, полосатый…

Уточнение связи прилагательных с существительными.

Игра «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

Например: трава (какая она?)- зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная…

Побеждает тот, кто последним назовет слово-прилагательное.

Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы:

«Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Взошло (какое?) солнце…

Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце- яркое, блестящее, красное, багровое, большое, веселое, улыбающееся, радостное, весеннее).

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: что делает? что делают? по теме «Осень» (ранняя, поздняя).

Солнце (что делает?)…, облака…, дождь…, ветер…, трава…, листья…, птицы…, деревья…

Придумать слова, отвечающие на вопрос Что? по теме «Осень».

Приходит (что?)…, дует, моросит, плывут…, улетают…, опадают…, желтеет…, мокнет…, вянут…

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие? по теме «Зима».

Солнце (какое?)…, небо…, снег…, снежинки…, погода…, воздух…., ветер…, иней…, узоры…, день…, мороз… При выполнении задания детям предлагается сюжетная картинка «Зима».

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: что делает? что делают? по теме: «Зима».

Снег (что делает?)…, снежинки…, мороз…, инее…, узоры…, ветер…, птицы…, люди…, дети…

Придумать слова, отвечающие на вопрос: Кто? Что? по теме «Зима».

Наступает (что?)…, замерзает…, валит…, свищет…, бушует…, кружатся…, блестит…, лежит…, лепят…, катаются…

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой, какая, какое, какие по теме «Весна» (ранняя, поздняя).

Солнце (какое?)…, небо…, облака…, снег…, сосулька…, ручей…, листочки…, день… Предварительно детям предлагается рассмотреть картинку «Весна».

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: что делает? что делают? по теме «Весна» (ранняя, поздняя).

Солнце (что делает?)…, снег…, сосульки…, птицы…, трава…, деревья…, ручьи…, почки…, листья…, сады…, яблони…, дети…

Что общего цветок осел и тигр

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, выдра, щенок, попугай.

б. Только названия транспорта: Грузовик, метро, самолет, скамейка. Автобус, дорога, вертолет, пассажир. Поезд, купе, пароход, якорь. Трамвай, водитель, троллейбус.

7. Выбрать правильный ответ.

В году месяцев (7, 12, 16, 24).

Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).

У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы ).

Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

8. Игра «Назови части».

Возможны два варианта проведения данной игры: а) по картинке, б) по представлению. Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части. Например:

Кот — тело, голова, хвост, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

9. Отгадывание предмета по названию его частей.

Рекомендуемый речевой материал:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы ( грузовик ).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, рот, нос, брови, щеки (лицо)

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната). Подоконник, рама, стекло (окно).

10. Объяснить, что общего у предметов.

а. У двух предметов: огурец, помидор (овощи), ромашка, тюльпан (цветы), слон, муравей (животные), репа, цыпленок (желтые).

б. У трех предметов: мяч, солнце, шар (. ), тарелка, ваза, чашка (. ), лист, трава, крокодил (. ).

11. Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом. Например:

Читайте также: