Можно ли христианам есть курицу
Опубликовано: 14.05.2022
Мясная пища в христианстве
Бесспорно то, что для младенца голос матери важнее даже самого звонкого голоса раскрасивой погремушки. Так и мы, в поисках ответа на наши вопросы, минуя неглубокие полуправды, будем припадать своим младенческим сердцем к самому родному и близкому нам родительскому Божиему голосу.
Триединый Господь поставил Церковь на земле и, освятив Её личным присутствием, сохраняет и направляет Её Своей безграничной любовью.
Православие – это горная тропа, восходящая над пропастью в Небесный Иерусалим. По тропе этой следовать можно только твёрдым шагом, на двух ногах – двумя заповедями: любовью к Богу и любовью к ближнему. Ступени же, от которых отталкиваются эти ноги есть Священное Предание и Священное Писание, где немало внимания уделено тому, что мы вкушаем.
Когда мы говорим о мясе, то это может означать следующее:
- мясо — это мышечная масса убитого животного, употребляемая в пищу;
- мясом также называется само блюдо, приготовленное из такой мышечной массы;
- к мясу относится и мышечная часть рыбы;
- мясом может называться собственно мышечная ткань;
- а также это может быть мякоть плодов, окружающая семя.
Понятно, что мы будем обсуждать отношение Православия к животному мясу. Такое мясо делится обычно на говядину, свинину, баранину, конину, курятину и др.
^ Грех ли убивать животных ради еды?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Священному Писанию, выше которого Святая Церковь никогда не превозносится.
В книге Бытия ( Быт.1:29 ) написано, что Господь дает нам “всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя”, и говорит, что нам “сие будет в пищу”. Здесь для первых людей отчетливо сказано, что только растительная пища предназначена для человека.
Однако, после всемирного потопа, когда восемь человек вышли из ковчега на голую землю, несомненен тот факт, что такая бесплодная почва не могла накормить их ещё долгое время. Тогда Господь и разрешил им вкушение мяса. То есть Сам Вседержитель, Творец всей вселенной, благословляет вкушение мясной пищи по сложившимся обстоятельствам. Но и тут Он не говорит: “разрешаю вам на время”. Он просто благословил.
Господь есть Любовь и всё творимое Им есть благая забота о всем живом в земной нашей жизни и, важно, за ее чертой. Следовательно, ни умерщвление всех людей на планете во время потопа, ни смерть животных по Божиему благословению не противоречит Его благому промыслу о всех нас, как бы ужасно это нас ни впечатляло.
«Ошибается тот, кто считает,
что пост лишь в воздержании от пищи.
Истинный пост есть удаление от зла…»
^ Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?
Некоторые люди ошибочно считают, что полное воздержание от мясной пищи приведёт человечество к высшей нравственной точке своего развития и, как следствие этого, мир будет спасен. Однако, страницы Священного Писания говорят, что такой закон не работает. Господь уничтожил потопом всё вегетерианское население земли. Да-да, до Ноя всё человечество питалось только лишь растительной пищей и, несмотря на это, всё равно на земле воцарилось полное растление нравов, растление такой низости, что Господу пришлось пойти на такой решительный крайний шаг.
«Берегись измерять пост простым
воздержанием от пищи.
Те, кто воздерживается от пищи,
а ведет себя неподобающе,
уподобляются дьяволу,
который хотя ничего не ест,
однако ж не перестает грешить».
^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?
Есть одна важная оговорка, которую сделал Господь при благословении мясной пищи. Он разделил всех животных на чистых и нечистых (Ветхий Завет).
- ЧИСТОЕживотное имеет всего два признака — оно должно быть:
- парнокопытным и
- жвачным.
- НЕЧИСТАЯ пища — это животные, у которых отсутствует хотя бы один из этих признаков. Это означает, что такое мясо для употребления в пищу не годится.
Также к нечистой пище относится идоложертвенное мясо, то есть туша, оставшаяся от животного, после принесения его в жертву идолу.
Вопрос читателя: «Помогите разрешить спор внутри нашей семьи! Наша тётя говорит, что у православного человека должно быть много запретов касательно еды и эти запреты не должны ограничиваться только постом. Она говорит, что православный человек должен готовить мясную пищу только по праздникам, а пищу других народов, узбекскую, японскую, корейскую, татарскую, нам нельзя. А моя мама ей отвечает, что, помолившись, можно вкушать любую пищу. Кто же прав?!»
В этом споре интересно то, что здесь при определённых условиях оказаться правыми могут обе женщины. Всё зависит оттого, куда направлен духовный взгляд каждой из них. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную», говорит апостол Иоанн. И если эти женщины смотрят именно так на ту еду, как на подкрепление сил для освоения пищи духовной, то это попросту разговор двух ангелов, призывающих друг друга вступить на радость своего пути.
Для первой, видимо, воздержание необходимо от опасения потерять дарованное ей некогда драгоценнейшее чувство Бога. Пытаясь его сберечь, она неумело, возможно, переживает за всех своих близких, которые, по ее взгляду, это чувство не берегут.
А для второй – вполне возможно, что на духовной высоте её сердца пища нужна лишь для того, чтобы хотя бы ещё один день созерцать светотканное лицо Господа нашего Иисуса Христа. Так некогда Сам Господь по голодной человеческой необходимости благословляет апостолу вкушение нечистой пищи во время его молитвенного делания ( Деян.10:9–15 ).
Первому типу людей для спокойствия их совести необходимо определиться, что’ по ветхозаветным законам разрешается употреблять христианину, а что нет. Это также полезно и для людей, нечаянно свернувших с богоспасаемого пути для поклонения своему животу или самой пище, о которых, как говорит апостол Павел, «написано: народ сел есть и пить, и встал играть» ( 1Кор 10:7 ), а точнее, поправляет Лопухин «плясать», то есть блудодействовать.
«Возобладай над чревом,
пока чрево не возобладало над тобой».
Свт. Василий Великий.
Так «…пищу других народов .. нам нельзя»?!
В продолжение вопроса от нашего читателя давайте коротко определимся в различиях пищевых ограничений православного человека и представителей других религий, близких и неблизких нам по отношению к Священному Писанию Ветхого Завета. Для этого необходимо коротко упомянуть о наших общих запрещающих понятиях в области питания.
^ Исламская пища – разрешается условно
«Халяль» – это понятие разрешенного и дозволенного в исламе. Противоположное по смыслу понятие – это «харам». Обычно, этими словами обозначают допустимую и недопустимую пищу.
К харамной у мусульман относиться:
- свинина и производные её,
- недозволено потребление мяса с невыпущенной кровью и падаль,
- а также мясо с выпущенной кровью, но приготовленное без произненсения имени Аллаха.
*Мусульманам разрешается есть мясо, которое
было приготовлено только «людьми Писания».
К ним относятся христиане, иудеи и сами мусульмане.
^ Иудейская пища – разрешается
«Кашрут» – это свод иудейских законов о запретах в области потребляемой пищи. Пища по этим законам может быть кошерной и некошерной или пригодной и непригодной для потребления.
*«Духовная чувствительность человека,
употребляющего некошерные продукты,
понижается, его сердце «закрывается»
для восприятия духовных идей».
Иудейская мудрость.
- животное, если оно не имеет раздвоеное копыто и не жует жвачку. Это, к примеру, такие животные, как конина, медвежатина, волчатина, собачатина, свинина, зайчатина, мясо лисы и др.
- птиц: «орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его…» и других. Из птиц можно есть только тех у кого «есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле», то есть это курицы, индюшки, гуси и другие домашние птицы.
- животное, если оно погибло своей смертью (падаль) или было удавлено или убито током, то есть кровь животного осталась невыпущенной (из мёртвого животного кровь не выпустить, так как всякое движение по сосудам прекращается с остановкой сердца).
- рыб и всех обитателей речных, морских и океанских, которые не имеют плавников и чешуи. То есть сюда можно отнести крабов, мурен, акул, китов, молюсков, рачков, раков и лангустов и многое другое.
- жаренную кровью, в том числе кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген (пояснения см. дальше).
Различие чистых и нечистых животных и запрещение в Ветхом Завете употреблять нечистых животных в пищу имело специальное и временное значение: научить евреев чистоте жизни и сердца, и было внешним средством отличия и отделения евреев от других народов. С пришествием Мессии такое отделение сделалось излишним: все народы, принявшие Евангелие, освящены и очищены кровию Христа; посему в царстве благодати нест Еллин ни Иудей, обрезание и необрезание, но всяческая и во всех Христос ( Кол. 3:11 ).
«Мясо можно есть только то, которое заколото,
а не убито электрическим током или задушено.
Определить это можно по цвету:
светлое мясо – с выпущенной кровью;
тёмное мясо – с невыпущенной (мертвечина);
^ Вьетнамская пища – не рекомендуется
Камнем преткновения является распространённый принцип заготовления мяса у тайцев и некоторых других родственных им народов. Перед тем, как убить животное, его долго избивают с целью пропитать живое мясо кровью.
*«Христианам лучше бы вообще создать
свои скотобойни и магазины,
где заведомо продавалось
бы ритуально чистое мясо...».
Священник Олег Стеняев
^ Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?
В книге Бытия мы читаем наставление Божие: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» ( Быт.9:4 ). Эти наставления Вседержитель делает для Ноя и его семьи после потопа. То есть, благославляет есть плоть, но запрещает есть душу. По слову Божиему, кровь соединена с душою того, кого окормляет: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» ( Лев 17:10 ). Слово “душа” в данном случае обозначает жизнь. Здесь Господь говорит о том, что всякая кровь должна быть использована либо для жертвоприношения Ему, либо пролита на землю. Отсюда древняя традиция у «людей Писания», то есть у иудеев, мусульман и христиан, выпускать кровь у животного перед потреблением его мяса в пищу.
А далее, в книге Левит мы находим результат отступления от этой заповеди: «обращу лице Мое на душу того <..> и истреблю ее из народа ее» ( Лев.17:11 ), говорит Господь. Люди Ветхого Завета ревностно исполняли обрядовые правила. Собором апостолов, который состоялся около 50 года в Иерусалиме, было утверждено положение, по которому на христиан из язычников непосильные иудейские правила не накладывались. В то же время было указано о необходимости воздержания от удавленины и крови ( Деян.15:20 ). Подробнее в разделе “Кровь”.
*«Гематоген хоть и является
производным крови крупного рогатого скота,
однако, приём его в лечебных целях
возбраняться не может».
^ Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?
В указаниях на то, что «кровь сия душу очищает», говорится об окроплении Божиего жертвенника в качестве залога за содеянный грех (подробно в книге Левит).
Этот кровавый акт при поверхностном взгляде на историю Священного Писания кажется бессмысленным и жестоким. Однако, всё остаётся труднообъяснимым до тех пор, пока на свет ни появляется Господь Иисус Христос. Спаситель Сам стал «тельцом» для жертвенника и окропил Кровью Своею Жертвенник-Крест, чтобы раз и навсегда очистить души наши от пропасти богоотчуждённости. Это Божие указание есть прообраз Великой будущей Жертвы за наши грехи. «Христос <..> со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:11,12 ), говорит апостол Павел в письме к иудеям.
Вот так Богочеловек примирил человека через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вкушение Крови и Плоти Божией, шагом минуя непреодолимую пропасть, становимся причастными Царству Небесному.
^ Почему установлены запреты на пищу?
В Апостольских правилах есть особые указания на отношение христиан к Ветхому и Новому Заветам. Там сказано: «Книги же яко подобает почитати Ветхого и Нового Завета суть». Поэтому Православная Церковь анафематствовала, то есть отлучила от Себя, всех тех, кто усомнился в святости и богодухновенности книг Ветхого и Нового Заветов.
Святитель Амвросий Медиоланский называл оба Завета «чашами премудрости» в наших руках, потому что, говорил он, из «обеих пьете Христа».
Договор Бога с людьми
Слово «завет» означает договор. Под «Ветхим Заветом» подразумевается договор с древними праведными патриархами, то есть отцами и представителями народов земли, – Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Их можно представить драгоценными семенами, упавшими сеятелю в руку в период всемирной засухи. Цель Господа – уберечь от болезней и смерти жизнь в этих семенах, то есть сохранить чистоту веры и рода, в котором должен появиться на свет Христос, Спаситель мира. Поэтому Он выдвигает строгие требования в вере, преданности и послушании. Взамен же даёт Своё благословение и обещает даровать спасение народу Божиему.
Забота Всевышняго о людях Своих заключалась в Его заповедях, некоторыми из которых были заповеди о внимательном отношении к пище. Однако, необходимо понимать, что теперь, когда Христос уже родился, жил между нами, был распят, воскрес и восседает одесную Бога Отца, это ветхозаветный договор, строгий по понятным уже причинам, приведен в исполнение. А ныне для нас тянется время Нового Завета, договора между всему людьми без выделений и разграничений, договора «покаяния-прощения», главным критерием которого является наша личная совесть.
^ Критерий воздержания от пищи – наша совесть?
Из чего исходил Господь, устанавливая такие разделения, сказать трудно. Быть может, здесь отражаются некие санитарные соображения, но скорее всего то, о чём знает только Бог, а мы можем только догадываться. Одно ясно, если заповедь – это тропа, то нарушение заповеди – это болото в стороне от неё, – можно завязнуть и никогда не выбраться. Так, невидимые границы этой спасительной тропы – Божиего «договора», ныне пришедшего в исполнение – инерционно, подобно раскрученному велосипедному колесу, тянутся и до нашего времени. Так, к примеру, апостол Лука рекомендует «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», но тут же ставит на этом грубом пьедестале заповедь новой высоты, Нового Завета, заповедь суда собственной совести: «не делать другим того, чего себе не хотите» ( Деян.15:29 ).
А апостол Павел, подтверждая отмену Христом необходимости ветхозаветного закона, говорит, что закон этот не может «сделать в совести совершенным» исполняющего его, ибо доходит только «до плоти». Эти заповеди были установлены, говорит он «только до времени исправления». Только Христос, пишет апостол Павел, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ( Евр. 9, 9–14 ).
О благословении на нарушение по необходимости этой заповеди говорит и апостол Пётр. Ему было видение, в котором к нему во время голода и молитвы спустился с отверстого неба «некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». В этом полотне находились «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные». Господь призвал Петра поесть, однако Петр, испугавашись, ответил, что он «никогда не ел ничего скверного или нечистого». И Господь ответил ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян. 10, 9–15 ).
Так, на «Апостольском» соборе было принято и ограничить эту заповедь постановлением воздерживаться от крови, удавленины и идоложертвенного мяса ( Деян. 9:12 ), то есть приносимого на поклонение идолам. Но всё же, на высоте своей боголюбивого сердца апостол Павел разрешает вкушение всего, «что продаётся на торгу, <..> без всякого исследования, для спокойствия совести» христианского сердца. При этом он находится уже на такой высоте, что личность его растворяется в подвиге бесконечной любви. «Для слабых я был слаб, чтобы приобрести слабых, для всех я стал всем, чтобы спасти, кого можно» ( 1 Кор.9:22 ), говорит христоподобный апостол Павел.
Для той любви, которой любил апостол Павел, нет никакого ограничения, ничего чистого и нечистого, никакого закона, ибо он стал выше закона. Так и для нас закон этот нужет только с целью приобретения такой безграничной и жертвенной любви к Господу и ближнему своему. Нам, кто всё ещё страстные желания чрева своего путает с жизненнонеобходимой истиной.
Автор: Диакон Владимир Рождественский,
физиотерапевт НИДОИ им. Г.И. Турнера
Можно ли христианам есть курицу
Можно ли христианам есть мясо халяль?
Традиция халяль породила серьезные вопросы среди христиан. Позволительно ли есть мясо животного, над которым произносилось имя Аллаха? Какие библейские принципы помогут принять правильное решение?
В Великобритании все магазины, рестораны и супермаркеты продают мясо халяль. Мы можем найти его в меню школьных и больничных столовых. Его предлагают на спортивных мероприятиях. Если мы пойдем в гости к мусульманам, то мясо, которое нам предложат, скорее всего, тоже будет халяль. Сложно избежать употребления мяса халяль, тем более, что потребитель не всегда может найти достаточно информации на упаковке.
“О вы, которые уверовали! Ешьте блага, которыми Мы вас наделили, и благодарите Аллаха, если Ему вы покланяетесь. Он ведь запретил вам только мертвечину, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото не для Аллаха” (Коран 2: 167-168).
“И не ешьте того, над чем не упомянуто имя Аллаха” (Коран 6:121).
Традиция халяль породила серьезные вопросы среди христиан. Позволительно ли есть мясо животного, над которым произносилось имя Аллаха или праздничное жертвенное мясо? В каких случаях можно это делать, а в каких нет? Какие библейские принципы помогут принять правильное решение?
МАРКА 7:1-23 / МАТФЕЯ 15:1-20
В Евангелиях Иисус Христос учит, что ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его в глазах Бога. Человека оскверняет то, что исходит изнутри, потому что все, что исходит из уст – исходит из сердца, и подобные злые помыслы делают общение с Богом невозможным.
Учение Христа приведено в контексте спора относительно иудейских законов о пище. Эти законы запрещают иудеям есть определенную пищу и принимать ее от не иудеев, потому что они считают их «нечистыми». Но, сказав, что пища не может осквернить стоящего перед Богом, Иисус (согласно Мк. 7:19) объявил всякую пищу «чистой». Его ученики могут есть любую пищу и это не осквернит их.
1 КОРИНФЯНАМ 8–10
В этих главах апостол Павел отвечает на споры, возникшие между христианами Коринфа относительно употребления в пищу идоложертвенного. Некоторые из них утверждали, что это поклонение другим богам. Другие заявляли, что иных богов нет, и поэтому они могут свободно участвовать в языческих празднованиях, во время которых совершалось жертвоприношение идолам.
Павел соглашается с тем, что «идол в мире ничто» и пища, преподносимая им, не имеет религиозного значения. Земля и все, что ее наполняет, принадлежит Богу, а значит и пища от Него и поэтому не может быть оскверненной.
Но Павел также говорит о конкретных случаях, когда нельзя употреблять в пищу идоложертвенное. Недопустимо участвовать в праздновании, если они проходят в языческом храме, так как подношение идолам на самом деле подразумевает подношение бесам, которые стоят за этим ритуалом. Вкушать пищу в подобной обстановке означает дружить с бесами.
Кроме того, есть верующие, которые считают, что неправильно есть идоложертвенное. Мы не должны отстаивать свою точку зрения, если это может стать камнем преткновения для таких христиан.
РИМЛЯНАМ 14:1 – 15:6
Здесь Павел пытается разрешить разногласие, возникшее между христианами из евреев, которые считали, что необходимо соблюдать иудейские традиции и христианами из язычников, которые утверждали, что свободны от таковых. Он убеждает тех, кто строго следует пищевым запретам не судить других, потому что все будут держать ответ перед одним Богом.
При этом Павел настаивает на том, чтобы те, кто не придерживается пищевых запретов, не презирали тех, кто соблюдает их, но были терпимы к ним и не давали повода претыкаться. На самом деле, ничто не может быть нечистым само по себе. Но если человек считает что-то нечистым, то для него это так и есть. Если, употребляя мясо, мы принуждаем других христиан делать то, что они считают неправильным, мы толкаем их к греху.
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 15 И ОТКРОВЕНИЕ 2
В 15-й главе Деяний в письме иерусалимской церкви дается наставление уверовавшим из язычников в Антиохии и прочим воздерживаться от пищи, принесенной в жертву идолам. Во 2-ой главе Откровения Бог обвиняет две церкви в том, что они попустительствуют тем, кто учит других употреблять в пищу идоложертвенное.
ПРИНЦИП
Фоном для высказываний Иисуса были иудейские религиозные предписания. Он заложил принцип, согласно которому не пища оскверняет человека, а то, что внутри него самого. Таким образом, Он выступил против иудейской традиции различать пищу по религиозному признаку. Иисус Христос утверждает, что пища сама по себе не является негодной.
Павел подтверждает это в контексте язычества. Обычно мясо животного, убитого во время жертвоприношения в храме, поступало в открытую продажу на рынке и его мог купить кто угодно. И снова, Павел подтверждает принцип, что любая пища пригодна к употреблению.
ПРАКТИКА
Однако существуют ситуации, когда мы должны для себя решить, как применять этот принцип на практике. Одной из таких ситуаций может быть идолопоклонство. Хотя идолы сами по себе не значат ничего, но за ними стоят демонические силы. Таким образом, христиане должны избегать участия в таких мероприятиях и не употреблять пищу в этом случае.
Другим случаем может стать присутствие за столом христианина, который следует традиции не есть мяса, которое было посвящено идолам. Нужно уважать братьев и сестер, которые имеют подобные проблемы, и воздерживаться от подобной пищи в их присутствии.
По мнению Павла, в гостях допускается употребление мяса, если его происхождение неизвестно. Однако если становится известным, что мясо идоложертвенное, необходимо воздержаться от пищи, принимая в внимание приверженность хозяина (1 Кор. 10:27-29). Если человек предупреждает нас о происхождении мяса, следовательно, хочет, чтобы мы воздерживались.
Нехристианин может попытаться склонить нас на свою сторону, предложив идоложертвенное мясо, с тем, чтобы мы участвовали именно в жертвоприношении. В 15-й главе Деяний и 2-ой главе Откровения указаны ограничения относительно употребления идоложертвенного мяса и обвиняются церкви, поощряющие такую практику.
Существуют две основные проблемы в отношении пищи халяль. Первая заключается в способе умерщвления и вызывает спор по поводу того, что убиваемое животное терпит ненужные страдания. Вторая проблема заключается в молитве, которую произносят над забиваемым животным: это может быть бисмиллях (во имя Аллаха) или шахада (нет бога кроме Аллаха, а Мухаммад – его посланник). Это и есть религиозный аспект того, что делает обыкновенное мясо халялным. Кроме того, халяль – это неотъемлемая часть исламского закона шариата.
Вольно или нет, крупные сетевые супермаркеты учитывают отношение шариата к мясной продукции. В результате большую часть мяса, употребляемого в Великобритании и многих западных странах, получают из животных, забиваемых жестоким способом с прочтением над ними молитвы в соответствии с исламским законом. Можно ли его в таком случае есть? Повторяю, принцип в том, что любая пища пригодна. Если она освящена благодарственной молитвой христианина, то нет никакой причины для христианина не есть ее. Именно так решается эта проблема во многих мусульманских странах, где в магазинах доступно только мясо халяль.
Однако, вопрос о пище не может быть отделен от контекста, в котором он возникает. Отвергая иудейские пищевые постановления, можем ли мы, христиане, принимать исламский закон? Производство продукции халяль является частью процесса исламизации, в рамках которого некоторые мусульмане стараются распространить требования исламского закона не только на своих приверженцев, но и на все остальное общество. Должны ли мы как христиане или другие не мусульмане смерится с диктатурой исламского закона, который уже прочно внедрен в британскую пищевую промышленность и сетевые супермаркеты? Вполне можно говорить о том, что христиане и другие не мусульмане, употребляя мясо халал, способствуют дава (исламская миссия), исламизации общества и господству исламского закона.
Есть и другой фактор, требующий внимание – участие в мусульманском праздновании Курбан-байрам. Это праздник основан на истории из Корана о готовности Авраама исполнить волю Аллаха и принести в жертву Измаила. Коран говорит, что Аллах «потребовал выкуп в виде драгоценной жертвы» (Коран 37:100-107). Это кровавое жертвоприношение, хотя многие современные мусульмане не признают это. Разве позволительно христианам есть мясо, являющееся жертвой крови? Некоторые, конечно, сочтут это празднование сугубо общественным событием, но нельзя забывать основную его причину и почему забиваемому животному оказывается такое внимание. В некоторых мусульманских странах, христиане воздерживаются от мяса, предлагаемого после этого празднования.
В то время как большинство христиан считают, что вкушать мясо халяль в принципе неверно, контекст, в котором это предлагается, должен делать нас осмотрительными в выборе.
Д-р Патрик Сукдео
Международный директор Фонда Варнава
Все ли можно есть христианину?
Библия написана людьми, но вдохновлена Богом. В силу именно этой двойственной характеристики Cвященное Писание часто бывает неоднозначным. Невозможно, скажем, в двух-трех словах пересказать библейское учение о соотношении веры и дел. Придется говорить долго, уточняя многие детали. Также нельзя, к примеру, решительно и точно обозначить учение апостола Павла о предопределении – сколько ни говори, все же останется нечто непонятое. Трудна тема о действии Святого Духа в древней Церкви (в одном случае Дух сходит на уверовавших до Крещения, а во многих других – после (см. Деян. 8:14–17, 10:44–48)). Никто сейчас не может точно объяснить, что значат оброненные апостолом Павлом слова «креститься для мертвых» (см. 1 Кор. 15:29). В Писании есть множество стихов, в отношении которых даже такой выдающийся толкователь, как свт. Феофан Затворник, неизменно говорил: «Сие место темно».
Именно к неоднозначным темам относится также библейское учение о различении яств и о идоложертвенной пище в частности. Вопросы, связанные с пищей, в Церкви и сегодня актуальны. Например, действующая система православных постов – в связи с ней возникает ряд вопросов типа «что можно» и «что нельзя». Для многих представляется нерешенной проблема ветхозаветных пищевых запретов – соблюдать ли их христианину? Также есть новозаветные табу на вкушение некоторой пищи (крови, удавленины, идоложертвенного (см. Деян. 15:20)). Отчего они возникли и касаются ли христиан до сих пор? Попытаемся проследить, что говорит нам об этом Писание.
Библейские повеления относительно пищи находим уже в первой главе Бытия. Бог говорит созданным людям: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам [сие] будет в пищу» (Быт.1:29). Мы видим род пищи первых людей: травы с их кореньями и деревья с их разнообразными плодами. Второй «закон» о еде Бог устанавливает Ною: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9:3). К прежней пище прибавляется мясо всякой живой твари. О причинах такой пищевой «добавки» блж. Феодорит Кирский говорит: «Бог, провидев наклонность человека к идолослужению и обоготворению животных, дал плоть сих последних в пищу, дабы познал, сколь неприлично воздавать божеское почтение земным существам, которые можно убивать и съедать» (1). Есть и иное понимание этого места: «Животные назначаются в пищу после потопа потому, как думают некоторые, что земных плодов со временем недостало бы для множества человеков; что плодотворная сила земли оскудела и что слабость человеческого тела требовала сильнейших вспоможений для своего сохранения» (2).
Господь также делает важное замечание: «Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт. 9:4). Это первая заповедь, касающаяся крови. Далее в Писании она изложена подробнее и имеет моральную (Притч. 28:17) и прообразовательную (Лев. 17:11; ср. Евр. 10:4 и Ин. 1:17) аргументацию. Интересно, что в крови животного предполагается наличие его души. А душу всякому созданию дает Господь. Неслучайно Златоуст осмысляет это место так: «Он (Бог) как бы дает им такое наставление: кровь предназначена Мне, а мясо вам. А делает Он это для того, чтобы с самого начала остановить в них наклонность к человекоубийству» (3).
Следующей ступенью в истории пищевых ограничений был закон Моисея. В нем мы встретим уже знакомые нам повеления о невозможности вкушения крови. Однако к ним добавлены многие другие. Прочитаем пространную выдержку о пищевых запретах Моисеева закона из «Библейской энциклопедии Брокгауза»:
«1)
а) самым древним является запрет на употребление в пищу крови (Быт. 9:4; Лев. 19:26 и след.), потому что кровь, как вместилище жизни, считается священной (Лев. 17:14; Втор. 12:23) и является средством очищения (Лев. 17:11; Втор. 12:27). Существует и запрет есть мясо падшего или растерзанного зверем животного (Лев. 11:39 и след.; 17:15). Такое мясо разрешалось отдать или продать только иноземцу (Втор. 14:21);
б) не разрешалось есть курдюк жертвенных животных, а также весь тук, покрывающий их внутренности (Лев. 7:3 и след., ст. 23–25); это предназначалось в жертву Господу (Лев. 3:3 и след.,16 и след.). Кроме того, простым израильтянам не разрешалось есть определенные части жертвы, предназначенные священнику (Лев. 22:10). Тук павших или растерзанных животных разрешалось применять для других целей (Лев. 7:24).
в) запрещалось употреблять в пищу определенные виды млекопитающих, а также некоторых птиц, водоплавающих, пресмыкающихся и насекомых (Лев. 11; Втор. 14:3–21);
2)
а) под особым запретом находилось мясо вола, забодавшего человека до смерти (Исх. 21:28); запрещалось есть плоды фруктовых деревьев в первые три года плодоношения (Лев. 19:23–25); б) нечистой считалась пища, пришедшая в соприкосновение с умершим человеком (см. Чис. 19:14) или животным (Лев. 11:31–38)» (4).
«Зачем так много всего?» – спросит кто-то с недоумением. Конечно же, данная система должна была заставлять иудеев постоянно думать о богоугождении. Кроме того, все эти запреты, по многим толкованиям, имеют прообразовательное значение, в полноте открывающееся уже в Новом Завете. Но об этом – во второй части нашего исследования.
Можно ли христианину есть кошерную и халяльную пищу?
В Евангелиях нет ни одной заповеди о том, что же запрещено вкушать ученикам Христа, а что разрешается. И это выглядит для знающих Писание очень странным, потому что, скажем, 11 глава книги Левит целиком посвящена тому, что можно было употреблять в пишу ветхозаветному народу, а чего нельзя. Почему же Евангелие молчит о такой, казалось бы, важнейшей для человека теме?
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей,
что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться.
Душа не больше ли пищи, и тело одежды? ( Матф. 6, 25 )
Ведь каждому человеку нужно вкушать какую-то пищу, мы все это делаем каждый день, даже по нескольку раз за день. Это вынудило немецкого философа-материалиста Л. Фейербаха в письме Я. Молешотту бросить яркую фразу «Человек есть то, что он ест»! Правда некоторые приписывают ее Пифагору, но древний мыслитель был настолько таинственной фигурой, что фраз от него осталось много, но достоверность их вызывает сомнения.
Однако сильно сказано: «Человек есть то, что он ест»! Впрочем, и Я. Молешотт не остался в долгу и бросил, как говорят, другое хлесткое выражение «Мозг выделяет мысль, как печень желчь», — а может, это был его соратник по вульгарному материализму Карл Фохт. Это не меняет дела, но отражает материалистическое отношение к человеку как к животному. Пусть и умному. А у животного нет сознательных пищевых запретов: оно ест инстинктивно, удовлетворяя потребность организма в питательных веществах. Человек же непрестанно в своей культуре старается преодолеть в себе животное начало. Вся религия и вся культура своими обычаями как мы вопиет: «Я не зверь, я не жру — я вкушаю пишу, трапезничаю! Я не животное, я не справляю нужду под ближайшим кустиком или деревом, я устраиваю культурные отхожие места! Я не животина какая-нибудь, покрытая шерстью, я одеваюсь, облачаюсь одеждой, украшаю ей себя, отражая тем самым своё отличие, свою культуру!»
А потому религиозные пищевые запреты — одни из древнейших запретов, известных нам в историческую эпоху. Запрещая себе вкушать какую-либо пищу, человек тем самым утверждал, что он способен преодолеть в себе животное начало ради какой-то высокой идеи: как правило — религиозной. Пищевые запреты существовали у жрецов в Древнем Египте, у пифагорейцев в Древней Греции, у аскетов Древней Индии, у персидских зороастрийцев.
Строгое разделение животных на чистых (мясо которых разрешено было употреблять в пищу) и нечистых (запрещенных к вкушению) существовало и в Ветхом Завете: «вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле… ». И далее следуют признаки данных животных. Далее перечисляются животные, запрещенные к вкушению, и говорится: «мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» ( Лев. 11; 2, 8 ). По какой причине Бог в Ветхом Завете установил пищевые ограничения?
А потому апостолы на своем Первом соборе, одним из главных вопросов на котором было соблюдение закона и в том числе ветхозаветных пищевых запретов, постановили, что для новообращенных из язычников нет необходимости в соблюдении строгих ограничений. Апостол Иаков, брат Господень, сам строгий исполнитель Моисеева закона, утвердил это решение своим словом: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» ( Деян. 15, 19-20 ).
«Пищевые запреты не носят сущностного характера, а нужны нам для нравственного усовершенствования, здоровья и благополучия»
Итак, раз наша вера состоит в том, что благой и человеколюбивый Бог сотворил всё мироздание, и, по слову Библии о животном и растительном мире, «увидел Бог, что это хорошо» ( Быт. 1, 12 ), то значит, и пищевые запреты не носят сущностного характера, а нужны нам для нравственного усовершенствования, здоровья и благополучия. Поэтому неправильно ставить вопрос так: чего нельзя есть православным? Апостол Павел ведь не в шутку сказал Коринфским христианам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» ( 1 Кор. 6, 12-14 ). Поэтому в православии нет пищевых запретов, есть добровольно исполняемые христианами ограничения в пище, определяемые Уставом (Типиконом). Если христианин считает себя членом Церкви Христовой, он вместе с Церковью и соблюдает воздержание в пище: не ест скоромное (мясную и молочную пищу) в среды и пятницы всего года, а также в четыре многодневных поста, особенно же в Великий Пост, который есть путь к Пасхе Христовой спасительной. Ограничивая себя в пище, мы вспоминаем о бренности своей земной природы, смиряемся, испытывая голод. Но цель поста не диетическая, а литургическая.
Если мы осознаем литургический смысл поста, т.е. пост как дар грешному человеку для исправления, для усовершенствования в молитве (ведь не случайно говорят, что «сытое брюхо к молитве глухо»), то мы избежим двух крайностей: отношения к посту как к ритуальному ограничению, подобно ветхозаветной заповеди о «нечистом», и, с другой стороны, легковесного попустительства, когда по малодушию мы «выпрашиваем» у священника разрешение на всяческие постовые послабления, а то и сами себе разрешаем скоромное в пост.
В первом случае мы рискуем впасть в наиглупейшее осуждение ближних: мол «мы чистые и светленькие, так как постимся, а эти грешники оскверняют себя, вкушая непостное». Забываем мы в таком случае наставление апостола Павла, читаемое нам перед Великим Постом «едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1 Кор. 8, 8 ). То есть пост – это пахота: пахотой не получишь урожая. Надо еще посеять семена духовной жизни. А вот осуждая ближних, мы много вредим и прежде всего вредим своей душе.
Во-втором же случае, не заботясь о посте как «необязательном обычае», мы сеем на каменистую, непаханную почву. Много ли плодов духовных получим мы в таком случае? Будет ли нам Пасха в радость духовную, если мы перед тем не потрудились над собой в меру наших сил?
Прошу извинить меня за такое длинное введение, но оно необходимо, чтобы понять простую вещь: в православии не может быть ритуальной «чистой» пищи, подобно описанной в 11 главе книги Левит, или предписаний, подобных предписаниям нехристианских религий: иудейского «кашрута», исламского «халяля», кришнаитского «прасада». Не может быть и соответствующих запрещений «нечистой» пищи, кроме определенных Апостольским собором.
Это, однако, не означает, что православным можно вкушать любую вредную для здоровья пищу. Да, святые, покрываемые особой защитой Божией, вкушали и ядовитую пищу и оставались живы. Но это были чудесные случаи, посылаемые Богом в помощь пламенным проповедникам Христа, для уверения неверующих. Нет необходимости есть пищу испорченную, приобретать некачественные продукты, когда существуют возможность выбора. Для этого нам и дан разум: для различения полезного и неполезного.
И тут въедливые знатоки могут заметить: ведь дозволенная иудеям «кошерная» пища, а также мусульманский «халяль» (что по сути очень похоже) отличается нередко отменным качеством. Так, за забоем кошерного скота следит иудейских раввин, отбирая только качественных животных, следя за тем, чтобы животное было быстро забито и т.д. Поэтому, кстати, в кошерных магазинах продукты стоят заметно выше, чем в обычных. Так же и халяльная пища для мусульман подвергается особому отбору. Может, ее стоит покупать и есть: она ведь полезнее? Возникает и другой вопрос: а можно ли вкушать православным пищу, приготовленную по иудейским или мусульманским ритуалам?
Здесь я выскажу уже сугубо личное мнение. Еврейский «кашрут» и исламский «халяль» не является идоложертвенной пищей. Это просто заплутавшие во времени, потерявшие изначальный смысл древние пищевые разрешения и ограничения. Я думаю, нет какого-то специального запрета на ее вкушение (я сейчас не имею в виду специальную ритуальную пищу еврейского Песаха – мацу или ритуально забитого барана на Курбан-байрам: здесь вопрос сложнее, и я не готов его прокомментировать). Но в стремлении покупать эту пищу есть духовная опасность незаметно склониться к тому, что мол «а не стоит ли присмотреться к религии, у которой такая полезная пища». Правда проблемка эта для нас скорее носит умозрительный характер: ну нет вокруг нас массы специализированных еврейских или исламских магазинов, чтобы об этом сильно беспокоиться. Но всё же для того, чтобы и православно идентифицирующие себя наши граждане могли покупать качественные продукты, можно было бы организовать продажу товаров монастырских подворий. Не надо только придавать этому какое-то религиозное значение. Акции по продаже монастырских товаров на рынке по сути мало чем будут отличаться от недавних акций по продаже товаров из союзной Белоруссии: немного дороже, зато качественней. Да и преграду крупных ритейлеров на пути подсобных хозяйств к рынку преодолевать надо. Но покупать в магазине можно любой продукт. Более того… скажу страшную вещь: даже в Макдональдс ходить можно (но, на мой взгляд не нужно).
А вот с кришнаитской вегетарианской едой «прасадом» ситуация сложнее. Ее есть не надо: насколько я себе представляю, это – идоложервенное, потому что кришнаитскую пищу «предлагают» Кришне – богу индуистского пантеона. Только после этого она подается адептам этого неоиндуистского культа. Потому я бы не советовал православным ходить в вегетарианские столовые, если они организованы индуистами. Нет ничего плохого в вегетарианстве как диете, но если оно носит ритуальных характер, то мы себя низводим с высочайшего духовного уровня, заданного литургической Жертвой, на уровень ветхозаветного закона или предветхозаветного язычества. А этого делать не следует.
Не следует и самим православным восстанавливать законодательно-ритуальные пищевые запреты, маркируя продукцию «православный продукт». Если мы стоим в магазине по полчаса, читая мелким шрифтом состав на пачке печенья: «а нет ли там молочного?», — чтобы взять печенье на пост, то в этом есть что-то несуразное. Если печенье жирное и вкусное — то вряд ли оно соответствует цели православного поста. Если же это сухие галеты, то большая ли беда, что в них добавлена молочная сыворотка? Таково моё мнение. Поэтому я в магазине под лупой состав не читаю. Впрочем, и в образчики для усердно постящихся я не гожусь. Главное не забывать, что пищевой пост в православии — всего лишь часть общего богослужебного устава и в отрыве от него имеет мало духовного смысла сам по себе. И не надо забывать, что нет какой-то особой «православной» пищи. «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех» ( Рим. 14, 23 ).
Какое мясо запрещено есть православным даже не в пост
Многие из нас думают, что только в пост нельзя есть мясо и другие скоромные продукты. Оказывается в се намного сложнее: в Ветхом завете можно найти целый перечень продуктов, которые нельзя есть даже не во время поста.
В Ветхом завете сказано, что употреблять в пищу мясо удушенных животных, а также животных, которые умерли своей смертью (им не спустили кровь). Также запрещено есть кровяную колбасу и другие продукты, которые делаются с использованием крови. Такой запрет связан с тем, что в Святом писании говориться - в крови животных находится душа. Ни в коем случае нельзя есть плоть животного вместе с его душой. Если же человек будет употреблять в пищу кровь животного, он приобретет лик того животного, чью кровь съел.
К нечистому мясу относят: дохлых животных (без выпущенной крови), раков, конину, крабов, рыбу без чешуи, кроликов, зайцев, жареную кровь зверей и птиц. Но вместе с тем, нечистое мясо не запрещено есть во время нужды или голода.
Почему нельзя есть крольчатину, конину, зайчатину?
Этот запрет связан с тем, что в пищу допустимо применять только пищу тех животных, которые имеют раздвоенное копыто, или жуют жвачку. К этим животным относят: коз, коров, овец, и тех, что по современным меркам классифицируются как парнокопытные. Зайцев есть также нельзя, потому что это животное хоть и жует жвачку, но не имеет раздвоенных копыт.
Запрет на употребление крольчатины и зайчатины связан еще и с тем, что убивают этих животных ударом по затылку, а значит, кровь остается в животном, а православным есть мясо с кровью нельзя.
Запрет на употребление крабов, раков, рыбы без чешуи
Что касается крабов, раков, а также рыбы без чешуи, запрет на их употребление связан с тем, что эти существа в основном питаются падалью со дна (рак и краб ест останки животных, а такие рыбы без чешуи, как угорь, сом, также не брезгуют падалью), а значит, являются нечистыми. Кроме того, такой запрет связан с тем, что в рыбу без чешуи гораздо проще забраться различным паразитам, а значит, человек съев такую рыбу, может заразиться опасным заболеванием или глистами. Считается также, что в рыбе без чешуи есть определенное количество крови, которую выпустить нельзя.
Можно ли православным есть свинину?
Относительно свинины, здесь также не все так просто. В Библии на этот счет есть следующие слова Такое же предписание имеется и в Библии: «А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь». (Библия. Второзаконие 14:8).
Надо сказать, что все запреты в еде указаны в Ветхом Завете. В Новом же завете в послании Коринфянам апостола Павла есть такие «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести».
Можно ли православным есть конину, мясо кролика, продукты халяль?
Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, можно ли православным есть конину, мясо кролика, продукты халяль, мясо убитых жертвенных баранов? Если нет, то почему? Спаси Господи!
Мясо кролика вкушать не запрещается, а что касается конины, то я ничего не слышал насчет запрета на употребление ее в пищу для православных христиан. Такового в принципе быть не может. Другое дело, что есть определенные традиции в организации питания, но они не могут иметь решающего значения.
В собственном смысле мы не должны употреблять идоложертвенное, то есть такого рода пищу, которая употребляется в других религиях в качестве составляющей части обрядов этих религий. Вот например, мясо «Халяль» — не является идоложертвенной пищей в библейском смысле этого слова. Есть многие страны, где православные живут в окружении людей иноверных, и там другого мяса и не купить кроме того, которое мусульманами предлагается на продажу. Мы, православные, должны относиться к пище халяль нейтрально т.к. нет религиозных оснований приравнивать эту пищу к идоложертвенным.
По словам апостола Павла, человеку можно все, но не все ему полезно и ничто не должно обладать нами (т.е. нужно избегать пристрастий и психологических зависимостей от различных вещей, в том числе и от пищи). И еще говорил апостол, что еда не приближает и не удаляет нас от Бога.
В Новом Завете разделение животных на "чистых" и "нечистых" считается утратившим силу и христианами не соблюдается. И вообще, вопрос о питании является в христианстве второстепенным. Главное — не порабощать себя вещественным началом этого мира, сохранять свое сердце, свой ум и свое тело свободными и готовыми послужить Христу.
Говение же лишь только помогает нам настроиться на правильный духовный лад, увидеть прегрешения и побороться со своими страстями, не более того. Главное в христианстве — это вера, действующая любовью, опять же по апостолу Павлу.
Читайте также: