В какой сказке есть черный кот

Опубликовано: 14.05.2022

Сказка про Черного Кота

Однажды Черный Кот крался по лесу. Он ужасно проголодался и торопился на охоту. Все мышки испугались и попрятались в норки.


По дороге он встретил девочку Надю. Она несла сметану в деревню к бабушке. Черный Кот любезно поздоровался с девочкой:

- Здравствуй, Надя! А что это у тебя так вкусно пахнет из лукошка?
Девочка важно ответила:

- Это сметана для моей бабушки.

- М-м-м, сметанка! Дай капельку попробовать!
- Ладно, только немножко.


Надя достала блюдечко и налила сметаны Черному Коту. Он в секунду все вылизал и попросил снова:

- Мур, мур, дай еще сметанки!

- Котик, а что я принесу бабушке, если ты все съешь?

- Ну, мур, пожалуйста!

- Ну ладно, ешь, котик. Потом снова за сметаной пойдем.


И Надя поставила бидон перед Черным Котом. Он так увлекся, что засунул черную мордочку в банку и застрял. Он испугался и стал трясти головой. Бидон упал, и сметана пролилась на бархатную черную шкурку.


И Черный Кот вдруг стал белым, от кончика усов до кончика хвоста.
Надя звонко засмеялась. Ее услышали мышки, высунули любопытные мордочки из своих норок. И тоже начали смеяться-попискивать над Черным Котом.


Черный Кот ощетинился и бросился на мышей. И вдруг упал в маленькое лесное озеро. И Белый Кот снова стал Черным.

Вот сам себя и проучил. Хорошая сказка, девочка добрая и не жадная.
Понравилось!
С уважением, Анатолий,

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Сказки чёрного кота

Комнату освещал лишь блеск огня в камине. В ней почти не было мебели или каких то фигурок для создания хотя бы видимости уюта. На полу лежал ковер с длинным ворсом. Перед камином стояло высокое кресло цвета бордо. По правую сторону от него располагался небольшой круглый столик на высокой ножке. На столике лежала какая-то большая книга и небольшие круглые очки. Над камином висел портрет седого мужчины в тех же самых очках со столика. На руках мужчина держал черного кота с завораживающе изумрудными глазами.

Деревянная дверь, ведущая в эту самую комнату, заскрипела и приоткрылась. В сумраке было сложно разобрать что-то, но вскоре прояснилась чья -то фигура. Небольшая чёрная тень приближалась к нам. Через мгновение тень приняла понятную форму. Это был кот. Черный кот с портрета.

Кот шел медленно, его глаза были прикрыты, видимо еще не привык к свету. Морда кота была важно приподнята вверх. Всем своим видом он подавал какую-то аристократичность. Кот плавно пересек комнату и одним прыжком оказался в кресле. Он по удобнее устроился в кресле и открыл свои прищуренные глаза. Волшебно-изумрудный взгляд завораживал еще больше, чем грациозная походка кота. Кот оглядел всех сверху вниз, давая понять, что это мы гости его дома, и дернул ухом.

– Добрый вечер – вдруг проговорил он – Как вам у нас? Уютненько, не правда ли?

Кот говорил спокойно, даже равнодушно. Его совершенно не волновало, что перед ним стоит группа из пяти человек и не может ничего сказать. Он дождался пока наши рты закроются и продолжил.

– Прошу вас, присаживайтесь – в голосе кота послышалось мурчание, а выражение его морды стало каким-то хитрым, на столько хитрым на сколько это позволялось мимике кота. Его правое ухо еще раз дернулось, хвост стал постукивать по креслу.

Переглянувшись, мы устроились на полу. В этот момент мне показалось, что кот усмехается. Но как он может усмехаться? Он же кот. На тот момент я еще не знал всего.

Кот еще раз окинул нас взглядом, как бы убеждаясь в том, что все так как он хочет.

Сказки (сборник) - Сергуненков Б. - Кот белый — кот чёрный

Жила бабка, и было у неё два кота. Один кот белый, а другой кот чёрный. Чёрный кот ловил белых мышей, а белый кот ловил чёрных мышей. Чёрные мыши ели белый хлеб, а белые мыши ели чёрный хлеб. Чёрный хлеб пекли в белой печке, а белый хлеб пекли в чёрной печке. Чёрная печка стояла в белой избе, а белая печка стояла в чёрной избе. Чёрная изба стояла у белой речки, а белая изба стояла у чёрной речки.

Кот белый — кот чёрный

Чёрная речка текла из белого леса, а белая речка текла из чёрного леса. Чёрный лес рос днём, при солнце, а белый лес — ночью, при луне. Выпустит бабка из избы белого кота — день наступает, а выпустит чёрного кота — приходит ночь.

Зерно

Хранилось в амбаре зерно. Весной зашевелилось зерно, запело:
— Взойдёт солнце, упадёт дождь, возьмут меня люди, бросят в землю, вырасту я колосом, поднимусь до неба, сожнут меня, смолотят, в тесто замесят, в печи испекут, на стол поставят, на куски разрежут, будут есть и приговаривать: «Взошло солнце, упал дождь, взяли мы зерно, бросили в поле, выросло зерно в колос, поднялось до неба, сжали его, смолотили, в тесто замесили, в печи испекли, на стол поставили, на куски разрезали. Спасибо тебе, зерно. Мы сыты, и ты довольно».

семья за столом

Взошло солнце, упал дождь, взяли люди зерно, бросили в поле, выросло зерно в колос, поднялось до неба, сжали его, смолотили, в тесто замесили, в печи испекли, на стол поставили, на куски разрезали, едят и приговаривают:
— Спасибо тебе, зерно. Мы сыты, и ты довольно.

Ворона

Жила ворона. Прилетела она однажды на колхозный ток, поклевала зёрен пшеницы, остальное людям оставила; похватала отрубей в хлеве, остальное коровам оставила; полакомилась в огороде у бабки спелой клубникой, остальное бабке оставила; стащила из мешка у деда горбушку хлеба, остальное деду оставила; отщипнула у мальчика кусок пирога, остальное мальчику оставила; отведала из собачьей миски овсяной каши, остальное собаке оставила; хлебнула из кошачьего блюдца глоток молока, остальное кошке оставила.
В хлопотах у вороны незаметно весь день прошёл. Вечером взгромоздилась ворона на сук дерева, почистила клюв, зевнула сладко и говорит:
— Вот какая я, ворона, великая кормилица. Сама наелась и мир накормила.

Прекрасная гора

Сказки

Жил козёл. Бродил он по горе и не знал, какая она есть, потому что был слеп от рождения.
Однажды он спросил у горы:
— Гора, какая ты есть?
Гора ответила:
— Сколько бы я тебе ни рассказывала, какая я есть, всё равно ты ничего не поймёшь. Даже многие зрячие козлы не знают, какая я есть, потому что не каждый козёл решится залезть на мою вершину, а снизу меня не увидишь я закрыта тучами. Но если тебе очень хочется узнать, какая я есть, заберись на мою вершину, тогда и увидишь.
Полез козёл на вершину горы. Лез он, лез. Наконец забрался на самый верх. Смотрит, а горы не видит. «Обманула меня гора, — думает козёл. — Надо вниз спускаться». Стал вниз спускаться, ищет опору, куда копытце поставить, а опоры нет. Понял козёл, что перед ним пропасть. Что тут делать? Прыгать вниз — страшно, голову сломаешь, оставаться наверху — с голоду помрёшь.
Бросился козёл в пропасть. Летел он до подножия горы. Стукнулся рогами о землю. Жив остался. Поднялся на ноги, отряхнулся и прозрел, глядит — диву дивится: стоит перед ним гора.
Запрыгал козёл от радости, заблеял:
— Вижу, вижу, какая ты прекрасная, гора!

Петух и курочка

Жили петух и курочка. Сидели они однажды в сарае на жёрдочке. Проснулся ночью петух, а ночь стоит глухая, тёмная, страшная. Глянул петух направо — ничего не видать. Глянул налево — тоже ничего не видать: ни зорьки, ни огонька, ни любимой курочки. Испугался петух, вытянул вверх горлышко и давай кукарекать:
— Ку-ка-ре-ку!

Петух

Услыхала петушиный крик курочка, села в корзинку и снесла яичко. Было у курочки яичко белое.
А как снесла курочка яичко, так и утро пришло, тоже белое, как яичко у курочки. Обрадовался петух да как закричит:
— Ку-ка-ре-ку!

Книги, в которых есть герой - кот. — 70 книг

Михаил Булгаков - Мастер и Маргарита

Это - самый загадочный из романов за всю историю отечественной литературы XX в. Это – роман, который почти официально называют "Евангелием от Сатаны". Это – "Мастер и Маргарита". Книга, которую можно читать и перечитывать десятки, сотни раз, но главное, вкоторой все равно понять невозможно. Итак, какие страницы "Мастера и Маргариты" надиктованы Силами Света? И какие – наоборот – писаны "со слов" Сил Тьмы? Пока что этого не знает никто. Прочитайте. Может, вы узнаете это первыми.

Это - самый загадочный из романов за всю историю отечественной литературы XX в. Это – роман, который почти официально называют "Евангелием от Сатаны". Это – "Мастер и Маргарита".…

Льюис Кэрролл - Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье (сборник)

Благодаря труду талантливых переводчиков приключения Алисы в Стране Чудес и в Зазеркалье давно стали классикой литературы для российских читателей. В Англии первая из этих двух этих книг, написанных математиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном, который теперь более известен по своему литературному псевдониму как Льюис Кэрролл, вышла в свет в 1865 году. Читателей привлекли не только удивительные приключения главной героини, но и великолепные иллюстрации, выполненные английским художником Джоном Тенниелом.

Благодаря труду талантливых переводчиков приключения Алисы в Стране Чудес и в Зазеркалье давно стали классикой литературы для российских читателей. В Англии первая из этих двух…

Шарль Перро - Кот в сапогах

Для коллекции "Сказки на ночь" отобраны самые известные детские произведения и рисунки величайших иллюстраторов. Эти сказки и эти картинки знакомы нам с детства, а вот маленьким читателям подобных изданий уже не досталось. Читайте волшебные сказки своим детям на ночь, разглядывайте вместе яркие картинки, и в вашем доме прибавится добра и красоты!

Для коллекции "Сказки на ночь" отобраны самые известные детские произведения и рисунки величайших иллюстраторов. Эти сказки и эти картинки знакомы нам с детства, а вот маленьким…

Терри Пратчетт - Кот без прикрас

Вначале было слово, и это слово было Кот. Эту неколебимую истину возвестил народам кошачий бог через послушного своего ученика Терри Пратчетта.
Итак, перед вами евангелие породы кошачьих. Вы узнаете о котах все. Из чего коты сделаны, их внутреннее устройство, законы, которые на них действуют и не действуют, что они едят и что пьют. Ну а чтобы было наглядней, книга снабжена картинками замечательного английского художника-графика Грея Джоллиффа. Да пребудет с вами кошачье благословение! Мяу!

Вначале было слово, и это слово было Кот. Эту неколебимую истину возвестил народам кошачий бог через послушного своего ученика Терри Пратчетта.
Итак, перед вами евангелие породы…

Уэллс Рейчел - Кот по имени Алфи

Может ли кот изменить вашу жизнь?
После смерти хозяйки, Алфи оказался бездомным. Холодные ночи на незнакомых улицах Лондона, голод и одиночество — вот что ожидало домашнего любимца, привыкшего к ласке и комфорту.
Алфи мечтал снова почувствовать себя нужным и любимым, и не сидел сложа лапы.
На пути к своей мечте он помог многим людям обрести веру в себя, встретить настоящую любовь и обрести верных друзей.
Алфи — маленький хозяин большой улицы.

Может ли кот изменить вашу жизнь?
После смерти хозяйки, Алфи оказался бездомным. Холодные ночи на незнакомых улицах Лондона, голод и одиночество — вот что ожидало домашнего…

Джеймс Боуэн - Уличный кот по имени Боб

В этой истории два главных героя - Джеймс Боуэн, уличный лондонский музыкант, и рыжий Боб, уличный лондонский кот. Они были бездомными и одинокими, но однажды повстречали друг…

Чёрные кошки

В начале всех начал жили по соседству на земле богач и бедняк. У бедняка рос сын, а у богача - дочь. И жила на краю земли злая ведьма по прозвищу Чёрмеза, что одевалась только в чёрные одежды.

В один из погожих ясных дней за домом бедняка появилась тень. Чуть помедлив, тень выпрямилась, приняла образ старухи, вошла в дом и стала просить кусок хлеба.

- Мне что - последний кусок хлеба тебе отдать? Убирайся вон и больше на глаза не показывайся. У меня самого мало еды.

Вышла она и направила свой взгляд на сына, который играл сам с собой возле дома. Старуха постояла и злобно произнесла заклинание:

- Тись – мись – вись, в чёрного кота превратись. Сколько будет земля стоять, столько будешь котом гулять! И никто на этом свете не сможет расколдовать тебя и твой род!

Мальчик трижды обернулся и превратился в чёрного-пречёрного кота. Ведьма растворилась, как дым, а котик встал на четыре лапки и побежал по двору. Потом забрался на крышу дома, отсиделся там до утра и вернулся к родителям, но уже не сыном, а котом. Взгляд его был таким выразительным, что родителям казалось, будто он понимает всё, о чём они говорят. Погладили они его и оставили у себя жить.

Превратив в кота сына бедняка, злая Чёрмеза пошла просить хлеба у богача. Богатый ей тоже ничего не дал.

- Сначала ты что-нибудь мне дай, а потом и я, может, что-нибудь тебе дам. Убирайся вон из моего дома и на глаза больше не показывайся!

Вышла колдунья и направила свой взгляд на его дочь, которая возле дома играла сама с собой. Колдунья постояла и произнесла своё заклинание:

- Тись – мись – вись, в чёрную кошку правратись! Сколько будет земля стоять, столько будешь кошкой гулять. И никто на этом свете не сможет расколдовать тебя и твой род!

Девочка трижды обернулась и превратилась в чёрную-пречёрную кошечку. Мяукнув, встала на четыре лапки и побежала по двору. Потом забралась на крышу дома, отсиделась там до утра и вернулась к своим родителям. Но уже не дочкой, а кошечкой. Взгляд кошечки был таким выразительным, что матери и отцу казалось, будто она понимает всё, о чём они говорят. Погладили они кошечку и оставили у себя жить.

И стал бедняк звать своего сына, а богач - свою дочь, но их нигде не было. Только и зметили: в домах появились чёрный кот и чёрная кошка, что громко мяукали и носились по комнате туда-сюда.

У богатого был амбар, полный с пшеницей, и мыши бегали повсюду, а у бедного не было ни амбара, ни мышей. Бедный назвал кота Муром, а богатый кошечку – Муркой. У бедного кот Мур с каждым днём всё тощал да тощал, а богатый кормил кошку объедками со стола, и его кошка целыми днями лежала в углу, выслушивая упрёки богача за безделье. Как-то раз он ей сказал:

- Мыши всю ночь бегают, пищат, спать не дают. Ты бы, Мурка. хотя бы ночью мышей ловила, принесла бы дому большую пользу.

Мурка ещё не разучилась понимать человеческий язык - к утру она и вправду наловила тринадцать мышей. Когда богач увидел на овечьей шкурке тринадцать мышей, он подумал: «Столько мышей ловить одной кошке тяжело. Пожалуй, куплю у соседа кота Мура, пусть ночью ловят мышей вдвоём».

Так Мур оказался в доме богача. Увидел кот чёрную кошечку и влюбился: «Какая красавица! Такая же, как и я, чёрная!» Кот и кошка стали вместе гулять, лазать по деревьям, крышам, ловить мышей во дворе и дома. Отвыкнув от человеческого языка, Мур и Мурка перестали понимать язык людей. Их словами стали: "Мяу-мяу".

Со временем у них появились котята, а потом и внуки-правнуки. С тех пор кошки живут в домах людей и дружат с ними, ластятся, разрешают гладить себя, протягивают пушистую лапку, трутся об их колени и щекочут хвостом. В знак благодарности им дают молоко и объедки со стола.

А что до Мура и Мурки, то они стали жить своей кошачьей жизнью – ходят ночью мышей ловить, прислушиваются, как они скребутся в норах, и стерегут их часами у выхода.

В одном санитарном батальоне жил черный кот Васька, удивительный лакомка и к тому же франт. Даже на фронте он только и делал, что умывался, прихорашивался, разглаживая усы лапой. Его черная шерсть сверкала, а усы загибались кверху.

Врачи и медицинские сестры любили Ваську и так его набаловали, что кот стал есть самую некошачью пищу. Любил варенье, шоколад, конфеты. Любопытный был. Бывало, дадут ему конфету в бумажке, так он с полчаса трудится, а все-таки бумажку развернет и конфету попробует.

Но и после этого по-прежнему всем интересовался. А войны совсем не боялся. Под гром пушек спал спокойно, и когда особенно громко где-нибудь ахнет, он спросонья встрепенется, поведет прищуренными глазами: «Кто это спать мешает?», зевнет — и снова на боковую.

И вот неожиданно во время наступления пригодилась забавная привычка Васьки все пробовать.

Однажды является в санбат солдат в обнимку с бочонком сметаны и рапортует:

— Товарищ доктор, принес вам трофей! Из горящего дома вытащил. Чего добру в огне пропадать, раненым пригодится.

Доктор улыбнулся: в хозяйстве как раз не было сметаны. Взяли бочонок. Но тут же доктор подумал: «А вдруг эта сметана отравленная?» Коварные враги, отступая, отравляют даже воду в колодцах. Может, и в бочонок яду подсыпали. Как тут быть? Исследовать? Но в санбате не было химической лаборатории. Попробовать? Но кто же решится?

— Пускай Василий опробует. Кошки — они в сметане хорошо разбираются. Плохую нипочем есть не станут.

Вот налили полное блюдечко и говорят:

— А ну, Вася, сослужи службу, определи качество.

Кот подошел к сметане, отведал, облизнулся, расправил усы лапой и зажмурился: «Хороша! Давно не ел сметаны в походной жизни!»

С удовольствием вылизал блюдечко.

Все смотрят на кота — что с ним теперь будет? А Васька мурлыкнул, калачиком свернулся да и заснул. Кот спит, а люди вокруг волнуются.

— Да нет, это он мышей во сне видит, — говорит санитар. — Вот когтищи-то на них и настраивает!

А пока спорили, Васька проснулся, потянулся — да снова к сметане! Ну, тут ему дали еще. И пошла сметана в борщ и в галушки: трофей пригодился.

В другой раз подъезжает к палаткам батальона грузовик, а из него осторожно высаживаются легко раненные солдаты, и у каждого в одной руке винтовка, а под мышкой банка с вареньем.

— Товарищ доктор, принимайте для раненых подарок. В помещичьем доме нашли. Сластена был фашистский помещик. Семи сортов варенье.

Доктор варенье принимает — и опять к черному коту:

— А ну, Василий, проверь!

А любопытный кот уже сам в банки заглядывает. Все по очереди исследовал. Не понравилась ему только клюква, но и ее отведал.

Пьют бойцы чай с вареньем и похваливают черного кота:

— Ай да кот у нас, ай да Васька, ученый химик!

— Герой, жизнью своей рискует!

— Правильный нам кот попался!

Васька среди них расхаживает, спину выгибает, словно доволен, что на войне пригодился, и в ответ мурлыкает:

Все сходило ему благополучно.

Но однажды в санбат принесли самого обыкновенного молока. В захваченном нами городе все фашисты пожгли, а магазин с молочными продуктами оставили. В нем полно молока, сыров, масла. Большая работа для Васьки!

Налили ему молока. Стал кот пробовать. Вдруг как отскочит от блюдца, усы отирает, лапки отряхивает и на всех смотрит. Что-то не то! И сразу заболел у него живот.

Встревожился весь санбат: черный кот отравился!

Раненые волнуются, сестры чуть не плачут. Врач кота лекарствами поит. Насилу отходили Ваську. Но после этого случая кот забастовал: не хочет ничего пробовать, и кончено.

Его уговаривать начали. Стыдили даже:

— Что же это ты, Васька, струсил?

Кот ни в какую! Не ест ни колбасы, ни сала. Сам себе диету назначил. Похудел, шерсть у него потускнела. Ходит мрачный, даже не мурлычет.

Стали думать да гадать: как быть, что делать?

А тут наступила весна, и война окончилась нашей победой.

К лету из санбата выписались все раненые, и Васька окончательно поправился. Он отыскивал в траве какие-то лекарственные растения, жевал их и сам себя вылечил. Принял свой прежний франтоватый вид — снова шерсть заблестела, усы поднялись кверху — и опять привалился к лакомствам.

Иногда главный врач его спрашивает:

— Ну, Василий, если война случится, ты с нами опять поедешь?

Васька изогнется, проведет ему по сапогам своим черным боком и промурлычет:

В каких сказках встречается персонаж Кот?

Назову котов и кошек, которые самые известные или которые мне больше всех нравятся.

Самая известная сказка про самого известного кота - "Кот в сапогах".

В сказке "Руслан и Людмила" Пушкина - ученый кот.

Мой любимый сказочный кот - Чеширский из любимой сказки "Алиса в стране чудес".

Кот Матроскин, живущий в Простоквашино.

Кот-музыкант из сказки "Бременские музыканты".

Кот Базилио из сказки "Приключения Буратино", хитрый, но все равно необходимый персонаж любимой сказки.

Не знаю, надо ли называть кошек, но хочу назвать милую кошку Муренку из "Серебряного копытца". И если уж говорить о кошках, то это еще и кошка из "Кошкиного дома".


"Кот, козел и баран", "Кот, петух и дрозд", "Кот и лиса", "Кот в сапогах", "Два клена", "Волшебное кольцо", "Алиса в стране чудес", "Приключения маленькой волшебницы", цикл сказок С.Прокофьевой "Повелитель волшебных ключей", "Приключения Пиноккио", "Приключения Буратино", "В стране невыученных уроков".

Кот Матроскин (мультфильм "Простоквашино"), Кот в сапогах (сказка Шарля Перро, мультфильм "Шрек"), Том (мультфильм "Том и Джерри"), Чеширский кот (сказка "Алиса в Стране Чудес"), а также герои коты и кошки в серии книг "Коты-воители" Эрин Хантер.

кот в сапогах, кот матроскин, кот леапольд, том и джерри , котёнок по имени гав, в шреки кот был , так в принципе большое не знаю детство прошло именно с этими персонажами , которые остались в моей памяти.

Коты - любимые герои сказок. Обычно они добрые, ласковые, иногда хитрые.

Будем считать, что в вопросе имеются ввиду сказки, а не современные мультфильмы.

Итак, в каких сказках встречается кот? В каких сказках есть главный герой кот?

  • Кот в сапогах
  • Ученый кот
  • Серебрянное копытце
  • Гипсовый котик
  • Кот и лиса
  • Кошачий король
  • Кот, петух и лиса
  • Принцесса кошка
  • Храбрый кот и трусливый медведь
  • Репка
  • Бременские музыканты
  • Приключения Буратино или Золотой ключик
  • Дядя Федор, пес и кот
  • Алиса в стране чудес
  • Кошка, которая гуляля сама по себе
  • Кот Баюн





Такие сказки, где встречается кот известны практически у всех народов мира.

Конечно все знают сказку "Кот в сапогах" ( Шарля Перро). Но мне кажется, что именно в Италии коты в сказках самые умные. Вот посудите сами. Например итальянские сказки такие как "Ученый кот" и "гипсовый кот". Но наши сказки показывают кота именно с хорошей стороны. Например сказка "Кот Васька", "Кот и лиса". Так что кот у нас настоящий герой. И мы это видим по сказке "Кот , петух и лиса".

Действительно, в сказках встречаются коты. Например, можно встретить в предисловии к произведению "Руслан и Людьмила", в романе "Понедельник начинается в субботу", можно отметить кота Василия. Конечно же встречается в таких сказках, как - Кот в сапогах. Сказка о мраморной кошке и веретене повелителя ветров. Ганс и полосатый кот. Леса и кот. Конечно нельзя забыть про произведение Бременские музыканты.

Сказки, в которых главным героем является кот.

Конечно, сразу можно вспомнить "Кот в сапогах", "Кот Леопольд" или же Простоквашино ("Дядя Федор, пес и кот"), но есть и другие произведения для детей, где встречается кот.

Сказка "Кот, лиса и петух", например. И "Кот и лиса".

Еще "Кошкин дом" С. Маршака.

"Котенок", это правда рассказ Л. Толстого.

"Котенок по имени Гав" Остера.

Бременские музыканты, Котофей Иванович, Серебряное копытце (правда, там кошка была и вообще это сказ), кот-рыболов, кот и лиса, кот в сапогах, приключения Буратино, каникулы в Простоквашино, коток-золотой лобок, сказка о глупом мышонке, сказка об умном мышонке.

кот матроскин - очень хозяйственный кот, персонаж серии советских мультфильмов ("трое из простоквашино", "каникулы в простоквашино", "зима в простоквашино").

кот баюн - чудовище-людоед из волшебных русских сказок. кот обладает чарующим голосом и, рассказывая сказки, завлекает людей, усыпляет их и убивает.

чеширский кот - персонаж книги льюиса кэрролла "алиса в стране чудес". постоянно ухмыляющийся кот, умеющий по собственному желанию постепенно растворяться в воздухе, оставляя на прощанье лишь улыбку. возможно самый мудрый герой в этом произведении.

кот том - мультипликационный кот серо-голубого окраса из мультсериала "том и джерри", постоянно гоняющийся за мышонком джерри.

кот феликс - мультипликационный персонаж, созданный в эпоху немого кино. антропоморфный чёрный кот с большими белыми глазами и широкой улыбкой.ученый кот пушкина - кот из поэмы "руслан и людмила", похожий на кота баюна, но не людоед, а сказочник.

кошка, которая гуляла сама по себе - персонаж одноименного рассказа киплинга и великолепного советского мультфильма.

кот в сапогах - предприимчивый и очень хитрый кот из сказки шарля перро и многочисленных мультфильмов. задействован в "шреке".

кот леопольд - персонаж серии советских мультфильмов, добрый кот, которого постоянно донимают двое мыши-хулиганы.

толстопуз - гангстер из мультсериала "чип и деил". толстопуз - толстый кот, аристократ с утончёнными манерами и напускной вежливостью, которыми он постоянно бравирует. в бизнесе он нетороплив и при этом всегда жалуется на нехватку времени. толстопуз - мозг банды, а всю грязную работу выполняют помощники. кроме постоянно ставящих ему палки в колёса спасателей, толстопуз, как и большинство котов, ненавидит собак. настолько, что готов тратить своё время на козни «лучшим друзьям человека», даже если это не несёт ему никакой материальной выгоды.

гав - котёнок герой мультфильма «котёнок по имени гав» предположительно тайской породы.

толстый рыжий кот – из мультфильма «возвращение блудного попугая», ленивый, вальяжный, чванливый, с гонором. живёт с богатыми хозяевами. принцип жизни: «отдохнул – во! сметаны – во! рыбы – во!»

барон гумберт фон зиккинген - частный детектив из «кошачьей канцелярии». является ожившей статуей кота (из аниме «шёпот сердца»), имеет человеческое тело с кошачьей головой. носит наглухо застёгнутую одежду и перчатки, часто берет с собой цилиндр и трость, которой умеет отлично фехтовать. любит специальный сорт чая, который каждый раз имеет разный вкус. он очень деликатен, лаконичен и имеет хорошие манеры, никогда не бывает в замешательстве и всегда знает выход из любой ситуации. прекрасно ладит со своим напарником по канцелярии, мута.

Кто из сказочных котов самый популярный? От Баюна и Кота-в-сапогах до Базилио и Бегемота

Как известно, человек котов не только разводил и выводил, но и придумывал. Попробуем же вспомнить самых популярных кошачьих героев сказок, мифов и художественных книг. Начнём с, так сказать, родных нам образов…

Например, благодаря Александру Сергеевичу и школьным учителям, все мы прекрасно извещены о том, что есть

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом,
Идёт налево — песнь заводит,
Направо — сказку говорит…

Фото: ; скан из издания «Руслана и Людмилы» 1890 г.

Хотя Пушкин не называет имени этого высокообразованного животного, знатоки фольклора уверены, что под ним подразумевается сказочный кот Баюн (от древнерусского «баяти» — «рассказывать»). Несмотря на, с виду, безобидные таланты, Баюн не менее опасен, чем сладкоголосые гомеровские сирены. Своими «байками» кот буквально «убаюкивает» аудиторию, после чего жестоко расправляется с уснувшими. В сказке «Пойди туда — не знаю куда…» из сборника Афанасьева сообщается, что Баюн «сидит на высоком столбе в двенадцать сажон и многое множество всякого люду насмерть побивает». Герою сказки, чтобы добыть кота, приходится не только бороться со сном, но и использовать множество спецсредств.

«Кот-баюн прыг ему на голову, один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий — тут добрый молодец ухватил его клещами, сволок наземь и давай сечь прутьями; наперво сек железным прутом, изломал железный — принялся угощать медным, изломал медный — пустил в дело оловянный; этот гнется, не ломится, вкруг хребта увивается. Кот-баюн начал сказки сказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей: а купеческий сын не слушает, знай его нажаривает».

Зато укрощённый Баюн оказывается животинкой весьма полезной — его можно и на врага натравить, и использовать, как некоего Кашпировского — считалось, что байки кота излечивают болезни.

Другого персонажа фольклора — Кота Казанского — можно увидеть на многих русских лубках. Согласно легенде, именно в Казани жила порода самых крупных, сильных и умных котов. Когда город осаждали войска Ивана Грозного, один такой кот даже предупредил казанского хана о вражеском подкопе под стену. Впрочем, иногда казанские коты вели себя не столь благородно — могли, например, перегрызть спящему хозяину горло.
Слухи об этой породе были столь распространены, что Елизавета Петровна для борьбы с мышами в своём дворце попросила привезти кошек именно из Казани.

«Кот казанский, ум астраханский…» Лубок. Россия. XVIII век
Фото: commons.wikimedia.org

Есть свой страшный кот и в исландском фольклоре. По традиции во время Святок (которые в Исландии называют Йоль) каждый житель должен был приобрести какую-либо шерстяную обновку. К тем, кто обновкой не обзавёлся, по ночам мог нагрянуть Йольский кот — чёрное чудище величиной с быка — со всеми вытекающими отсюда последствия. Недаром в Исландии про нарушителей традиции говорили: «Он надел на себя Йольского кота» (т.е. «навлёк на себя проблемы»).


Что касается литературных котов, то здесь самым популярным до сих пор остаётся герой сказок Шарля Перро (1697) — тот самый, который достался в наследство третьему сыну мельника. Поначалу несчастный даже хотел пустить столь никчёмное «наследство» на мясо и муфту. Однако в итоге пройдоха-кот не только «раскрутил» хозяина на сапоги, но и помог тому сделать карьеру при королевском дворе, попутно убив лоха-людоеда.


Надо сказать, что история Кота-в-Сапогах была известна ещё до Перро. Например, в сборнике итальянца Страпаролы «Приятные ночи» (1550−53) можно встретить похожий сюжет о «Константино счастливчике, каковой благодаря хитроумию своей кошки добывает себе могучее королевство». Людоеда там нет. Зато кошка так же, как и у Перро, искусно выдаёт своего хозяина за знатного и богатого человека.

Иллюстрация к сказкам Шарля Перро
Фото: Гюстав Доре; commons.wikimedia.org

«…кошка с величайшей поспешностью устремилась вперёд и, оставив остальных далеко за собой, наткнулась на нескольких всадников, к которым обратилась с такими словами: „Куда вас несёт, несчастные? Поторопитесь убраться, ибо сюда движется большой конный отряд, и тогда вам не поздоровится…“ Всадники, устрашившись, спросили: „Как же нам теперь поступить?“ На это кошка ответила: „Поступайте следующим образом: если кто-нибудь пожелает узнать, чьи вы всадники, смело говорите в ответ: мессера Константино, и никто вас не обидит“».

.

Ещё одна сказка-легенда у нас практически неизвестна, зато крайне популярна в Англии. Надо сказать, что герой сказки — Ричард Уиттингтон — личность вполне реальная: так звали успешного купца XIV века. Хотя настоящий Уиттингтон происходил из дворян, в сказке он превратился в бедного мальчика, который отправился на заработки в Лондон. Однажды Дика так замучили грызуны, что он по дешёвке купил кошку, оказавшуюся крайне искусным мышеловом. Уже одного этого таланта ей хватило, чтобы сделать своего хозяина богатым. Сначала кошку арендовал капитан судна, а затем продал её заморскому султану (тоже «измученному мышами») за немалую сумму. Удивительно, но бедному Дику вернули всю сумму, и его жизнь коренным образом изменилась.

Сказочный Дик Уттингтон стал столь популярным, что подменил собой прототип. Например, когда Реджинальд Эльстрак (1570−1625) изготавливал гравюру с купцом на основе более раннего портрета, заказчик попросил заменить череп, на который опирался рукой Уиттингтон, хрестоматийной кошкой.

Дик Уттингтон и его кошка
Фото: обложка книги; members.iinet.net.au

А вот у немецкого писателя Гофмана действительно был любимый кот. Животное так привыкло спать в ящике стола посреди бумаг, что писатель однажды подумал: «А может, сей смышленый кот тайком пишет книги?» Так на свет родились «Житейские воззрения кота Мурра» (1819), где Гофман сатирически изображал нравы эпохи и пародировал «возвышенные» литературные штампы.

«Что там погреб, что там дровяной сарай — я решительно высказываюсь в пользу чердака! — Климат, отечество, нравы, обычаи — сколь неизгладимо их влияние; да, не они ли оказывают решающее воздействие на внутреннее и внешнее формирование истинного космополита, подлинного гражданина мира! Откуда нисходит ко мне это поразительное чувство высокого, это непреодолимое стремление к возвышенному! Откуда эта достойная восхищения, поразительная, редкостная ловкость в лазании, это завидное искусство, проявляемое мною в самых рискованных, в самых отважных и самых гениальных прыжках? — Ах! Сладостное томление переполняет грудь мою! Тоска по отеческому чердаку, чувство неизъяснимо-почвенное, мощно вздымается во мне! Тебе я посвящаю эти слезы, о прекрасная отчизна моя, — тебе эти душераздирающие, страстные мяуканья! В честь твою совершаю я эти прыжки, эти скачки и пируэты, исполненные добродетели и патриотического духа…».

Издание «Житейских воззрений кота Мурра» 1855 г.
Фото: E. T. A. Hoffmann; commons.wikimedia.org

О происхождении следующего литературного героя — Чеширского кота — известно, что в первоначальной рукописи Кэрролла «Приключения Алисы под землёй» кота не было — появился он только в печатной версии, и не зря! Взяв за основу местную пословицу, Льюис Кэрролл создал ярчайшего персонажа, способного не только улыбаться, но и постепенно исчезать — вплоть до одной улыбки, висящей в воздухе.

«- Д-да! — подумала Алиса. — Видала я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни ещё не встречала».


Надо заметить, что в оригинале герой Кэрролла выглядит не столь мило, как на некоторых картинках. Чеширский кот сразу пугает Алису крупными размерами и рядом острых зубов.


В сказках про Пиноккио и Буратино мы видим кота и лису в роли бродяг и мошенников (хотя здесь кот однозначно глупее своей напарницы). Кстати, Алексей Толстой довольно остроумно переделал русское прозвище кота — Васька — на итальянский манер — Базилио.

Иллюстрация к сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Фото: Maraja Libiko; скан из книги


Не забыли писатели и о «демоническом» прошлом чёрных котов. Недаром в знаменитой новелле Эдгара По «Чёрный кот» животное носит имя бога царства мёртвых — Плутона. Правда, в течение новеллы пугает не столько кот, сколько его хозяин-алкоголик, постоянно издевающийся над Плутоном. Мстит убиенный кот лишь в самом конце.

«…дюжина сильных рук ломала стену камина. …Глазам зрителей представился труп, уже сильно попортившийся и покрытый запекшеюся кровью, который стоял против них в прямом положении. На голове его, разинув красный рот и выпучив единственный огненный глаз, сидело гнусное животное, коварство которого привело меня к убийству, а обличительный вопль предал меня палачу. Я похоронил чудовище вместе с трупом моей жены!».

А вот в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» чёрный кот напрямую входит в свиту Сатаны и играет роль своеобразного шута-трикстера.

«…в гостиной на каминной полке, рядом с хрустальным кувшином, сидел громадный черный кот. Он держал в своих лапах примус.
— М-да… действительно здорово, — шепнул один из пришедших.
— Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, — недружелюбно насупившись, проговорил кот, — и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное».


Говорят, что его прообразом стал собственный кот писателя по имени Флюшка. Правда, в романе кота зовут достаточно странно — Бегемот. Дело в том, что в средневековой мифологии действительно был демон с таким именем, очень подходивший герою Булгакова по характеру.

Коллен де Планси «Dictionnaire infernal» 1863:
«Бегемот — демон дурашливый (шутовской), глава демонов, виляющих хвостами (демонов-льстецов). Сила его в почках. Его царство — лакомства и удовольствия брюха».

Внешне канонический демон кота ничем не напоминал. Но и на хорошо знакомого нам бегемота он походил лишь огромным пузом, а голову имел слоновью.

О котах мультяшных, музыкальных и научных я расскажу уже в следующий раз.

Кот как архетип в сказках для детей


Многие века кошка находится возле человека, но всё равно остаётся для него существом, тайны которого он разгадать так и не может. Своей сообразительностью и изобретательностью кошки отличаются от всех других животных. Благодаря ловкости и хитрости это животное попало не только в мифологию разных народов мира, но и в литературу и искусство, найдя художественное воплощение и в творчестве русских и зарубежных писателей.

У ряда авторов кот - герой второго плана, поскольку не играет в сюжете главной роли. В таких произведениях кот обычно лежит на коврике и пьет молоко или лакомится сметаной и не участвует в событиях. У других же писателей кот – главный герой повествования, вокруг которого и разворачивается основной сюжет. Таковым, например, является Кот в сапогах из сказки французского писателя Шарля Перро «Кот в сапогах».

Кот в этом произведении – животное, любящее и преданное, готовое ради своего хозяина выполнить любое задание, несмотря на то, что оно может быть очень опасным (например, встреча с людоедом). Находчивый четвероногий друг смог получить расположение короля и познакомить его со своим хозяином. Благодаря уму и хитрости кот победил людоеда и завладел его богатствами, что помогло его хозяину жениться на принцессе.

Аналогично кот показан и в русской народной сказке «Волшебное кольцо», где он помогает своему хозяину преодолеть невзгоды и выполнять сложные задания. На образе кота можно исследовать антропологию образных состояний [7, с.355-358].

Совсем иначе представлен кот у К. Паустовского в рассказе «Кот - ворюга». В нем животное показано с отрицательной стороны, «кот — бродяга и бандит». Он ворует еду, устраивает бардак и пугает хозяев дома. Мы видим типичный образ кота для русского человека: хулиган, проказник, который добывает себе пропитание путем воровства. Но главной же идеей этого произведения является то, что все-таки, несмотря на подобное поведение, кот, в конце концов, благодаря заботе и ласке становится настоящим хранителем дома и помощником человека. Речь идет о психофизической характеристике кота [2, с.643-646].

Кот – любимый русским народом зверь. С ним составлено много примет и пословиц: «Кошку против шерсти не гладят», «Кошка моется — гостей замывает (зазывает)». Народ считал, что кот благотворно влияет на сон, поэтому его образ нередко можно увидеть в колыбельных песнях. В сказках особенно отчетливо показано отношение человека к коту.

В одних сказках кот – добрый зверь и помощник, в других – хитрое и изворотливое животное, которое жаждет наживы. Чаще коты милосердны и добры как к людям, так и к другим зверям. Так, например, в сказке «Котик – золотой лобик» кот, помогая дедушке и бабушке, дает им капусту, соль и сало. В другой сказке – «Кот, лиса и петух» -он жил вместе с петушком. Кот был работящий и часто уходил в лес на охоту. Уходя из дома, он наказывал петушку, чтобы тот, если придет лиса, не верил ей и не высовывал головушку, иначе она его унесет. Но сосед не слушался, и коту часто приходилось его спасать. Здесь кот выступает удалым защитником петуха. Причем у кота хороший слух, он заботлив и умен. То есть в этих сказках кот показан как положительный герой: помощник и спаситель. Иначе кот описывается сказке «Кот – воркот, Котофей Котофеевич». Кот ненасытный и вороватый: то сметану слижет, то всё молоко выпьет. Наестся, ляжет в уголке, приговаривает все – «мало» да «мало». Однако старик не стерпел: взял кота и в лесу одного бросил, чтобы знал, как воровать. В этих сказках кот очень хитроумный и делает так, чтобы ему было удобно.

Существует и фантастический образ кота – баюна - персонажа русских волшебных сказок. Это огромный кот-людоед, обладающий чудесным голосом. Кот-Баюн был наделен голосом, который слышен на больших расстояниях, и мог видеть далеко-далеко, мог на кого захочет, напустить заколдованный сон. Он заговаривает своими сказками пришедших путников и жестоко убивает. Но тот, кто сможет обхитрить кота и остаться живым, получит спасение от всех недугов, потому что сказки этого кота лечебные.

В сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» Андрей-стрелок очутился в тридесятом царстве. Баюн увидел Андрея, разозлился и прыгнул ему на голову. Андрей-стрелок стал бить его прутьями. А кот Баюн сказки начал рассказывать, усыпить пытается, но Андрей его не слушает, бьет и бьет прутом. Кот сдался, и Андрей победил, а как пошел в обратный путь, то и кота за собой увел.

В образе кота находит свое отражение архетип трикстера. Трикстер – это шут, веселый обманщик, разрушитель стереотипов, пересмешник. К.Г. Юнг писал: «Во многих культурах его образ выглядит как старое русло реки, где все еще течет вода. Лучше всего это обнаруживает тот факт, что основная тема трикстера возникает не только в мифической форме, но проявляется так же наивно и достоверно у ничего не подозревающего современного человека, - всегда, когда он чувствует себя во власти досадных «случайностей», которые с явной злонамеренностью препятствуют его воле и его действиям. Тогда он говорит о «порче» и «сглазе» или о «законе подлости». Здесь трикстер представлен противотенденциями бессознательного, а в некоторых случаях – своего рода второй личностью более низкого и неразвитого характера… Думаю, что я нашел подходящее определение для этого компонента образа, назвав его тенью» [7, с.345]. В образе кота чаще нет каких-то сдерживающих его поведение факторов и рамок, что говорит об огромной первобытной энергии, которая делает этот образ очень деятельным и активным, не смотря на видимую его леность.

Таким образом, во многих прочитанных русских сказках кот показан хитрым, сообразительным героем, а иногда обманщиком и плутом. Он любит лакомиться вкусной пищей и забавляться играми. Во многих сказках кот помогает и спасает своих хозяев и друзей, проявляя трудолюбие, смелость и находчивость. Но иногда отмечаются и такие отрицательные его качества, как лень и воровство.

Образ кота использовался не только в русских сказках, но и в некоторых сказках разных народов мира. Например, в индонезийской сказке «Кот и обезьянки» этот герой дурачит всех, кто попадается ему на пути. Под раздачу попадают обезьяны, которым он сначала говорит, что осиное гнездо на дереве – это гонг его дедушки и когда обезьянки просят постучать по нему, кот разрешает, но только когда он уйдет подальше, якобы, чтобы дед его не ругал. Когда обезьянки стучат, то из упавшего гнезда вылетает огромный рой ос и жалит их. В следующий раз кот снова обманывает глупых зверушек, говорят, что на кустике растут очень вкусные ягоды, которые он охраняет. Обезьяны опять верят ему и набивают этими «ягодами» целый рот. Но оказывается, что это вовсе не сладкие, спелые и вкусные плоды, а очень острый перец, из-за которого во рту у них начинается настоящий пожар. Здесь мы видим кота вовсе не добрым и милосердным, а хитрым вруном и задирой.

Пример этого архетипа мы можем наглядно увидеть в сказке А. Резникова «Кот Леопольд». В этой сказке кот является воплощением спокойствия и мудрости. Он пытается образумить шкодливых мышек и всегда призывает их: «Ребята, давайте жить дружно». Таков и герой сказки «Котенок по имени Гав» Остера Григория Бенционовича. Черный взрослый кот предостерегает маленького рыжего котенка, которого зовут «Гав» от неприятностей. Ведь с таким именем их ему не избежать. Черный кот помогает малышу убегать от собак, показывает укромные места, где безопасно для жизни и можно ночевать. Образ ученого кота также представлен в итальянской сказке «Ученый кот», где кот учил принца всем наукам.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что образ кота в сказках может являть воплощением жизненной мудрости, доброты, снисходительности, понимания.

Образ архетипа тени так же находит своё отражение в героях-котах.Тень - это желания, тенденции, переживания, все то, что вытесняется сознанием и уходит в бессознательное. Тень нельзя игнорировать, так как «можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену». Это темная сторона психики, то что мы пытаемся подавить в себе.«Тень воплощает все, что субъект отказывается признавать в самом себе, и кроме того, всегда навязывает себя субъекту прямым или косвенным путем. К примеру, низменные черты характера и другие несовместимые тенденции»[7, с.300]. Этот архетип находит свое отражение в сказках С.Я. Маршака «Кошкин дом» и «Глупый мышонок». В первой сказке богатая тетя кошка не пускала собственных племянников в свой роскошный дом, которым она всем хвасталась. В другой, где сказке кошка под видом няни съела маленького мышонка. Так, образ кошки может являть воплощением подлости.

Коты – это животные, которых любят и ценят, ведь кто, как ни кот будет охранять дом от мышей и согревать в холодную зиму? Поэтому ещё можно встретить кота как любимое домашнее животное, не выполняющего роли помощника, спасителя. Он просто находится рядом и радует своим присутствием. Кот приобретает функции универсальной метафоры культуры [3, с.191-193].

Прочитав и сравнив сказки, мы приходим к выводу, что образ кота чаще всего используется именно в сказках. Нам представлен герой, обладающий как положительными, так и отрицательными чертами. Образ кота – это образ русского человека с его недостатками и достоинствами. В зарубежных народных сказках кота можно встретить не так часто, но и там мы видим его как доброго и умного защитника людей и животных. Во многих сказках кот показан по образу и подобию человека, с чертами, присущими любому из людей. Каждый видел и знает доброго и милосердного человека, жаждущего помочь ближнему; лживого, лицемерного, для которого важна лишь нажива. Так и коты в сказках показаны с отрицательными и положительными чертами; умные и хитрые, злые и добрые, лживые и вредные. Образ кота многофункционален, ведь кот выполняет роль помощника и вредителя, спасителя и лжеца.

Читайте также: