Что чувствует князь прощаясь с конем

Опубликовано: 14.05.2022

Творческое задание 4.0

Посмотрите отрывок из художественного фильма «Служили два товарища» (1968) с 1:25:11 до 1:28:49. Как вы думаете, чем для героя является конь? Чем его отношение к коню отличается от отношения пушкинского Олега Вещего? Чем похоже?

  • 5574 просмотра

Высоцкий, конечно. играет очень убедительно. Веришь, что в такой ситуации человек мог не выдержать разлуку со своим конем.

Олег же смог отказаться от коня, дав наказ заботиться о нём. Но для того и для другого конь - действительно товарищ.

Спасибо, Елена, за Ваше мнение! Но не кажется ли Вам, что в фильме конь не только товарищ, но и некий символ Родины, России?

Издавна конь для славян являлся символом мужества и благородства, а в общем для русича -верным товарищем и боевым соратником, работником и умным, преданным навсегда другом. Как и Маяковского, так и у Достоевского, и Некрасова отношение к лошади проявляет истинную сущность человека, его человечность, знак качества самой личности. Для пушкинского князя Олега, по его словам, конь - это «верный слуга», «верный друг», «товарищ». Задумаемся, эта верность обоюдна? Думаю нет, Олег говорит только о верности коня ему, победителю Византии, великому князю, о верности человека коню речь не идёт (особенно обращает на себя внимание слово слуга – это главная метка, которая говорит о многом, в частности, об истинном отношении к коню). Поэтому после того, как он услышал от кудесника смертный приговор себе, Олег тут же приказывает поменять своего «верного коня на другого», откупаясь от него тем, что коню будут пожизненно предоставлены прекрасные условия существования: отборное зерно, ключевая вода. Но в общении с человеком, которого конь выносил из боя и спасал от смерти, будет отказано. Бесспорно, он сожалеет о расставании с тем конём, к которому привык, который ему нравился, но, боясь за свою жизнь, тотчас отказывается от него, недолго и грустит о нём, так как после слов о замене коня Пушкин пишет, что уже

Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне весёлом стакана.

Персонаж художественного фильма «Служили два товарища», Брусенцов, не желает ни за что расставаться со своим иноходцем. В суете и толчее людской нет места коню - животное кажется здесь неуместным, так как людям на теплоходе не хватает посадочных мест. Но Брусенцов до последнего ведёт под уздцы своего верного боевого скакуна, желая сесть только с ним на теплоход, и если бы не окрик старшего по званию офицера и не направленное на него дуло пистолета, то своего коня Брусенцов не оставил бы никогда. Здесь тоже вопрос стоит ребром: жизнь человека или лошади? И приоритетно выбирается жизнь человека. Но, когда вслед уплывающему теплоходу конь бросается в воду за своим хозяином, поражённый привязанностью своего друга и стыдящийся своего предательства, белый офицер, понимающий, что такое достоинство и честь, воинская дружба и порядочность, стреляет в себя сам. Погибать, так обоим. А другой бы, наверно, (чтоб не мучилась – ведь всё равно погибнет) застрелил лошадь, спасая только свою шкуру.

Погибли оба – и Олег, и Брусенцов, однако две смерти имеют разный этический смысл. Один, презрев слова ведуна и не поверив в свою судьбу, желал избежать скорой смерти, но мёртвый уже конь всё равно настиг его, пусть и спустя какое-то время. Второй - не захотел потом презирать себя за трусость и подлость: ведь вместе с конём им выпало пройти нелёгкий отрезок жизни и достойно выдержать все испытания, выпавшие на их долю. Их сплотила общая судьба, любовь и доверие друг к другу, проверенное временем и войной; жестокая жизнь не испепелила их души.

Кони в двух эпизодах оказались проверочным тестом для двух человек, один из которых оказался Личностью.

«Песнь о вещем Олеге»: прощание князя с конем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

5.АИ 9 - писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям).

Цели урока:

Все учащиеся смогут:

-прочитать текст и ответить на вопросы;

-выразительно прочитать отрывок;

-оценить выразительное чтение по критериям;

-рассказать о строфе.

Большинство учащихся смогут:

-заполнить диаграмму Венна в графе «общее»;

-прочитать выразительно отрывок;

-сравнить отношение к коню двух персонажей (баллады и былины);

Некоторые учащиеся смогут:

-выполнить творческую работу (предложить письменный вариант авторского продолжения отрывка);

-сформулировать тезис, разработать систему аргументов, сделать вывод.

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Критерии оценивания

-читают текст и отвечают на вопросы;

-выразительно читают текст и оценивают по критериям;

-знают термины (эмоциональность чтения, строфа);

-выполняют творческие задания;

-сравнивают балладу и былину;

-пишут свой вариант возможных событий;

-размышляют над вопросом.

Языковые цели

Использовать навыки слушания, говорения, чтения и письма для выражения своих идей в устной и письменной форме

Ключевые слова и фразы:

Строфа, эмоциональное чтение

Привитие

ценностей

Способствовать развитию культуры взаимоотношений (уважение, сотрудничество) при работе в группах, парах, через содержание текстов

Межпредметные

связи

Межпредметные связи прослеживаются с «Всемирной историей», «Русским языком»

ИКТ

Предварительные

знания

На уроке учащиеся будут продолжать совершенствовать навыки чтения и анализа текста, навыки говорения через диалоговую речь

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся на трех языках.

Определение учебных результатов.

Ты продолжишь чтение баллады А.С. Пушкина; сравнишь отношение богатыря и князя к своим коням; создашь фильм из рисунков; оценишь выразительное чтение по критериям; научишься определять количество строф; выполнишь творческую работу; ответишь на проблемный вопрос.

2. Психологический настрой

«Из рук в руки»

Педагог предлагает детям, передавая из рук в руки игрушку, закончить предложение:

1. Я всегда улыбаюсь, когда.

2. Людям (друзьям, детям) тепло (хорошо) со мной, потому что.

3. Когда я прихожу в класс в хорошем настроении.

4. Больше всего я радуюсь, когда.

5. Больше всего я огорчаюсь, когда.


Середина урока

3. Изучение нового материала.

Формирование читательской грамотности

К. Прием «Активное чтение».

Задание:Прочитай внимательно отрывок и найди правильный ответ.

Дескрипторы:

-понимает смысл прочитанного отрывка;

- дает правильный ответ на вопрос.

Учащимся предлагается ответить на вопросы небольшого теста: из предложенных вариантов ответа выбрать верный.

С коня слезает князь Олег: угрюмый 2. Князь поручил заботу о своем коне: слугам 3. Князь приказал кормить коня: зерном

4. Куда велел князь Олег отвести своего коня: в поле

4. Закрепление

Развитие критического мышления.

П. Прием «Диаграмма Венна»

Ответь на вопросы:

1. Жалеет ли князь своего коня?

Подтвердите ответ примерами из текста.

2. Почему конь – верный товарищ любого воина?

3. Вспомни былину об Илье Муромце и сравни, как относятся былинный богатырь и князь-воин к своим коням.

Задание:Заполни схему «Диаграмма Венна» (сравнение двух хозяев коней – былинного богатыря Ильи Муромца и князя Олега из «Песни»)

Задание: вспомни былину об Илье Муромце и сравни, как относятся былинный богатырь и князь-воин к своим коням.

Дескрипторы:

-отвечает на вопросы, подтверждая ответ цитатами/примерами из художественного произведения;

-обсуждает построение диаграммы в паре;

-показывает знание текста;

- находит общее и отличие в отношении к коням.

ФО «Светофор»

Практикум выразительного чтения

П. Прием «Поэтическая страничка»

Задание:Познакомьтесь с термином эмоциональность чтения. Объединитесь в пары и приготовьте выразительное чтение отрывка из произведения.

Дескрипторы:

- соблюдает темп чтения;

- правильно передает эмоции;

-делает логические паузы.

ФО «Взаимооценивание по критериям»

Теория литературы

Прием «Новый термин»

К. Изучение термина строфа.

Сколько строк в строфе «Песни»?

В строфах «Песни…» первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвертой (перекрестная рифмовка); пятая — с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой. Такой способ рифмовки (абабвв) выдержан во всех строфах баллады, что придает пушкинскому повествованию цельность и стройность.

Задание:Запиши определение строфы. Определи, сколько строк в строфе «Песни о вещем Олеге».

Дескрипторы:

-определяет количество строк в строфе.

ФО «Словесная оценка»

Развитие коммуникативной компетенции

Творческое задание

Г. Прием «Письмо по кругу»

Задание: Закончи предложение «Если бы я был на месте князя Олега, то…». Руководствуйтеся алгоритмом на с.68

Дескрипторы:

-излагает свои мысли, продолжая высказывание другого участника группы;

За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно.

Определите количество строф стихотворения и найдите строфу, которая содержит кульминацию событий.

В балладе 17 строф, кульминационной является 16-я, предпоследняя строфа, когда предсказание кудесника исполняется и смерть настигает Олега от яда змеи.

Сравните балладу Пушкина и летописный источник. В чем видите разницу?

Сюжет об Олеге в летописи очень краток, описания Пушкина развернуты, выдержаны в торжественном, высоком стиле. Поэт использует многие бытовые и исторические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлуку с конем, его тревожит только исполнение предсказания.

И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказание оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он называет коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вместе с боевым товарищем.

Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.

Встреча вещего Олега с кудесником. Беседа Олега со старцем и его предсказание. Расставание с конем.

Весть о смерти коня. Олег у останков своего боевого товарища. Смертельный укус змеи и гибель князя.

Тризна по князю Олегу его дружины.

План отрывка из летописи

Воспоминание Олега о коне, с которым когда-то пришлось расстаться из-за предсказания волхвов. Смысл предсказания. Весть о гибели коня и укор Олега кудеснику.

Желание увидеть кости коня. Укус змеи, болезнь и смерть Олега. Подготовьте пересказ по одному из этих планов.

В пересказе баллады старайтесь использовать стихотворные строки.

Вот как может выглядеть пересказ летописного эпизода.

Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с летописью. Сама легенда о его гибели поэтична и загадочна. Когда же о ней рассказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высокой поэзии. Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека.

При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.

Что чувствует князь прощаясь с конем

Вопрос по литературе:

Что чувствовал князь Олег,когда прощался с конём? Почему? (Песнь о вещем Олеге)

  • 26.11.2016 16:39
  • Литература
  • remove_red_eye 18265
  • thumb_up 20
Ответы и объяснения 1

В произвидении Песнь о Вещем Олеге , в момент того как Олег при встрече с Старцем ,далее хорошо описывается то как он прощался с конем:Олег, усмехнулся однако чело и взор омрачилися думой.В Молчаньи ,рукой оперевшись на седло, с Коня он слеззает угрюмый. И Верного друга прощальной рукой .И гладит и треплет по шее крутой. ГОВОРИТСЯ О ТОМ ЧТО КНЯЗЬ ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ КОНЯ,НЕ ХОТЕЛ ПРОЩАТЬСЯ, НО ДАБЫ ИЗБЕЖАТЬ СМЕРТИ, ПЛАЧЕВНО ПОПРАЩАЛСЯ С КОНЕМ.НО Все же приказал холить и лелееть коня до самой его смерти.Хоть сам к коню и не подходил

  • 27.11.2016 06:03
  • thumb_up 29
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат - это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Мудрость старца. А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге". 7-й класс

Цели урока:

  • пробуждать активность каждого ученика, создавая на уроке проблемные ситуации, актуализирующие изучаемый материал;
  • формировать навыки исследовательской работы: умение работать над художественным образом и средствами его создания;
  • уметь делать выводы об авторской мысли и быть готовым высказать свою точку зрения по этому поводу;
  • способствовать пониманию того, что дружба и верность друзей – главные достоинства человека;
  • побуждать учеников вникать в субъективные и объективные причины тех или иных поступков людей, попадающих в ситуацию нравственного выбора;
  • воспитание культуры дискуссионной беседы: уважительного отношения к собеседникам, толерантности в решении проблем.
  • обеспечить знание текста, композиции и системы образов пушкинской баллады;
  • обеспечить знание историко-культурных сведений о времени, описанном в “Песне о вещем Олеге” - периоде Средневековья конца IX – начала X века;
  • обеспечить понимание особенностей мышления и ценностей людей того времени;
  • осмысление того, что вопросы, поднимаемые русской классикой, поднятые Пушкиным в его балладе, актуальны до сих пор.
  • обеспечить в ходе урока повторение и закрепление литературоведческих понятий: строфа, эпитет, частотность словоупотребления.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Методы обучения: работа с поэтическим текстом: беседа по проблемным вопросам, комментированное чтение и элементы поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Методическое оснащение урока: презентация, подготовленная учителем.

I. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение баллады наизусть (по частям). Опрос 2-3 учащихся

II. Осмысление названия темы “Мудрость старца” по проблемным вопросам. (Слайд 2)

- Какой вопрос возникает у вас при осмыслении названия темы урока?

- Мудрость – к а к о г о старца?

- Естественно – кудесника.

- Но в балладе появляется (не случайно – уже поседевший!) ещё один старик . Кто он?

- Сам князь Олег. Прозревший, запоздало раскаявшийся.

Вопрос (по ситуации – от самих учеников или от учителя), уточняющий основные проблемы урока.

– В чём именно состоит “мудрость старца”? Если это о волхве, то в том ли только его мудрость, что он предсказал, какая смерть постигнет князя? А если речь идёт о самом князе, то в том ли его мудрость, что он решил обезопасить себя, расставшись с конем, от которого ему была предсказана гибель?

Размышления над житейскими этическими ситуациями. (Слайд 3)

Ситуация первая:

– Вам сказал сторонний человек, что ваш давний друг способен вам навредить. Ваша реакция?

Ситуация вторая:

– Не исключено, что ваша прочная дружба с кем-то может стать для вас источником какой-либо угрозы для вас. Ваше поведение?

Доверительная беседа: обдумывание, обсуждение, сомнения.

Экспресс-анкетирование с целью выявление некоторых сторон первичного восприятия пушкинского творения. ( Записать ответы максимально сжато.) (Слайд 4)

1. Назовите положительных героев “Песни. ”.

2. Кратко охарактеризуйте решение Олега выделить коню отборное зерно, княжеские луга, дорогие попоны и другие блага.

3. Как вы думаете: почему кудесник изрек князю такое пророчество?

Углубленная работа с текстом баллады

(Работа ведется поэтапно: сначала – над первой частью баллады, потом – над второй и третьей. Но отдельные детали извлекаются, если нужно, из всего текста баллады).

I этап

Каков он, “вещий Олег”? (Слайд 5)

- Большинство назвали положительным героем самого князя Олега. Попробуем убедиться, так ли это? Какими изобразительными средствами создается его образ?

Целевое перечитывание текста.

– Образ создаётся описанием. Портретом. Речевой характеристикой. Словами кудесника. Поступками. Взаимоотношением с окружающими.

Уяснение способов создания поэтического образа.

– Начнём характеристику князя с портрета и его деталей.

Поисковое повторное перечитывание.

– “Могучий Олег” – воин, во всеоружии. Одет в грозную цареградскую броню.

– Рядом – дружина, под ним – крепкий конь. Вид устрашающий! “Не бойся меня”, – говорит он старику.

– А теперь попробуйте найти некоторые слова-ключи, приоткрывающие авторское отношение к герою.

– “Чело”, “взор” – так говорят об очень уважаемом, достойном человеке.

– Иногда автор описывает его и как обыкновенного человека, с понятными любому смертному сомнениями, растерянностью, переживанием: “усмехнулся”, “омрачился думой”, “угрюмый”, “гладит коня прощальной рукой”.

Речевая характеристика героя

Учителю на заметку: учащиеся должны почувствовать легкую иронию, таящуюся в словах “На радость соседей-врагов”; снисходительность и в то же время уважительное отношение к собеседнику: “любимец богов”; щедрость Олега. “Скажи мне всю правду”, – просит князь. Дети слышат за этой фразой и то, что князь, видно, привык к лести и подобострастию, а от кудесника он ждет иного - искренности. Когда он говорит о кудеснике “Ты лживый, безумный старик”, он несправедлив, потому что пытается свою вину переложить на другого, а он когда-то сам сделал свой выбор.

Задание: дать предварительную характеристику героя баллады.

– Этот властный воитель обласкан судьбой. Им покорены народы, города, его щит – “на вратах Цареграда”. В принятии решений смел, решителен, даже жесток. Сёла и нивы непокорных недругов “обрек он мечам и пожарам”. Но он – патриот, он всегда думает о своем княжестве, защищает его от “соседей-врагов”, храбро сражается за его честь и славу.

Историко-культурные факты. Информация для учителя и учеников

Княжение Олега относится к концу IX – началу X века. Средневековье. Славянские племена исповедуют язычество. Люди верят в то, что волхвы, колдуны умеют угадывать судьбу, волю богов, могут управлять силами природы.

Внимание – афоризм!

Обращаем внимание учащихся на крылатое выражение – “Щит на вратах Цареграда” (чтобы ученики поняли эту аллюзию). Во времена Пушкина, когда только что вышла “История государства Российского” Н. М. Карамзина, запечатлевшая и “бытие могущественное” князя Олега, основоположника древнерусского государства, объединителя, покорителя, защитника, одна эта строка заменяла для любого образованного человека целую главу полулегендарного сказания.

Историческая справка

Константинополь (Царьград, впоследствии - Стамбул), столица Византии, в 907 году впервые признал поражение от варваров. Это был победоносный поход Киевского князя Олега. Греки были признательны князю Олегу за рыцарское отношение к ним. Город не был разрушен, а храмы не были осквернены. Словенский князь был истинным рыцарем, чего не скажешь о "рыцарях" Запада, осквернивших святую Софию в 1204 году. Олег прибивает свой щит на Золотые Врата Царьграда. В то время это означало триумф победителя и право собственности на добычу в городе, взятом "на щит". Но князь Олег, объявляя город своим трофеем, избавляет Царьград от разграбления.

Словарная работа.

*Хазары – кочевой народ, обитавший тогда на юге Руси, их набеги не раз отражал могучий князь Олег.

Ключевой эпитет в характеристике.

- Вспомним, что Олега Пушкин называет . (учащимся самим необходимо выделить и произнести пушкинское определение.)

Учительское дополнение к сказанному: летописные источники говорят о том, что так почётно его поименовали уже после смерти.

– Ваше понимание слова “вещий” в контексте первой части баллады?

Вещий – предвидящий будущее. Да, Олег как воин именно вещий. Он, явно предвидя результаты, принимает победоносные решения.

– Здесь вещий – еще и мудрый, хитрый, проницательный.

– Он побеждает только благодаря этому? Приведите факты текста.

– У него хорошая поддержка – могучая дружина. И верный конь.

– Мы еще поговорим о коне. А пока обратимся ко второму герою баллады.

Вдохновенный кудесник (Слайд 6)

- Охарактеризуйте его.

– Кудесник стар. Уйдя от мирской суеты в отшельничество, он живет напряженной духовной жизнью, насыщенной размышлениями о высоких богоугодных истинах. Он хорошо знает людей. Удалившись от них, он думает о них, о превратностях их судеб. Он знает весь доблестный путь князя Олега.

- Случайна или нет встреча кудесника с Олегом?

Перечитать текст и ответить аргументировано.

- Скорее всего, встреча не случайна. Кудесник идет “навстречу ему”. Идет вдохновенный. То есть, скорее всего, уже настроенный на разговор с князем.

Вслед за выразительным эпитетом!

- Людей каких профессий Пушкин мог охарактеризовать таким эпитетом?

- Поэта. Певца. Художника. Композитора. Артиста.

- Вслушаемся еще раз в первые строки речи кудесника, обращенной к князю:

Интригующая документальная справка (пытливым на заметку!)

В рукописи, предназначенной для типографического набора, Пушкин сделал указание: “В “Песни о вещем Олеге” строфа “Волхвы не боятся. ” и пр. <очее> должна быть означена “-” <знаком тире>. Это ответ кудесника, а не мои рассуждения”.

- Что вы думаете по этому поводу? Почему Пушкин уточнил пунктуацию?

Скорее всего, придётся ответить самому учителю:

- Конечно, на самом деле слова кудесника выражали мысли и чувства, близкие самому Пушкину. Он считал, что настоящий, вдохновенный поэт, такой, как он сам, тоже не боится “могучих владык”. И язык поэта – тоже правдивый, свободный и вещий. А примечание он сделал “для отвода глаз”. Например, для жандармов, которые за ним следили, для цензуры, которая могла снова уличить автора в вольнолюбии. Ведь “Песнь о вещем Олеге” написана Пушкиным в 1822 году – в ссылке.

- Дополните характеристику кудесника.

- Это мудрый и вдохновенный старец. Он смел и независим, не боится “могучих владык” и говорит всё им прямо в лицо. Покорен он только верховному божеству – Перуну; а перед земными властителями он стоит, как сам Пушкин, с высоко поднятой “главою непокорной”. Он чувствует и осознаёт свое духовное величие (“с волей небесною дружен”).

- Свой язык он называет “вещим”. Смысл?

- Он знает судьбу наперед.

- Откуда у него это знание? (Слайд 7)

-А может быть, он глубоко знает людскую психологию? И то, что испытание славой – “каверзная” вещь. Её ослепительный блеск порой способен затмить многое жизненно важное для человека. Не на этом ли знании строится предвидение им человеческих поступков и возможной судьбы, зависящей от этих поступков?

II этап

(От слов “Олег усмехнулся. ” до слов “. князю другого коня подвели”.)

Главное испытание (Слайд 8)

- Почему тогда мудрый старец произносит хвалебные слова княжеским победам?

- Потому что это реальность, историческая заслуга князя неоспорима. Кудесник не кривит душой.

- Внимание! Тогда почему же, воздав должное славному князю, волхв перешел к хвале его коню?

-Чтобы ещё раз напомнить князю, какой у него верный товарищ! Своей хвалой верности коня волхв как бы готовит князя к испытанию, возможно, предостерегает его от неверного решения.

- Какому именно испытанию?

Дискуссия о том, что же было делать князю?

Обычно происходит размежевание на сторонников “самосохранения” князя и на не допускающих таких поступков подобной ценой.

Вопрос, рассчитанный на сотворческое воображение: (Слайд 9)

- А как князь представлял себе ту смерть, которую он будто бы мог “принять от коня своего”?

- В разгаре битвы конь так рванулся, что князь не удержался и упал под его копыта.

- Князь ранен, упал на землю, а конь по инерции продолжал свой бег, оставив хозяина на поле битвы.

- Во время ночлега князь подошел к коню, но тот в темноте не узнал его и нанёс копытом смертельный удар.

Третий – центральный – герой баллады

- Во многих предложенных вами вариантах судьба князя целиком зависит от решения одного вопроса – каким же был его конь? На вопрос - какой? - в языке отвечают прилагательные-определения, а в художественной литературе , в поэтической речи, они становятся эпитетами. В “Песни о вещем Олеге” чаще всего, пожалуй, характеризуется эпитетами именно конь князя Олега! Найдите сначала те “его” эпитеты, которые встречаются в стихотворении по одному разу.

Результаты поиска:

- “Смирный”. “Ретивый”. “Бурный”. “Игривый”. “Одинокий”.

- И даже о костях коня сказано автором – “благородные”.

- Какой эпитет, характеризующий коня вещего Олега, повторяется несколько раз?

Работа с текстом. Привести строки с этим эпитетом. Где они встретились?

- В начале баллады: “Князь по полю едет на верном коне”.

- В момент прощания князя с конем: “И верного друга прощальной рукой / И гладит, и треплет по шее крутой”.

- В прощальном обращении князя к коню: “Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время. ”

Обобщение учителя.

- Да, это очень точный эпитет. В русском фольклоре у коня обычно был другой постоянный эпитет: добрый конь. И в балладе о князе Олеге эпитет верный появился не сразу. Сначала, в черновике, у Пушкина было: “Он по полю едет на смирном коне”. А найденное потом слово верный стало сквозным мотивом всего стихотворения.

На это стоит обратить внимание!

Историко-культурный комментарий

Пушкин показал особую роль коня в жизни кочевого воинствующего народа. Воина хоронили с конем – верным спутником воинской жизни, большую часть которой воин древней Руси проводил в седле (обряд этот упомянут в “Песне. ”). В речи князя, обращённой к волхву, конь выступает как высшая ценность в сознании людей того времени, как мера высочайшей княжеской щедрости! А затем он вообще оказывается в самом центре сюжета: от него, от его качеств, от его судьбы, от отношения князя к своему “верному товарищу” зависит разрешение конфликта, жизнь или смерть самого князя.

III этап

Трудное – и роковое – решение. (Слайд 10)

- Удовлетворён ли князь тем решением, которое, как ему кажется, он вынужден принять?

- Нет. Ему это сделать очень трудно. Он угрюм, говорит другу трогательные слова, гладит друга прощальной рукой! (Слайд 11)

Дополнительная информация:

Привязанность князя к коню действительно была свойственна пушкинскому Олегу. Поэт писал А. Бестужеву: “Тебе, кажется, Олег не нравится; напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия. ”

- Но насколько глубока привязанность князя к своему “верному товарищу”? Нет ли уже в первой части намека на то, что он внутренне готов расстаться со своим конем?

- Обещание кудеснику: “В награду любого возьмешь ты коня”.

- Наверное, в этот момент князь и не подумал о с в о е м коне. Но “любой” - значит и этот тоже. Княжеское слово не произносится необдуманно.

- А теперь вернёмся к тем вариантам возможной гибели от коня, которые могли промелькнуть в сознании князя Олега? Мог ли бы так поступить т а к о й конь в подобных ситуациях?

- Нет, “верный товарищ” так поступить не мог.

- А как вы думаете: отчего умер конь князя Олега?

- Нет. “Мой конь и доныне носил бы меня”, - сожалеет князь. Конь умер от бездействия, а главное – от тоски по хозяину, другу.

В творческой лаборатории поэта

- У Пушкина в черновике прямо сказано: “Тоскуя заснул непробудным он сном”. Потом автор изменил строку “Давно уж почил. ”. Видимо – в расчёте на то, что читатель задумается о судьбе “верного друга” князя и сам догадается о причинах смерти коня.

- Имел ли князь основания для того, чтобы усомниться в друге?

- Нет! Никогда. Сам князь называет его неоднократно верным другом: сначала – товарищ, а уж потом – “мой верный слуга”. И вот, по первому навету.

К выводам (Слайд 12)

- Итак, прощание было сердечным, а память стала сердечной болью. Подумаем: почему убелённый сединой князь в минуту торжественных воспоминаний вновь спрашивает о коне?

- Он стар. Рядом нет боевого друга. Торжество боевых побед не заменили товарища. Место коня в судьбе князя, видно, было значительно. Грех предательства мучил его до старости.

- Пришло время старости, подведения итогов прожитой жизни. Пора вести счет её потерям.

- Представим себе душевную трагедию князя, когда он узнаёт о смерти своего коня. Какие слова, может быть, находит он, чтобы осудить свой поступок?

- Откупился. Предал друга.

Новое смысловое наполнение эпитета “вещий”. (Вывод делается сообща)

В свое время князь оказался очень недальновидным, усомнился в очевидной верности друга. Но позже, с возрастной мудростью, пришло покаяние. Он опять произносит “вещие” слова, но направленные не на предвиденье будущего, а на прозрение прошлого. И словно за предательство дружбы князь наказан роковой смертью: не в бою, а бесславной - от укуса змеи.

Сформулируйте основную художественную идею баллады.

- Пушкин утверждает ценность дружбы во всех проявлениях: будь то дружба человека с его четвероногим товарищем.

- Автор утверждает: нет прощения и оправдания неверности в дружбе, предательству.

- Хотя слава - отрада великим людям, но она не заменяет истинно человеческих чувств.

Обобщение учителя:

- Это нравственный урок седой истории, запечатленный навек древними летописями и поэтически преображенный вдохновением великого художника слова.

- Проверим по тексту справедливость наших суждений. Вдумаемся в смысл последней строфы. (Слайд 13)

Мы вновь встречаемся на похоронной тризне Олега с его друзьями, дружинниками, верность которым князь сумел сохранить. Обратим внимание на то, что не его одного поминают бойцы, а “битвы, где ВМЕСТЕ рубились ОНИ”

Память сподвижников сохраняет его как верного друга. А его поступок учит и сверстников его и потомков.

Песнь о вещем олеге

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Актуализировать имеющиеся знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
2. Учить анализировать произведения на примере стихотворения А.С.Пушкина «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ».
3. Содействовать развитию памяти, мышления, воображения посредством ТСО.
4. Воспитывать интерес к урокам русской литературы, творчеству поэтов XIX века.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка работ учащихся (по отрывку из поэмы «Полтава»), комментарии учащихся и учителя, оценка.

3.Работа по карточкам.

1. К какому роду литературы можно отнести поэму? Что называется поэмой?

(Поэма — один из жанров лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемому, как в лирике.)

2. Как поэт передает свое отношение к городу на Неве в отрывке из вступления к поэме «Медный всадник»? Какие художественные средства он использует?

(Свое отношение к Петербургу поэт выражает словом «люблю» и называет, что ему дорого в северной столице. Кроме того, свою любовь, восхищение Пушкин передает торжественным словом, используя эпитеты, сравнения, иносказания, гиперболы.

Эпитеты: строгий, стройный (вид); державное (теченье), (оград) узор чугунный; прозрачный (сумрак), (блеск) безлунный; пустынных (улиц) и т. п.

Сравнения: и перед младшею сострою / Померкла старая Москва, / Как перед новою царицей / Порфироносная вдова; Девичьи слезы, ярче роз; Красуйся, град Петров, и стой / Неколебимо, как Россия…

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся.

Кроме того, поэт использует описательные выражения: Петербург — град Петров, Петра творенье; финский рыболов — печальный пасынок природы; парад Марсовых полей и т. п.)

1. Образ какого героя один из важнейших в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»?

2. О каких деяниях упоминался в данных строчках? Откуда они?

Кто неподвижно возвышался

Во мраке медною главой,

Того чьей волей роковой

Над морем город основался.

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта?

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

(Героем обеих поэм является русский царь Петр I, или, как его еще называют, Петр Великий. Отрывок взят из поэмы «Медный всадник», речь идет о знаменитом памятнике Петру I. Адресуясь к статуе, поэт перечисляет дела и качества реального героя: основание им новой столицы, Петербурга, переустройство государства, новая экономическая, военная, просветительная политика) (Россию поднял на дыбы), сила, воля, ум гениального правителя сочетаются с жестокостью, ненавистью ко всему, мешающему на пути преобразования, поэтому «ужасен» Петр.)

К а р т о ч к а 3.

Вспомните, что называется метафорой, и найдите метафоры в отрывке из вступления к поэме Пушкина «Медный всадник».

(Метафора — перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их свойства или по контрасту.

В данном отрывке из поэмы «Медный всадник» немало метафор: задумчивых ночей, спящие громады, золотые небеса (сходство цвета), заря спешит, бег санок, говор балов, шипенье бокалов, Россия торжествует (победу) и т. п.

Олицетворения тоже относятся к метафорам.)

Попробуйте, используя отрывки, посвященные Петру I, Нарисовать его портрет. (Петр обязательно представляется поэтом в движении: либо он стремительно идет, либо скачет на коне. Царь Петр высокого роста, на голову возвышается над свитой. В лице главное — глаза. Они сияют торжеством, радостью или гневом. У него высокий лоб — «чело». Многие мысли, новые проекты занимают царя, поэтому на челе — дума, выражение лица сосредоточено. Еще у него быстро меняется настроение. Пушкин отметил противоречивость Петра. Петр у него «ужасен» и «прекрасен» одновременно.)

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что А. С. Пушкин живо интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков того времени (в этом мы уже убедились), интересовался и далеким прошлым славян и неоднократно перечитывал старинную летопись, называющуюся «Повесть временных лет», составленную монахом Нестором.

Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника (предсказатели, прорицатели, колдуны, волшебники, волхвы) киевскому князю Олегу, победителю хазар (кочевого народа, совершавшего набеги на русские земли) и Византийской империи, овладел столицей империи Константинополем (русские называли его Царицын-градом) и в знак победы на воротах прибил свой щит. Об этом великом воине-победителе поведал нам А. С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге». Название произведения нередко многое сообщает читателю. Слово «Песнь» указывает на связь ее с народным героическим эпосом. Но это не былина, а баллада, где ведущую роль играет диалог кудесника с князем.

В «Песне. » есть вступление, где говорится о князе Олеге, едущем по полю, основная часть, в которой происходит действие, и концовка, повествующая о наследниках князя и его дружине.

2. Работа с учебником.

3. Беседа по вопросам.

— Что поведал кудесник о жизни князя? («. Прославлено имя, щит на вратах «Цареграда», «волны и суша покорны», «завидует недруг».)

— Что предсказал кудесник князю? («. Смерть от коня своего…»)

— Каковы отношения «могучего владыки» и мудрого старца? (Олег властен, снисходителен («любого возьмешь ты коня»), недоверчив («усмехнулся»), кудесник — спокоен, смел, горд («волхвы не боятся», «дар им не нужен».)

— Какой взгляд Пушкина на поэта и поэзию выразил кудесник в ответе князю?

(«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Прав див и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен».

Вещий — мудрый, предсказывающий. Поэт независим, неподкупен, по мнению Пушкина, творит по велению Бога и сердца.)

— Что чувствует князь, прощаясь с конем? (Ему грустно, жаль расставаться с верным товарищем, который не раз выносил его с поля брани живым и невредимым.)

— Какой эпизод «Песни. » изображен на рисунке в учебнике?(С. 83.)

4.Чтение летописи.

— Есть ли различие между летописью и «Песнью. »? (В «Песне. » расставание с конем после предсказания, в летописи – до него.)

5. Словарная работа.

— Назвать в «Песне. » лексику высокого стиля, устаревшие слова. (Сбирается, обрёк, грядущего, вещий, отрада, вратах, ведаешь, тризна, секира, чело.)

Вывод. Мы уже с вами говорили о независимости поэзии и о духовной свободе поэта от мирской власти царей. Но поэт должен быть патриотом своей страны и использовать свободу в «ее интересах».

IV. Подведение итогов урока.

— Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песнь о вещем Олеге».

— Какой из этих текстов лучше пересказать; какой— инсценировать или прочитать по ролям?

— Какие произведения изобразительного искусства предпочтительнее для каждого из текстов: иллюстрации, памятники, портреты героев?

Домашнее задание: подготовить балладу к выразительному чтению (задание 2, с. 86 в учебнике, выполнить задание 3, с. 86 в учебнике; для умеющих рисовать — подготовить сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге» с помощью иллюстраций к ней (работа в группах).

Что чувствует князь прощаясь с конем

В каждом из стихотворений А. С. Пушкина, помещенных в учебнике для V класса, выражается то или иное чувство, раскрывающее его отношение к родине. В строфе из «Евгения Онегина» открыто высказана любовь к Москве — городу, который дорог «сердцу русскому». В «Зимнем утре» выражена радость ощущения слитности с родной природой. В стихотворении «Няне» поэт с нежностью и заботой обращается к Арине Родионовне, олицетворяющей для него все лучшее, что есть в простом народе. И, наконец, «Песнь о вещем Олеге» — проявление интереса Пушкина к прошлому своего отечества.

Обращаясь к «преданью старины глубокой», он поэтически воспроизводит картину быта, нравов тех далеких лет, когда люди наивно верили предсказаниям волхвов-кудесников (раскроем семантическую родственность этого слова сказочному «чуду»), когда у них было множество богов, а главным считался Перун, когда им приходилось отражать набеги чужеземных племен и ходить на них походами, чтобы обезопасить родную землю от новых нашествий.

Легенда о смерти Олега была известна Пушкину с юности. Вероятно, ее драматизм мог поразить воображение поэта. Показательно, что он создает свою «Песнь. » в 1822 г. в ссылке па юге, непосредственно увидев те края, где развертывается действие его стихотворной баллады. Спустя три года (в 1825 г.) поэт выскажет в письме к Бестужеву свое отношение к легенде: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Однако, перерабатывая легенду, Пушкин выделил не только этот мотив, рядом с Олегом появился у него «вдохновенный кудесник», образ которого имеет особую значительность.

Сюжетная сторона стихотворения увлекательна для учащихся: можно заметить, как нравится им таинственность предсказания, как с удовольствием и грустью слушают они слова прощания Олега с конем, как напряженно ожидают развязки, мысленно представляя выползающую из-под черепа «гробовую змею». Все это, правда, бывает лишь в том случае, если учитель при чтении стихотворения стремится передать драматизм предсказания кудесника и гибели Олега. Поэтому забота о выразительности чтения очень важна при подготовке к уроку. Хорошее чтение преподавателя обеспечивает интерес учащихся к стихотворению, их желание все понять и представить.

Необходимо построить анализ таким образом, чтобы, активизируя воображение и сопереживание ребят, привести их к посильному, но достаточно серьезному пониманию «Песни о вещем Олеге». Важно с первого же момента урока не увлечься исторической основой произведения, перечислением воинских. обычаев древности или подробным словарным комментарием (в частности, касающимся вооружения: изучение былин подготовило понимание таких слов, как «щит», «кольчуга», «секира» и др.).

Попытаемся лучше воскресить перед ними не столько историю, сколько переданную Пушкиным поэтичность того далекого времени. Учитель формулирует для себя методическую задачу, которая должна быть реализована в процессе анализа: раскрыть перед школьниками особенности художественно-поэтического изображения событий у Пушкина по сравнению с летописным повествованием.

Какие же методические приемы окажутся наиболее эффективными для достижения поставленной цели? Для того чтобы художественность была осознана пятиклассниками во всей ее полноте, красочности и динамике, мы обратимся к такому приему работы, как составление кадров кинофильма, который позволит, опираясь на накопленные умения создавать словесные картины, соединить и осознать эпический и лирический планы произведения, а также освоиуь строфику баллады и таким образом получить представление 6 строфе как сочетании определенного количества стихотворных строк, объединенных общей мыслью.

Пятиклассников не затрудняет определение частей будущего «фильма», поскольку действие «Песни. » происходит в четко обозначенных поэтом местах (1. «Князь по полю едет. Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесникэ; 2. «Пирует с дружиною вещий Олег. »; 3. «На холме, у брега Днепра. »). Эта, казалось бы, чисто «техническая» работа позволяет ребятам охватить особенности построения «Песни. », обозреть ее всю в целом. Общему взгляду на произведение помогает и выявление действующих лиц: главных (Олег, кудесник) и второстепенных (дружинники, слуги и т. д.).

Следующий этап работы — выявление границ и конкретного содержания кадров, входящих в каждую часть. Эта работа является чрезвычайно насыщенной, стягивающей воедино все задачи анализа. Здесь осваиваются художественные.характеристики действующих лиц (обстановка, в которой действуют ге-.рои, их внешний облик, поведение, особенности речи, взаимоотношения). Осмысливается своеобразие авторского отношения к изображаемым картинам жизни и героям, происходит эстетически-эмоциональное освоение всей образной системы произведения. Именно потому, что перед учащимися поставлена действенная задача — перевести язык одного искусства на язык другого (в пределах возможного), — начинает активно функционировать воображение, как воссоздающее, так и творческое, а это, в свою очередь, развивает эмоциональную отзывчивость.

В первую часть «фильма» ученики включают следующие кадры: появление Олега с дружиной; встреча с кудесником; обращение Олега к кудеснику; пророчество кудесника; раздумья Олега над предсказанием; прощание с конем; слуги уводят коня.

Приведем в качестве образца конкретное содержание отдельных кадров.

Для первого кадра трудно подыскать в тексте стихотворения особые детали, однако и здесь дети найдут опору для своего поображения («С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне») и материал для высказываний. Им помогут и впечатления, полученные от былин, от таких картин, как «Богатыри» В. Васнецова и др. Нужно, чтобы у ребят возникло видение скачущих вооруженных воинов, сопровождающих своего князя, одетых в кольчуги и шлемы. На лицах их написана суровая решимость отомстить врагу за набеги.

Второй кадр. Дорога, по которой едут всадники, уходит в темный лес. Важно, чтобы пятиклассники восприняли образный смысл устойчивого эпитета: непроходимая чаща, ветви, сплетенные между собой и не пропускающие света. На фоне мрачных стволов неожиданно является необычная фигура. Это кудесник. Чтобы увидеть его, ребята должны пристально вчитываться в ту характеристику, которую дает ему Пушкин, «вдохновенный кудесник», «покорный Перуну старик одному, заветов грядущего вестник», «мудрый старец». «Какой видится вам внешность кудесника на основании этой характеристики?» — спросит учитель. Ученики отвечают, что это худой, высокий, седой старик с горящими пронзительными глазами. На лице его много морщин, оно огрубело от ветра. Вся его фигура выражает величие, уверенность в себе. Он прямо и смело смотрит на приближающегося князя с дружиной.

Третий кадр. Князь подъезжает к кудеснику. Теперь мы видим Олега как бы крупным планом: мужественное суровое лицо, покровительственный взгляд, устремленный на стоящего перед ним мудреца. Мы слышим его речь, в которой звучит невольное уважение к прорицателю и снисходительность могучего, но милостивого владыки.

Учителю следует уделить особое внимание анализу интонации речей Олега и кудесника, предложив школьникам мотивировать ее развитие и смены. Характеризуя кадр «Пророчество», ученики не только воспроизведут позы участников этой сцены (напряженность позы Олега, который ловит каждое ело-во старца, застывшие фигуры его воинов, наконец, фигуру самого кудесника с торжественно поднятой к небу рукой), но, продумав содержание предсказания, определят и его интонационную окраску.

Следует обратить внимание на то, что слова кудесника содержат именно предсказание, то, что сбудется в жизни Олега, т. е. прямой ответ на его вопрос. Прорицатель как будто «видит» уже свершившимся «жребий» (судьбу), князя — отсюда употребление таких глагольных форм, которые передают будущее время в форме настоящего: «и волны и суша покорны тебе», «завидует недруг. », «щадят победителя», «ты не ведаешь ран» и т. д.

Начало речи кудесника проникнуто гордым сознанием своей независимости от князя, чувством собственного достоинства, уверенностью в своей способности знать «небесную волю», медленно, величаво, внушительно звучит его предсказание, прорицатель как бы сам поражен Значительностью судьбы Олега, открывающейся его внутреннему взору. Вместе с подвигами князя кудесник славит и его верного коня (не забудем, что КОНЬ для русского воина имел особое значение: он действительно был другом, постоянным спутником его воинской жизни). В последней фразе предсказания происходит ничем не подготовленная, резкая смена интонации («Но примешь ты смерть от коня своего»), приобретающая мрачный, трагический характер.

Следующая строфа, соответствующая .кадру «Раздумья Олега над предсказанием», чрезвычайно насыщена действиями. Казалось бы, воссоздание этого кадра не представляет трудностей для учеников. Однако проникновение в переживания героя через правильное осмысление его действий не так-то уж легко. А задача учителя и заключается в том, чтобы привести пятиклассников к пониманию значения психологического анализа. «Олег усмехнулся». Что таится за этой усмешкой? Так князь проявляет недоверие к последним словам кудесника: слишком они неожиданны. Князь колеблется, но не верить предсказанию он, сын своего времени, не может. В молчанье «с коня он слезает угрюмый». Он подавлен мыслью о неизбежной разлуке со своим «верным другом», боевым спутником. Последняя.ласка князя («И гладит и треплет по шее крутой») особенно выразительно подчеркнута эпитетом «прощальной рукой».

Следующие две строфы показывают князя в момент разлуки с конем. Важно, чтобы ребята не- только, поняли до сих пор открыто не проявлявшуюся силу привязанности князя к своему коню, но и смогли выразить чувства князя интонационно и во внешних проявлениях (выражение лица, поза, жест).

Первый урок по теме завершается домашним заданием: разделив класс на две группы, предлагаем выучить наизусть и подготовить для выразительного чтения либо- «Предсказание . кудесника» (четыре строфы), либо «Расставание Олега с конем» (три строфы).

На следующем уроке, прослушав детское чтение и вернувшись в мир пушкинских образов, учитель перечитывает «Песнь. » от слов «Пирует с дружиною вещий Олег. » до конца и ставит перед учащимися вопрос: «Какие детали свидетельствуют о том, что после предсказания прошло много лет?»

Этот вопрос нужен для того, чтобы дети ощутили движение времени, поняли, что большой период в жизни Олега, опущенный Пушкиным, не изменил-самого князя, его характера, привязанностей. В нем живет еще память о старом боевом друге, ему больно узнать о смерти коня.

После этого школьники продолжают работу по составлению кадров к оставшимся двум частям «фильма». Характер деятельности остается прежним: в тех строфах, где преобладают действия, поступки героев, внимание детей направляется, главным образом, на уяснение внутренних состояний, которые таятся за ними; там же, где содержание передается в форме прямой речи героя, идет поиск верной, т. е. мотивированной интонации.

В работе над последней частью «Песни. » роль учителя особенно ответственна: он поможет выявить ту лирическую наполненность, которая идет непосредственно от автора и выражает авторское отношение к героям и событиям. Здесь и лирический пейзаж, создающий чувство грусти («Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль»), и эмоциональные эпитеты («благородные кости»), и общая тональность строф, передающая грустные раздумья и автора и его героя («Спи, друг одинокий. »).

Предпоследний кадр является кульминацией всей «Песни. »: погруженный в скорбные раздумья, князь с горькой иронией а скрытым упреком произносит слова: «Так вот где таилась погибель моя? Мне смертию кость угрожала!» Важно, чтобы в этом кадре, основываясь на авторских ориентирах («мертвая глава», «гробовая змея», «шипя», «как черная лента», «вскрикнул внезапно ужаленный князь» и т. д.), дети сумели передать резкую смену лирического развития событий на действенно драматическое.

Таким образом, осуществляется детальнейший анализ произведения, главная особенность которого заключается в восприятии и активном освоении всей художественной ткани баллады, при этом происходит не только органическое усвоение сложной лексики «Песни. », но и обогащение представлений о емкости и назначении словесных образов.

После такого анализа учащимся не представит трудности . ответить на вопрос, в чем сходство и различие между летописным рассказом и стихотворением Пушкина.

Спросим пятиклассников: что, по их мнению, производит при чтении большее впечатление — рассказ летописца или стихотворение Пушкина и почему? Они обычно отвечают, что в летописи об Олеге говорится очень кратко, что там нет его прощания с конем, что все изложено сухо. («Только одни голые факты, а подробностей никаких нет».) В стихотворении же мы видим и Олега, и кудесника,, понимаем их характеры, узнаем, как Олег любил коня. Теперь попробуем вслушаться в звучание летописного рассказа. На фоне по-своему привлекательной, по все же суховатой бесстрастности летописцого повествования особенно эмоционально звучат пушкинские строки, Они то торжественно возвышенны, то лиричны.

Для домашней работы предложим школьникам проиллюстрировать стихотворение (нарисовать один-два рисунка, соответствующие «кадрам кинофильма»).

Читайте также: